Odessa DailyМнения

Килийский винзавод: не дали работать, не дают закрыться

Odessa Daily

25 декабря 2012 в 17:25
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Вряд ли кому-то нужно объяснять социальные последствия ликвидации предприятия – это десятки новых безработных, десятки семей, лишенных средств к существованию, и, как следствие – общее падение уровня жизни в районе. Последствия такого события особенно тяжело переносятся в так называемых депрессивных районах, где новую работу найти не так-то просто.

Килийский винзавод: не дали работать, не дают закрыться

Предприятия пищевой промышленности украинского Придунавья до 1990-х годов были известны на весь Советский Союз. Вина, овощные и рыбные консервы, производимые здесь, пользовались заслуженной популярностью у потребителей. Увы, практически ни один из этих заводов сегодня не существует. А недавно стало известно о ликвидации одного из последних предприятий этой отрасли – Килийского винзавода.

По мнению главы Регионального отделения Фонда госимущества в Одесской области Алексея Косьмина, причиной стал абсурдный и ничем не оправданный запрет на приватизацию предприятий, производящих алкогольную продукцию. Отсутствие у арендатора права собственности на целостный имущественный комплекс не позволило ему привлечь инвестиции. Предприятие просто не выдержало конкуренции с новыми частными заводами.

Это – объективные причины. Но есть и субъективные, не менее веские. Как выяснилось, завод много лет ведет изматывающую борьбу с рейдерами.

На недавней пресс-конференции тот же Косьмин заявил: «Рейдеры бывают двух типов. Некоторые захватывают предприятие, чтобы расширить собственное производство. А есть и такие, которые ставят перед собой задачу украсть все, что можно. Это – рейдеры-киллеры».

Килийским виноделам не повезло: они столкнулись с рейдерами второго типа. Борьба с ними велась, когда завод был на плаву, не прекращается и сегодня, когда он в состоянии ликвидации.

«Мало того, что на этом рынке очень высока конкуренция, и не только с местными производителями и частными предприятиями, но и с привозным дешевым пойлом. Так нам еще и приходилось постоянно отвлекать значительные средства на обслуживание юридической службы, многочисленные суды – мы пытались защитить наше имущество», - рассказывает председатель правления ЧАО «Килийский винзавод» Иван Бочковарь.

Обратить внимание на проблему этого предприятия нашу редакцию заставило письмо трудового  коллектива. Как рассказали сотрудники предприятия, представившиеся Любовью и Валентиной, завод стал объектом нападения ни одной из известных украинских рейдерских групп, а… собственной сотрудницы, заведующей лабораторией Валентиной Переверзевой.

Старые сказки на новый лад

Сегодня основную борьбу рейдер ведет за дом.

В 1999 году на общем собрании коллектива арендного предприятия было решено купить в Килие дом и принять его на баланс завода – для дальнейшего предоставления в качестве служебного жилья своим специалистам. Право проживать в нем получила завлаб Переверзева и члены ее семьи.

С тех пор она уже несколько лет не работает на заводе, но заставить бывшую сотрудницу освободить служебное жилье предприятие не может. Более того, жильцы даже не платят за коммунальные услуги, предоставляя это заводу. Вся эта история до смешного напоминает детскую сказочку о зайчике и лисичке, но на новый лад.

В августе 2003 года, используя поддельную печать несуществующего уже арендного предприятия (в 2002 году оно было реорганизовано в ЗАО, а затем – в ЧАО), Валентина Переверзева от имени владельца строения заключила с арендным предприятием бессрочный договор о содержании дома за счет завода.

От лица несуществующего арендного предприятия по доверенности договор подписала ее союзница О. Кутузакина.

Снять с баланса предприятия этот дом Переверзева не успела. Поэтому, используя поддельные документы, она попыталась через суд признать жилье своей собственностью.

Она обратилась в суд с иском против территориальной громады города Килия в лице городского совета – о признании права собственности на указанный жилой дом. Но суд признал право на здание за преемником арендного предприятия – ЧАО «Килийский винзавод».

