Владельцы «Черномортехфота» банкротят предприятие и незаконно увольняют своих сотрудников. Об этом заявили сегодня участники пресс-конференции, посвященной возвращению в Одессу членов экипажей каравана, отправленного год назад в Марокко на выполнение дноуглубительных работ.
По словам капитана судна «Тендровская» Александр Скичко, летом 2011 г. «Черномортехфлот» подписал договор с зарегистрированной на Кипре оффшорной компанией Quor Construction, согласно которому для выполнения дноуглубительных работ ушел караван в составе земснаряда «Виктор Лекарев», шаланд «Тендровская» и «Хаджибеевская, а также судна «МЗ-10». Всего – 57 человек экипажей. Однако по прибытию на место выяснилось, что суда не могут выполнять работы – они предназначены для работы с глиняным грунтом, а работать предстояло со скальным.
После этого земснаряд «Виктор Лекарев» - самое крупное и ценное судно, 27 человек экипажа – отогнали в Турцию, где, якобы, для него была работа, а остальные суда оставили у берегов Марокко. При этом заказчик и судовладелец зарплату людям выплатили всего за месяц, не обеспечили доставку воды и продуктов.
Члены экипажей, у которых была финансовая возможность, самостоятельно, за свой счет вернулись домой. Остальные пытались добиться, чтобы их вернул работодатель. Капитаны же судов не могли покинуть их, не передав документы и печати.
Вместе с тем, ни «Черномортехфлот», ни Quor Construction не выходили на связь и не предпринимали никаких действий. А близким моряков главный инженер «Черномортехфлота» Игорь Цибуля заявил, что компания за эти экипажи не несет ответственности, поскольку они работают по контракту с зарубежной фирмой.
Вместе с тем, по информации Благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль», которая помогла морякам вернуться домой, за кипрской компанией стоят те же люди, которые владеют «Черномортехфлотом».
Как выяснилось позже, всех членов экипажей каравана незаконно отправили в неоплачиваемый резерв, а позже – уволили без их ведома и согласия.
Люди пробыли за границей почти год, тогда как подписывали контракт на 4 месяца плюс – минут месяц. Суда же остались в Марокко и Турции. В случае какой-либо аварии на них и экологической катастрофы ответственность будет нести не судовладелец, а государство Украина. Поскольку все эти суда – под украинским флагом, отметила депутат Одесского горсовета, член наблюдательного совета «Ассоли» Светлана Фабрикант.
По словам Виктории Кондаковой, юриста, сотрудничающего с благотворительной организацией «Ассоль» сейчас ведет переписку с кипрскими партнерами, чтобы выяснить, каким имуществом располагает Quor Construction и насколько реально в судебном порядке взыскать с нее долги перед экипажами каравана. Взыскать же долг с ПАО «Черномортехфлот» нереально: суда компании находятся в залоге, на счетах нет денег, а в отношении самого общества возбуждено дело о банкротстве.
Иск в хозяйственный суд Одесской области подало отделение Пенсионного фонда в Приморском районе Одессы. После этого руководство компании перевело на счета своим сотрудникам, долг по зарплате перед которыми составляет порядка года, по 1 коп.
По мнению С. Фабрикант, компания продаст свои суда на металлолом – так она выручит больше, чем за работающие суда. А на рынке дноуглубительных работ Украины не останется отечественных компаний. Его займут иностранные фирмы.
Справка. ПАО «Черномортехфлот» было приватизировано в 2009 г. Его владельцы – бизнесмены Борис Кауфман и Александр Грановский.