Odessa DailyАфиша Одессы

Какой видят Украину в Европе: дискуссия с участием Влада Троицкого, Олега Вергелиса и Яна Пописа

Odessa Daily

17 июня 2015 в 14:09

Дискуссия на тему «Продвижение культурного имиджа Украины» собрала за одним столом культурных критиков Яна Пописа (Польша) и Олега Вергелиса, режиссёра Влада Троицкого, арт-директора Первого Международного фестиваля «Odessa Classics» Алексея Ботвинова, а также культурологов, искусствоведов и меценатов Одессы.

Какой видят Украину в Европе: дискуссия с участием Влада Троицкого, Олега Вергелиса и Яна Пописа

Эксперты представили свой взгляд на то, каким является образ нашей страны на Западе и предложили возможные шаги по его формированию, улучшению и продвижению.

«Большая непонятная и немного пугающая страна»
«Большая непонятная и немного пугающая страна, которая сама до конца не определилась с тем, чего хочет», – такой, по мнению писателя, культуролога и мецената Евгения Деменка, видят Украину в Европе. Евгений отмечает, что Украину воспринимают, с одной стороны, как страну, в которой живут свободолюбивые граждане, готовые свергнуть власть и выбрать ту, которую хотят, но, с другой, недостаточно дисциплинированные, чтобы после все наладить.
Культуролог сравнил представление о нашей стране в мире с официальными талисманами Евро-2012: «Было много споров том, какими они (талисманы) должны быть. В итоге выбрали совершенно безликих кукол и это, к сожалению, отвечает представлению об Украине на Западе».
Евгений акцентирует, что в Европе об Украине знают мало: «Если говорить, например, о живописи, я часто бываю за границей и в книжных магазинах не видел книг ни об одном украинском художнике, кроме Бориса Михайлова, который давно живет в Германии. За границей не презентован ни один украинских художник».
Решение этой ситуации, как считает спикер, заключается в направленном позиционировании Украины как страны, рождающей таланты. «Нужно ассоциировать Украину с известными именами: из прошлого и современными. В первую очередь, маркировать места, например назвать аэропорт в честь выдающейся личности».

«Сейчас Украина попрошайничает на Вселенской паперти»
Михаил Фрейдлин кандидат экономических наук, автор и продюсер фестиваля «Master-Jam Fest» заострил внимание на важности качественного имиджа и бренда страны: это те главные активы, которые перерастают в капитал. «Украина на старте независимости входила в Топ-10 самых перспективных стран мира с точки зрение интеллектуального потенциала, а сейчас она попрошайничает на Вселенской паперти», – резюмирует эксперт.
Как рассказал Михаил, в Европе его часто спрашивают: «Если вы (украинцы) такие умные, почему такие бедные? Когда мы приезжаем туда (в Европу), то производим хорошее впечатление: обсуждаем на равных и даже превосходим с точки зрения культуры, эрудиции и знаний. В Украине IQ каждого отдельного человека высокий. Но коллективный IQ очень низкий».
Поэтому Михаил Фрейдлин уверен, что стране нужен всеукраинский мозговой штурм и развитие креативной экономики, ведь именно в творческой сфере, по его мнению, лежат самые высокие сверх добавленные стоимости. В качестве примера спикер приводит последний инновационный проект «Master-Jam Fest»:
«В этом проекте мы объединили информационные технологии с традиционным смыслом фестиваля. Возбудили мировое джазовое сообщество и «вытащили на поверхность» лучших из лучших. И если в Одессе нас почти никто не заметила, то в мировых СМИ вышло более 2,5 тысяч публикаций о фестивале. Его настолько высоко оценили, что нам бесплатно выделили страницу в самом крупном фестивальном гиде мира. Стоимость одной страницы – 10800 фунтов».

О роли государства в культурной сфере
Юрий Дикий профессор, глава Миссии Д. Ойстраха и С. Рихтера говорил о близкой ему музыкальной сфере Одессы. Ссылаясь на пассивное участие государства в культурной жизни и некомпетентность его отдельных лиц, профессор Дикий считает, что нужно бороться с непрофессионализмом, причастных к культуре людей, в том числе, журналистов.
С мнением Юрия Дикого согласен Михаил Рашковецкий искусствовед, арт-критик, куратор многочисленных культурных проектов: «Нужно, чтобы популяризацией бренда Украины занимались компетентные люди, профессионалы». Однако, по его мнению, напротив в сфере культуры невозможно иметь дело с государством.
На что возразил известный одесский журналист Александр Галяс: без помощи государства не удастся поддержать культуру. «Например, есть такой замечательный человек как Лина Костенко и я подозреваю, что она давно заслуживает Нобелевскую премию. Для этого ее нужно «раскрутить» – сделать переводы, вложить деньги – для этого и нужна помощь государства.
Режиссер Владислав Троицкий наоборот уверен, что можно заниматься продвижением культуры и без государственных денег. «Мы (командой украинского фестиваля «ГогольFest») сделали в Париже месячный фестиваль украинского искусства без Минкультуры и (государственных) денег. Фестиваль («Украина – свободная сцена») обсуждали газеты «Либерасьон», «Le Monde», «Le Figaro». В следующем году он состоится в Вене и Будапеште, ведем переговоры с Варшавой», – поделился киевским опытом Владислав.
Не согласен с мнением Троицкого Алексей Ботвинов: «С одной стороны, искусство делают пассионарии, личности. С другой, нужна помощь государства. Я восхищен примером Влада (Троицкого) он – герой, делает фестиваль без государственной поддержки. Но это неправильно. Искусство вечно, пока финансируется меценатами и государством – это мировой принцип».