Однако съезжать бывшая сотрудница завода не намерена. В беседе с корреспондентом Odessa daily Переверзева заявила, что этот дом – не ведомственное жилье, а общественное. И она, имея ордер на данную жилплощадь, может проживать на ней неограниченное время – на вполне законных основаниях.

Кроме того, по словам бывшего завлаба, есть еще одно решение суда – на этот раз хозяйственного, который признал за ней право собственности на данное жилье. А акционеров ЗАО ждет еще один суд – горсовет хочет заставить их выполнить его решение от 30 августа 2012 года «Об обязательстве ЧАО «Килийский винодельческий завод» передать жилые дома в коммунальную собственность». В решении килийские депутаты ссылаются на Постановление Кабмина от 5 сентября 1996 года «О поэтапной передаче в коммунальную собственность объектов социальной сферы, жилищного фонда сельскохозяйственных, перерабатывающих, обслуживающих предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, основанных на коллективной и иных формах собственности».

Данным документом городское собрание обязало ЧАО передать в коммунальную собственность  территориальной громады Кили два жилых дома. Пикантность ситуации в том, что мэр Килии - Максим Переверзев - по совместительству муж Валентины Переверзевой и проживает в одном из этих домов. При этом мэр с супругой не допускают ни представителей ЧАО, ни сотрудников БТИ для проведения инвентаризации, осмотра конструкций и технического оборудования дома.

Акционеры «Килийского винзавода» усматривают в действиях городского головы признаки коррупции. И не безосновательно.

Что же касается решения хозяйственного суда, то его они никогда не видели и сомневаются, что оно вообще было.

Хорошо знакомы с этой ситуацией и в РО ФГИУ. Представитель отделения Юлия Кислица объяснила нашему корреспонденту, что горсовет мог принять такое решение, но вот заставить предприятие передать ему на баланс дом не имеет право. Строение, о котором идет речь, никогда не находилось в госсобственности. А постановление Кабмина, на которое ссылаются авторы решения Килийского горсовета, касается только объектов, находящихся на балансе приватизированных государственных учреждений, не вошедших в их уставные фонды. Данные же дома – частная собственность арендаторов, приобретенная за их деньги. По мнению специалиста, их можно отнести к категории служебного жилья и принять в коммунальную собственность города только с согласия владельца.

Переверзева же утверждает, что она имеет право выкупить этот дом. И такие переговоры велись, но продавец и покупатель не сошлись в цене. Владельцы дома хотят получить за него 250 тысяч гривен, а семья Переверзевых – купить по остаточной стоимости, которая будет, конечно же, значительно ниже.

Вряд ли сторонам удастся договориться – их отношения имеют давнюю и не очень мирную историю.

Хроника событий

ЗАО «Килийский винодельческий завод» (сегодня – ЧАО) было создано в процессе реорганизации одноименного арендного предприятия – в соответствии с требованиями ряда Законов Украины, в частности «О хозяйственных обществах», «О предприятии», «О предпринимательстве», «О собственности» и прочее. Оно стало правопреемником арендного предприятия. Учредительный договор о создании акционерного общества был утвержден 22 октября 2002 года. Документ подписали все арендаторы предприятия, пожелавшие стать акционерами ЗАО и внесшие свой взнос в его уставный фонд. Каждый акционер лично поставил свою подпись в договоре. Среди них была и заведующая лабораторией Валентина Переверзева.

В декабре того же года было зарегистрировано ЗАО «Килийский винодельческий завод» и ликвидировано арендное предприятие.

Преступный умысел

В августе 2003 года Переверзева, успевшая к тому времени продать свою долю в уставном фонде ЗАО, и ряд сотрудников завода провели два заседания членов уже не существующего арендного предприятия, на которых приняли решение об избрании главы правления организации арендаторов, изготовлении печати, штампов, переоформлении банковских счетов.

