Odessa DailyОтдых и культура

Спектакль «Кроткая» - попытка любви

17 марта 2010 в 06:55

тур де форс одесса кроткаяФедор Михайлович Достоевский
страстно любил жизнь, царствие ему небесное.
Она его, однако, не баловала, поэтому он часто грустил.
Даниил Хармс. «Веселые ребята»

Вы давно перечитывали Достоевского? Если читали, конечно, Федора Михайловича. Посмотревшие спектакль «Кроткая», несомненно, захотят перечитать оригинальный текст. Исповедь овдовевшего заемщика прозвучала так искренно, что иногда казалось, что чересчур. А сегодня перечитываю и понимаю, что все имеет право быть.
Исповедальные рассказы Достоевского затягивают. Все эти люди – «из подполья», из ужаса ночного бытия, из-за черты – так страдают, что читать беспристрастно не получается. Если я в кругу знакомых скажу, что люблю читать Федора Михайловича, то обязательно кто-нибудь обзовет «мазохисткой». Но, может быть, благодаря этой литературе мир еще не сошел с ума (и я лично в том числе). Через страдание герои его прозы приходят к истине. Или не приходят. Иногда возникает ощущение, что читаешь исповедь очень больного человека, чья психика иногда приходит в нормальное состояние (хотя кто из нас нормален, вот ведь вопрос), а потом снова проваливается в то удобное для изломанной психики прокрустово ложе.
«Тур де Форс» – театр со стажем. Последнее время его приютом стал клуб «Выход». Именно там можно посмотреть спектакли театра Наташи Князевой в оригинальном виде. При переносе на привычную сцену театра (а клуб имеет очень маленькую сцену и очень маленький зал) спектакли не теряют качества, но слегка уходит тот накал, что возникает в этом подвальном зальчике.
Накала на премьере «Кроткой» хватало. Зал принял все. Герой Сергея Маркова два часа держит зал в напряжении, и можно даже забыть содержание прочитанного ранее рассказа. Достоевский почему-то назвал рассказ «фантастическим», это дало возможность придумать интересную форму передачи материала. Конечно, те, кому за …, помнят советский фильм «Кроткая», с Олегом Борисовым и Ией Саввиной в главных ролях. Тень того фильма отлетает сразу же, как-только появляется на сцене Марков. Он совсем другой. Ему нечего скрывать, он на Высшем Суде – ничего скрыть не получится, так нечего и пытаться. Он даже напоминает Горлума («Властелин колец») – он обнажен, пластика несдержанная, мимика резкая, переходы настроения быстрые, ощущение безумия и ужаса: человек так может быть низок в своих мыслях, так слеп и глух к чужим мыслям. И это так режет глаза вначале, но потом, когда из этого кошмара проступает настоящий человек, который в себе Человека долго задавливал, то оцениваешь мастерство актера и работу режиссера. Мы, зрители, плыли по реке его больного сознания, ведомые им. Мы подчинялись его настроению, мучались его сексуальными кошмарами, переживали катарсис просветления. И это дорогого стоит. Два часа работы на этой крохотной сцене – как мне жаль, что там такой маленький зал. Надеюсь, что будущие спектакли сохранят эту энергетику.
Главная героиня спектакля появяется по задумке авторов только в видеоинсталляциях. Светлана Сокур, сыгравшая Кроткую, смотрит на зрителей только с экрана. И все остальные персонажи тоже оживают только на экране. Это такая дань современности и попытки поиска новых средств выразительности в наше компьютерное время. Иногда это было очень здорово: представляете себе диалог героя с самим собой на экране, это давало очень интересный эффект и заслуживает отдельной статьи. Возникающий временной разрыв конца девятнадцатого века на сцене и начала двадцать первого века на экране вопринимается легко, только вначале легкое удивление. Это оттого, что в голове всплывает первоисточник и старый фильм, но потом это проходит. Да и Достоевский определил жанр, как «фантастический рассказ», поэтому вопросов здесь нет. Но возникает масса других вопросов. Конечно, режиссер может оправдаться, что это только попытка раскрыть тему рассказа, что Достоевский велик и глубок и т. п. Были и будут зрители, которые будут говорить: «У Достоевского этого нет!!! Где вы это взяли?» Перечитала. Действительно вроде бы нет. Еще раз перечитываю. Получается, что есть…
Не буду рассказывать, о том, что есть, чего нет – сходите сами и посмотрите. И у вас появится повод перечитать (или прочитать) оригинальную версию. А пока я очень благодарна театру «Тур де Форс» за интересно проведенный вечер, за то мгновение истины, которое возникло на спектакле. И за повод перечитать Федора Михайловича, царствие ему небесное.
Лилия Штекель, Odessa-daily

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100