Как Украину видит Польша: действия Путина и спортсмены
«То, что делает Путин, и спортсмены – такой видят Украину в Польше», – рассказал польский критик Ян Попис. Он уверен, что нужно срочно менять сложившееся представление. Ян согласен с тем, что сказал на концерте-открытии фестиваля председатель Одесской ОГА Михаил Саакашвили: «Где классическая музыка – там будущее».
Ян Попис поделился личными впечатлениями об Одессе:
«Я вижу в Одессе огромную традицию. Французскую традицию, мощные европейские корни и даже, возможно, немного польскую (традицию). Это следует взять как основу для развития и показать, что в Украине не только война. Но традицию нужно построить на абсолютно новых формах». Критик согласен с тем, что культура – это хорошая площадка для развития. «У Одессы есть свои иконы – Потемкинская лестница и Оперный театр – на них можно создавать имидж проектов», – отметил Ян Попис.
Влад Троицкий: пора прекратить заниматься индульгированием своей несчастности
Украинский режиссер, организатор Международного фестиваля «Гогольfest», Влад Троицкий считает, что нужно прекратить заниматься «индульгированием своей несчастности»: «Я всегда считал, что в Одессе живут драйвовые люди, но тут (на дискуссии) я услышал, что кто-то что-то не сделал. Беда в том, что мы ожидаем что кто-то все решит. Но ничего не произойдет, пока сам не возьмешься за свою жизнь и жизнь города». Режиссер акцентировал, что в Одессе сильная община и для решения вопросов культуры именно одесской элите стоит объединиться и определиться между собой, чего они хотят: «Услышьте друг друга и объединитесь. Тогда будут дела. Иначе каждый будет несчастен в своем «блиндажике».
Режиссер отметил в качестве хорошего примера фестиваль «Odessa Classics», который организовал Алексей Ботвинов: «Фестиваль, который делает Леша – кристаллообразующий, это катализатор новых смыслов – вот он имидж, та Украина, которую мы хотим».
Владислав Троицкий резюмирует, что Одесса, да и Украина, оценена на 5 % потенциал того, что здесь может происходить. «Мы безжалостно относимся к тому, что есть. Но о печальке я бы не говорил, по крайней мере сейчас во власти появились люди, которые хотя бы об этом (культурной сфере Украины) размышляют», – считает он.
Влад Троицкий: Украине нужно создавать коллаборационные проекты с европейскими институтами.
Влад Троицкий уверен, что Украине нужен культурный HUB, связанный с образованием и новым типом презентации. Режиссер приводит в качестве примера создание коллаборационных проектов. «Мы выстраиваем всю политик на основе коллаборационных проектов. Есть Польский, Американский, Чешский, Британский институты в Украине, которые должны пропагандировать их культуру здесь. Но мы договорились о коллаборации – приезжает зарубежный режиссер, дирижер и с украинскими артистами делает продукт с полностью украинским продакшеном. Одновременно происходит обучающий процесс. А иностранная институция заинтересована сделать репрезентацию у себя. Мы уже сделали с французами такой проект – спектакль «Антигона», в следующем году состоится тур по национальным сценам Франции».
«Как только мы запустим коллаборационный проект, если в каждом городе найдется элита, готовая «без дураков» двигать свою историю – будет, что показать за рубежом, сейчас особо двигать нечего. Все уезжают мы не сформировали рынок для молодого поколения. Филармония – удел бабушек. Если мы прорвем (современный культурный) рынок, совсем другое дело», – подводит итог Влад Троицкий.

Олег Вергелис: «В лучшем случае наш культурный имидж – это Шевченко, и то футболист».
«В лучшем случае наш культурный имидж – это Шевченко, и то футболист. Он (имидж) не такой, каким мы хотим его видеть», – считает известный театральный критик Олег Вергелис. Однако, по его мнению, говорить об имидже в условиях войны сложно.
Олег Вергелис уверен, что только фактор личности определяет культурный имидж страны: Есть (Мирослав) Слабошпицкий, его фильм («Племя) заработал для имиджа Украины гораздо больше, чем любой другой. Есть Мария Матиос. Переводы ее книг – удел большого имиджа. Мы редко видимся с Владом (Троицким), но это человек, о котором я не перестану писать комплименты. Это те личности, которые создают вокруг себя пространство».
В заключении критик добавил, что необходимо уходить от факультативного формата культуры, комплекса «меншевартості», избавиться от этого восприятия, соблюдая уважение к другим странам и культурам, в том числе к России.

Метки: Odessa Classics; культурный имидж украины

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100