А дальше завлаб показала себя достойной наследницей Остапа Бендера. Только невольным участника и жертвам ее аферы, в отличие от читателей романов наших земляков, совсем не до смеха.

Именуя себя главой правления организации арендаторов несуществующего арендного предприятия, Переверзева заваливает местные и районные органы власти и правоохранительные органы различными жалобами, заявлениями, обращениями, запросами, моделируя конфликт на предприятии. Целью этих действий было переоформить часть имущества акционерного общества на арендное предприятие, которым она якобы руководит. То есть забрать его в личную собственность.

Переверзева прекрасно сознавала, что предприятие нужно держать в постоянном напряжении, поддерживая на нем нестабильность, поскольку оно нуждается в постоянной защите, что не может не сказываться на экономической ситуации на заводе и не привести к потере его позиций на рынке вина.

За все время борьбы АО «Килийский винзавод» с Переверзевой суды рассматривали порядка 100 (!) судебных споров, не считая слушания дел в апелляционных и кассационных инстанциях. Этим организатор рейдерского нападения нанесла предприятию ущерб более чем на миллион гривен!

Суета вокруг этикеток

«Наклеивать ярлыки - это мы обезьянам не отдадим», - восклицал герой рязановского «Гаража».

Вот и Валентина Переверзева не была намерена отдавать кому-либо право наклеивать ярлыки… вернее, этикетки. Тем более, что в данном случае наклеивать этикетки – весьма прибыльное дело.

Пользуясь подделанной печатью несуществующего арендного предприятия, она выдает главному экономисту А. Кириленко доверенность на право передачи права собственности на промышленные образцы «Комплект этикеток для вина «Венок Дуная» по патенту Украины № 4548 и «Бутылка» по патенту Украины № 6156.

А. Кириленко, в свою очередь, передает право использования данных патентов В. Преверзевой и О. Кутузакиной. Это незаконное действие было оформлено соответствующими договорами. Взяв за основу договор о передаче прав собственности на патенты, В. Переверзева и О. Кутузакина обратились в суд с иском к ЗАО «Килийский винзавод» - с требованием взыскать с предприятия по три миллиона гривен каждой за якобы использование патентов без их ведома.

Сейчас встречный иск предприятия к Переверзевой рассматривает Приморский районный суд Одессы.

Печать и махинации

Владение печатью предприятия, пусть и несуществующего, открывало для желающих совершить неправомерные действия перспективы, по сравнению с которыми афера с этикетками кажется детской игрой.

Так, пользуясь печатью, Переверзева снимает с расчетного счета предприятия в Килийском отделении АКБ «Имэксбанк» более 50 тысяч гривен и присваивает их.

В 2010 году бывшая завлаб подала в суд иск против ЗАО «Килийский винодельческий завод» (КВЗ) о взыскании доли (трудового вклада) в имуществе ликвидированного арендного предприятия. Бывшая сотрудница оценила свой трудовой вклад - ни много ни мало – почти в полмиллиона гривен. Расчеты распределения долей работников КВЗ были произведены по поддельной методике.

Суд удовлетворил иск и взыскал с ЗАО в пользу Переверзевой 465 тысяч 501,37 гривну долга, 4 655,01 гривен государственной пошлины, 236 гривны затрат на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, и еще 4 655,01 гривен на правовую помощь, предоставленную адвокатом.

Руководство завода обжаловало это решение, и суды второй и третей инстанции - Одесский апелляционный хозяйственный суд и Высший хозяйственный суд Украины - отменили данное решение.

Сегодня, увы, речь о возрождении завода не идет. У акционеров одна забота – вернуть права на свое имущество, взыскать с мошенницы незаконно полученные ею деньги, рассчитаться с коллективом и спокойно закрыть предприятие. Не дают… Руководство ЧАО готовит новые иски к Переверзевой, а также обращение в прокуратуру.

Евгения Юрьева

Метки: Переверзева

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100