Герасим Ковальчук: Хай! Знаешь, встречаться и общаться лично – это одно дело, а вот так «по переписке» совсем иное.
Ута Кильтер: Ещё бы! Я даже по телефону плохо умею разговаривать! Во-первых, не видна мимика, а ведь многое можно лишь обозначая словом, «про-мимицировать» (усугубить, сгладить); во-вторых, невозможно «дополнить жестами» - попросту размахивать или мерно поводить кистями рук. Но главное - в-третьих, меня с едва ли не детства диссиденты учили: «телефон прослушивается!» и даже тому как определять прослушивается ли. Я отлично помню, как надо мной все потешались уже в нынешние времена, когда я предупреждала, что не следует быть особенно откровенным в разговоре по телефону. Ага, а потом во времена злополучного Николая Мельниченко с его «магнитофоном под софой» уже я уточняла: «так что, подслушивают али нет?». Что-то мы не туда куда-то ушли? Да, так вот, лишённая возможности куда-либо ПИСАТЬ, а не только говорить своим «бархатным, неповторимым, тотчас опознаваемым» голосом (в новостийных сюжетах), полезла я в и-нет про себя посмотреть. И увидела, ЧТО там про меня пишут... О!!! О?! Вначале расстроилась было, а потом впомнила, как Юрко Издрык жаловался: «Не розумію, я не здатен зрозуміти: навіщо писати гидоту взагалі й звернену на мене, особисто?», после чего закрыл свой livejournal, а жаль...
Г.К. Тут я вклинюсь, ничего? Наверное в Одессе мало кто знает о том, кто такой Юрко Издрык. А ведь он пишет потрясающую прозу, тексты, выступает как музыкант (способен на жизнь зарабатывать играя на ф-но), словом «митець» и «знаковая личность». Если не ошибаюсь, тебе даже удалось заполучить его к себе в проект «Фиолетовый бархат», для которого он специально текст написал, про то, что большинству украинцев «все фіолетово». У.К. Да, было дело, - и проект с выставкой. Но я об и-нете хочу продолжить. Вот, в очередной раз «грохнули сайт Штекеля» - писать НЕКУДА, а руки уже чешутся – писать хочется «до нестями», а и-нет, похоже, тоже контролируют. Даже Google! Иначе, как объяснить, что он на моё имя выдаёт гадости немыслимые, умопомрачительные, причём написанные в разное время в первую очередь, а затем уж и всё остальное...
Это всё сходно с историей лекции-презентации «Линц – культурная столица Европы 2009. Современное искусство Австрии» в Фонде Эйдоса, в Киеве. Я аудитории показала все 4 программы «Ситуации УТА» про Линц, сам город, их центрЫ современного искусства, музей современного искусства, наш - Лиги «Уровень 14» с их объединением (Kunstverein) «Maerz» проект «Миф об Одессе. Батискаф-3». Всем понравилось, благодарили, даже посольство Австрии. Да, а потом на сайте «сумно» написали, что вот Ута в своих программах красиво шарфиком помахивала... !? Т.е. это единственное, что они сумели там увидеть и понять! Ни имён, ни дат, а я им и про Валли Экспорт, про австрийский акционизм и про многое другое рассказывала, показывала, живьём прокомментировала.
Г.К. Если ты расстраиваешься, то зря, ведь в интернете интеллектуалы особенно не сидят, так, просмотрят и читают. «Читают», как ты об этом везде вещаешь: книги, то что требует состредоточенности, усилия и размышления. Я правиильно запомнил? Скажи лучше, какими новостями ты сегодня занималась? У.К. Сегодня, 17-го апреля 2010-го года, ой, уже вчера, я ознакомила одесситов с тем, каковым был французский современный балет фестиваля «Французская весна в Украине», готовила сюжет по проекту «Горизонталь» в арт центре «Aurum». Ну и попутно нашему редактору стала рассказывать, о том, как фантастично – трагично и сардонически звучит песня Соловьёва-Седого, фактически один из гимнов Одессе «Прощай любимый город», наложенная на документальное видео (Владимира Ильичёва) с горящим домом Русова. А он попутно поинтересовался, а занимает ли тема города наших художников, так, чтоб не про «красоту», а социальный аспект? Ответ был сам знаешь какой...
Г.К. Знаю, они называют себя «современным искусством», а пишут, изображают и представляют «нетленку и сокралку». Нечто вневременное и внеземное. У.К. Стала я вспоминать и ничего кроме своего проекта «Остатки\Останки» созданного на материале (в прямом смысле слова – материалах, из материалов) Оперного театра, где тлен и морок, а опер Вагнера нам точно услыхать не прийдётся. Да ещё 12-летней давности проект «Окна» в Союзе архитекторов припомнился, и это всё. Все остальные только славословят город, его великое прошлое (точнее - «минуле»). Тут много печальнее другое – в городе действуют несколько независимых площадок современного искусства, они называются на профессиональном языке арт спэйсами (art spaces). Там молодняк изголяется. Именно изголяется. Ты думаешь, их занимает этот город, эта страна, это время? Не-а, они всё про «утренние поллюции» пекутся - интимно-утробно-генитальное, а главное, чтоб ПРИКОЛЬНО было. При чём здесь искусство? У них что, стены в их ватерклозетах больше этого уже не вмещают?
Г.К. Похоже на то, что это уже не просто тупость, а нечто похуже... У.К. Да! Похуже! Это именуется как имбецил, знаешь, у них мозг как мыло гладкий, не испещрён извилинами совершенно, но ещё страшнее другое...
Г.К. ЕЩЁ страшнее? У.К. Угу, там отсутствует чувство собственного (человеческого, гражданского) достоинства. «Быть достойным человеком», - им то неведомо. Ибо следует быть достойным ЧЕГО, а у них ничего-то и нету. Так, пустое место, «нуль», у них ничего не болит, у них только чешется, причём в определённом месте. Почему они вдруг решили, что это искусство, да ещё и современное, со-временное чему и кому? Футы, прямо-таки проповедничество какое-то стало из меня выползать.
Г.К. Я подозреваю, что знаю, что ты имеешь в виду. Смотри... У.К. Куда?
Г.К. ... это я так, фигурально. Это твоя излюбленная тема о разуме. Ты ведь решила муссировать её, говоря: «Разум, разум, разумно ли, где твой разум» и т.д. Рассказывают, что ты ещё завела себе обычай при встрече интересоваться у людей, какую книгу они читают сейчас? И отказываешь в праве назваться книгами многое из их чтива. У.К. Святая правда, так я и поступаю, инициируя на приватном уровне подъем интеллектуальности своих знакомых, то бишь отыгрывая, и в жизни провоцируя людей к «Ситуации УТА». Кстати, французский нынешний балет понудил меня залезть в архив и показать неимоверный спектакль Йозефа Надя «Комментарии Аввакума» в своей следующей передаче 21-го апреля (повтор в воскресенье, в полдень).