Odessa Daily Бизнес
Кто контролирует грузы: зерно
Odessa Daily
16 апреля 2013 в 14:31Маховик экспорта украинского зерна раскручивается. После проблемного 2011 года, крупнейшие компании отыгрались, увеличив поставки на внешние рынки в два-три раза. Центр транспортных стратегий составил рейтинг крупнейших экспортеров украинского зерна по итогам прошлого года.
Дебют Олега Бахматюка в клубе крупнейших зернотрейдеров, неоспоримое лидерство "Нибулона", фиаско "Украинских аграрных инвестиций", которые выпали из первой десятки, а также почти двукратный рост объема поставок, – главные тренды на рынке экспорта украинского зерна по результатам прошлого года. В 2012 календарном году Украина экспортировала 26,5 млн тонн зерна, при этом 59% этого объема вывезли трейдеры из первой десятки.
Собственник компании "Райз" (входит в "Укрлендфарминг") не устает повторять, что кукуруза – это украинская "нефть" и наращивание экспорта зерновых – это шанс для нашей страны занять свою важную нишу на глобальном рынке. Это понимают и крупные мировые трейдеры. Уже в 2013 году их ряды на украинском рынке пополнятся несколькими серьезными игроками, например, Falcon. Пока же, бал продолжают править компании с отечественными инвесторами – в первой четверки таких представляют сразу три игрока.
Немаловажный факт – именно благодаря росту экспорта зерна, украинские порты сумели избежать более глубокого падения грузопотока в прошлом году. Так, рост перевалки экспортных грузов в 2012 году был достигнут только за счет увеличения экспорта зерновых, тогда как по остальным грузам падение составляло от 0,4 до 4%. Похожая ситуация и с "Укрзализныцей", где перевозка уменьшилась только на 2,51% благодаря зерну, которое 57 процентным ростом смогло компенсировать провали по остальным грузам. И это на фоне хронической нехватки зерновозов. "Прирост перевозок зерна в прошлом году составил 3,0% от общей грузовой базы ж/д перевозок. Если бы не позитивная динамика по зерну, то общий объем перевезенной грузовой базы сократился бы не на 2,9%, а на 5,8%", - рассказывает аналитик Центра Транспортных Стратегий Андрей Товстопят. "В перевалке грузов морским транспортом значение зерна было еще выше: если бы не 72% прирост перевалки зерна, общая обработка грузов в морских портах сократилась бы не на 1,1%, а на 9,1%", – заключает эксперт.
Эта публикация дает старт запуску новой рубрики на портале Центра транспортных стратегий – "Крупнейшие грузоотправители". На регулярной основе мы будем анализировать, для кого и на кого работает транспортная система Украины - какие компании и бизнесмены контролируют основные грузопотоки угля, руды, зерна и контейнерных грузов.
Собственник "Нибулон" Алексей Вадатурский
1 (+2*). Нибулон
Доля рынка - 11,5%
Оценка грузопотока - 3 000 – 3 100 тыс. тонн
Каждую девятую тонну зерна из Украины в 2012 году вывезла компания Алексея Вадатурского. Холдинг "Нибулон" обладает собственными перевалочными мощностями возле Николаева, а также большой сетью элеваторов. Это позволяет компании без проблем увеличивать поставки зерна на внешние рынки. Чтобы минимизировать зависимость от "Укрзализныци" Вадатурский возобновляет перевозку зерна по Днепру, предварительно углубляя крупнейшую реку страны.
В прошлом году "Нибулон" поставил на экспорт 3 млн тонн зерна, что на 271% больше чем годом ранее. Это позволило обойти ближайшего преследователя "Хлеб Инвестбуд" более чем на 700 тыс тонн. По всей видимости, "Нибулону" удастся сохранить лидирующие позиции и в текущем году.
Источник: cfts.org.ua
Odessa Daily