Odessa DailyМнения

Кто нас судит: судья Суворовского районного суда не знает законодательства о судоустройстве

Андрей Косыгин

6 июля 2012 в 14:44
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

femida-prodavshicaДопускаю, что судьям гораздо интереснее знакомиться с разделами украинского законодательства, которые возвеличивают их статус. А те редкие исключения, закрепляющие права «пересичных» граждан, которые еще встречаются в наших законах, судьи предпочитают читать «по диагонали». С одним из таких проявлений избирательной информативности мне довелось столкнуться сегодня в Суворовском районном суде.

Уже несколько лет я наблюдаю за вялотекущим судебным процессом по уголовному делу об умышленном причинении телесных повреждений средней степени тяжести Татьяне Манчук, лаборантке областной клинической больницы. Потерпевшая и пригласила меня взглянуть в очередной раз в лицо одесской Фемиде.

Впрочем, пока по делу не вынесено приговора, журналист как бы не имеет права «давить на суд» своими измышлениями. Поэтому от оценки судебного действа я воздержусь. Пока.

Тем не менее, в суде сегодня вышел курьезный случай. И поскольку касается он исключительно отношений судьи и журналиста, то ограничения, предписываемые этическим кодексом журналиста, на него не распространяются.

Началось с того, что судья Журик не допустил меня в открытое судебное заседание только на том основании, что решил начать его ранее назначенного срока. Есть у судебной системы такая уловка, с целью избавиться от нежелательных свидетелей, хотя применяется она не так уж часто. Я это «съела», поскольку препирательства с судьей чреваты вызовом охраны и насильственным удалением журналиста из зала судебного заседания без дальнейшей, так сказать, реабилитации.

Ну ничего, дождавшись перерыва в заседании, я все же проникла на охраняемую судом территорию. Естественно, включила диктофон, поскольку имею на это законное право, и не только как журналист, но как любой гражданин, присутствующий в открытом судебном заседании.

Далее привожу текст расшифровки нескольких секунд записи, которые мне удалось сделать:

«Судья: Кто там с диктофоном сидит в зале?

- Я - журналист.

- Прекратить запись. Запрещено.

- Это открытое судебное заседание?

- Я, как председатель, принял решение запретить фиксацию процесса.

- И Вы вынесли ухвалу? Согласно УПК Вы не можете запретить...

- Слушайте меня внимательно, еще раз говорю...

- Вы нарушаете Закон.

- Предупреждаю вас в последний раз...

- Я подчиняюсь, но Вы нарушаете...»
(конец записи).

Безусловно, я была вынуждена прекратить запись, чтобы остаться в зале заседания. А остаться мне хотелось. Тем более, что журналистского блокнота пока запретить никому не удалось.

Итак, какой закон нарушил судья Журик? Может, я была неправа?

Смотрим Закон Украины «Про судоустрій і статус суддів», принятый 07.07.2010 г., статья 11 которого называется «Гласность и открытость судебного процесса». Перевожу на русский специально для судьи Журика, который, возможно, не очень владеет государственной мовой:

1. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения судебного дела. Каждый, кто не является стороной по делу, имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом.

2. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, установленных процессуальным законом. Участники судебного процесса и другие лица, присутствующие в открытом судебном заседании, могут использовать портативные аудиотехнические средства. Проведение в зале судебного заседани фото- и киносъемки, видеозаписи, а также транслирование судебного заседания допускается по решению суда.

3. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда в случаях, предусмотренных процессуальным законом.

Как видим, судья Журик нарушил часть 2 статьи 11 Закона «О судоустройстве и статусе судей», поскольку мой диктофон является портативным аудиотехническим средством.

Возможно, не только судья Журик не знаком с этим Законом, поэтому мой журналистский долг обязывает просвещать не только «пересичных» граждан, но и судей. Чем я и рада воспользоваться.

7 июля, как раз во вторую годовщину принятия упомянутого Закона, я с удовольствием вручу выписку из законодательной базы Верховной Рады служителю Фемиды. Надеюсь, наша радость будет взаимной.

Размещаю эту полезную во всех отношениях информацию на сайте Odessa Daily. Судьи ведь тоже имеют право на информацию...

Андрей Косыгин


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100