Odessa DailyМнения

Кризис в Китае: в чем опасность для России?

Odessa Daily

13 июля 2015 в 16:13
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

На китайском фондовом рынке обвал и паника. Китайские акции подешевели на 20%, и из-за этого Китай уже потерял три триллиона долларов.Чем это опасно для мировой экономики и чем может закончиться дружба России с Китаем, «Снобу» рассказал Михаил Карпов, доцент отделения востоковедения Высшей школы экономики.

Кризис в Китае: в чем опасность для России?

Как 90 миллионов китайцев играли на бирже

Движение капитала в Китае очень жестко контролируется. А возможности для физических лиц вложить деньги крайне ограничены. До марта 2014 года китайцы вкладывались в недвижимость. Случился бум, начал надуваться пузырь, китайское правительство приняло ряд мер командно-административного характера и практически прикрыло рынок недвижимости.

Пузырь сдулся, но китайские граждане понесли деньги в рост на фондовый рынок. 85% игроков на китайском фондовом рынке — физические лица. Bloomberg пошутил, что игроков на китайском фондовом рынке больше, чем членов коммунистической партии — действительно, членов КПК около 70 миллионов, а физлиц, играющих на фондовом рынке, — около 90 миллионов. Одновременно с тем, как китайцы понесли деньги на фондовый рынок, пошел резкий рост маржинальных инвестиций, когда люди берут кредит в государственном банке и государственные же деньги пускают на контролируемый государством фондовый рынок.

В течение последних 12 месяцев китайский фондовый рынок рос со страшной силой и достиг такого объема, что каждому жителю Земли можно отстегнуть до 900 долларов из денег, которые там оборачиваются. Резкий рост фондового рынка произошел на фоне падения китайской экономики — все объективные экономические показатели в реальном секторе минусовые.

Как начался обвал в Китае

Что стало триггером для обвала? Видимо, китайский ЦБ аккуратно вывел из фондового рынка значительные средства и таким образом его обрушил. Это говорит о том, что китайская финансовая система очень ненадежна и страдает от макроэкономических проблем.

Ситуация в Китае намного хуже, чем в России. Внутренний долг КНР составляет, как они сами признаются, около 250% от ВВП, но в реальности, вероятно, даже больше, а накопление денежной массы в китайской экономике — 200% к ВВП. Это совершенно ненормальные цифры.

У китайцев есть командно-административные механизмы, которые могут купировать проблему внутреннего долга на какое-то время. Буквально вчера чуть ли не треть компаний вывели с фондового рынка и запретили новые IPO. При этом банкам была добавлена ликвидность и было сделано послабление по правилам получения кредитов гражданами для того, чтобы они вкладывались в фондовый рынок. То есть, с одной стороны, они денег подбросили, а с другой, резко сократили возможности эти деньги использовать. Думаю, что ситуация сейчас еще может как-то регулироваться, однако, чтобы связываться с Китаем, надо как следует подумать.

Зачем дружат Китай и Россия

Происходящее в Китае — это даже не звоночек, это удар в колокол, сигнализирующий о неустойчивости китайской финансовой системы. Теперь все могут понять, что такое юань на самом деле. Взрыв пузыря на китайском фондовом рынке — огромная потенциальная опасность как для мировой, так и для российской экономики.

Министр экономического развития Улюкаев буквально вчера сказал, что мы не собираемся перекладывать свои резервы в какую-либо из валют БРИКС — понятно, что в первую очередь подразумевались юани. Что ж, это правильно. Это говорит о том, что экономический блок правительства понимает, в чем проблема. Юань — валюта фактически неконвертируемая. Говорить о том, что Китай в ближайшем будущем начнет конвертировать юань по счету движения капиталов, бессмысленно. Все разговоры о том, что юань становится региональной, а то и мировой резервной валютой, также бессмысленны.

Китай не очень надежный партнер: реального доверия и тонкой настройки отношений между Россией и Китаем нет и не предвидится. Есть лишь слоганы и иллюзии. Китайцы очень внимательно следят за ситуацией в России и очень в ней не уверены. Последние цифры российско-китайского товарооборота красноречиво об этом говорят: по сравнению с прошлым годом товарный поток снизился на 36%. В начале года падение политкорректно объясняли китайским Новым годом, во время которого активность экономики Китая снижается. Но по мере того, как наша экономическая система стала складываться как карточный домик, снижение пошло по всем направлениям.

Несмотря на все предупредительные сигналы и проблемные моменты, Россия стремится углубить экономическое партнерство с Китаем. Менее месяца назад во время ПМЭФ было подписано 29 российско-китайских соглашений на один триллион долларов.

У российского политического класса есть масса иллюзий в отношении Китая: что это огромная страна, в которой все растет, что это реальная альтернатива Западу, что это страна больших возможностей, которая финансирует Латинскую Америку и Африку, а значит, и на Россию может пролиться золотой дождь. Китайская история для них — это история грандиозного успеха. При этом у наших элит недостаточно знаний о том, как реально функционирует китайская экономика и финансовая система и как реально китайцы делают инвестиции за рубежом. Российское китаеведческое экспертное сообщество сейчас находится в сложном положении. Уровень государственной экспертизы по Китаю, скажем так, не лучший в мире.

Китай и Россия: фига Западу

Еще будучи премьером, Владимир Путин на одном из петербургских форумов сказал вот что: «Чем экономически Россия отличается от Китая? Ключевая разница в том, что в России свободное движение капитала, а в Китае — ограничено». Эти абсолютно здравые слова указывают на то, что у него есть понимание специфики китайской экономики.

Но сейчас нас зажали с Запада. Российско-китайский контакт в апреле, мае и июне был во многом фигой Западу, но после введения санкций к Китаю стали обращаться с большей серьезностью, уже что-то ожидая от него. В начале этого года Аркадий Дворкович сказал, что мы готовы предложить Китаю до 50% стратегических нефтегазовых месторождений. Китайцы, однако, на это не пошли. История наших с Китаем взаимоотношений превратилась в поиск реальных альтернативных возможностей, другое дело, что этих альтернативных возможностей либо нет, либо они крайне ограничены.

Как Китай относится к России? Крымско-украинская история поставила его в объективно сложную ситуацию. Для китайцев в целом выгоден небольшой конфликт между Россией и Америкой, однако все хорошо в меру. Когда запахло чуть ли не новой холодной войной, Китай резко затормозил в развитии наших отношений. В сентябре прошлого года российско-западный конфликт уже вышел за рамки того, что было выгодно Китаю — по сути, начался процесс распада российской экономической модели, который ускорился в этом году. Когда стало понятно, что будет с Россией дальше, китайцы стали очень осторожно к нам относиться. Да, есть политические заявления, есть подписанные договоренности и слова о тесном сотрудничестве, но Китай не торопится их выполнять. Поэтому еще не факт, что подписанное будет реализовано.

Вспомним и российско-китайское газовое соглашение, подписанное первыми лицами государств: согласно условиям сделки, китайцы должны были внести предоплату за газ в размере 25 миллиардов долларов — насколько я знаю, информации о поступлении этих денег до сих пор не появилось. Кто-то связывает это с тем, что китайцы не договорились о реальной цене, но мне кажется, это свидетельствует о том, что с осени прошлого года они стали гораздо осторожнее к нам относиться.
Михаил Карпов

Источник: snob.ru

Метки: Китай; кризис; фондовый рынок; Деньги и бизнес

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100