Odessa Daily Мнения
Как мэрия Костусева и Партия Регионов украла у одесситов аэропорт
Odessa Daily
16 декабря 2012 в 19:32Андрей Сидоренко публикует статью о ситуации с аэропортом

В ноябре 2010 года в Одессе сменилась власть. Эдуарда Гурвица сменил «регионал» Алексей Костусев. Спустя три месяца, в феврале он выступает с заявлением: «У нас есть предложение по Одесскому аэропорту, создан серьёзный международный консорциум, который хочет провести реконструкцию». По его словам инвесторы готовы вложить в реконструкцию аэропорта и взлётно-посадочной полосы (ВПП) до 180 млн. долларов.
Международный аэропорт «Одесса» является одним из ключевых элементов инфраструктуры города. Это второй аэропорт страны по пассажиропотоку. Аналогично киевским «Жулянам» он расположен в черте города - до центра 20 минут на авто. Его площадь -571 гектар. Пассажиропоток неуклонно растёт - с 2001 года он вырос в 6 раз, со 117 тысяч человек до 707 тысяч. Юридически аэропорт является коммунальным предприятием. И он же - рекордсмен по доходам среди всех остальных коммунальных предприятий города. За 2010 год он принёс чистой прибыли 16 млн. гривен, а кроме этого, например, за 2009-2010 годы он оказал финансовую помощь другим одесским коммунальным предприятиям на сумму 33,4 млн. грн. На предприятии работает более 1000 человек.
Фактически аэропорт - это жемчужина в коммунальной собственности города. Любой мэр города должен быть счастлив, что у города есть такое предприятие. Кроме прямой финансовой выгоды есть ещё и косвенная - через аэропорт в город могут прилетать сотни тысяч туристов. Эксперты полагают, что после должной реконструкции аэропорт может стать важным транзитным узлом, как аэропорт Вены или Праги. В интересах городских властей провести реконструкцию и получать ещё большие прибыли в бюджет.
Предыдущий мэр Одессы Эдуард Гурвиц в 2009 году объявил конкурс на поиск инвестора для реконструкции аэропорта. На конкурс было подано 7 заявок. В том числе от крупных компаний - «Аэропорта Вены», «Ньюс системс АМ» Александра Ярославского, российский «Новапорт». Вскоре в прессу попала информация о том, что уставной фонд фирмы всего 45 000 гривен. Гурвиц был обвинён в попытке передачи аэропорта приближенным бизнесменам. Его конкурент на выборах Алексей Костусев заявил тогда - «Аэропорт ещё не уворовали. Спать спокойно невозможно». Однако после того, как Одесса проиграла в конкурсе на право приёма чемпионата Евро-2012, загадочный «Гепард-плюс» испарился и мэрия не подписала с ним договор.
Алексей Костусев почему-то решил не проводить конкурс. Нашлась солидная британская фирма «Odessa airport developement ltd», которая готова вложить 180 млн. долларов в реконструкцию полосы и терминала. Для того, чтобы обойти законодательство и не проводить конкурс, в мэрии решили создать совместное предприятие. Такое решение было предложено депутатам на сессии горсовета 29 апреля и было ими утверждено. Депутатское большинство в Одессе принадлежит Партии регионов. Мэра так же поддерживают 15 депутатов из партии «Родына» одиозного Игоря Маркова.
Далее одесский исполком принимает на своём заседании текст договора, устава и размер доли города в уставном фонде создаваемого предприятия. Последний оставшийся шаг - сессия горсовета 8 июля, где депутаты должны утвердить эти документы.
По предложению исполкома мэрия вносит в уставной фонд новой фирмы 25% капитала, а ООО «Одесса аэропорт девелопмент» - 75%. Причем свой вклад в общее дело мэрия сделает не живыми деньгами, а имуществом аэропорта! Рыночная стоимость этих активов была оценена в 102 млн. грн. (12 млн. долларов, однако позднее была переоценена в 118 млн. грн. (почти 15 млн. долларов). В эту же сумму входит и стоимость базы отдыха «Полет», что находится у моря в Грибовке под Одессой.
Подобная схема завладения коммунальной собственностью не нова для Одессы. Таким образом город уже лишился, например, гостиницы «Пассаж» на углу Дерибасовской и Преображенской, или, например, имущества футбольного клуба «Черноморец». Очевидно, что хозяин 75% уставного капитала не будет выплачивать дивиденды миноритарию. А в случае с ЗАО «Футбольный клуб «Черноморец» доля мэрии была размыта с помощью увеличения доли других партнёров. Сейчас город не имеет никакого влияния на клуб и его имущество (стадион в центре города, тренировочные базы).
Кстати, начиная с прошлого года такая схема - вне закона. В связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Бюджетного кодекса Украины» № 2457-VI от 08.07.2010 г., согласно которому были внесены изменения в Хозяйственный кодекс Украины (ч. 3 ст. 86) и Закон Украины «О хозяйственных обществах» (ч. 3 ст. 13), вступил в силу прямой запрет на использование коммунального имущества при формировании уставного капитала хозяйственных обществ. Нельзя, но если очень хочется, то можно.
Показательно, что текст договора между мэрией и вторым учредителем нигде не опубликован. Он даже не был разослан депутатам горсовета. На сайте города, где опубликованы тексты проектов решений на сессию 8 июля, он так же отсутствует. Нам удалось получить текст этого договора благодаря одному из депутатов горсовета, который письменно затребовал его в мэрии.
И тут нас ждет очередной сюрприз. Пункт 4 договора описывает план действий сторон по его реализации. Первыми идут обязательные шаги по юридическому оформлению предприятия. А второй шаг - оформление документов на землевладение. Далее - подготовка проектной документации, разработка проекта. И третий шаг - «визначення джерела фінансування будівництва аеродромного комплексу с залученням запозиченних коштів». Таким образом понятно, что у инвестора, который обещает вложить 180 миллионов долларов, этих денег попросту нет! А после оформления документов на владение 571 гектарами земли, имущественным комплексом аэропорта и бизнес-планом, можно смело идти в банк и брать кредит.
Таким образом, мэрия фактически дарит аэропорт неизвестному инвестору, у которого к тому же нет денег для реконструкции.
Возникает множество вопросов. Например - а почему бы мэрии самой не взять кредит в банке под залог этой же земли, реконструировать аэропорт и получать прибыль в бюджет города? Финансовые показатели и перспективы роста в связи с реконструкцией таковы, что предприятие легко вытянет долгосрочный кредит. Если бы это было не так, то частник не собирался бы это сделать.
А если уж мэрия считает себя совсем бессильной в этой ситуации, то можно объявить конкурс и сдать аэропорт в концессию на 49 лет, как поступили в Харькове. В самом крайнем случае, можно устроить аукцион и продать аэропорт за максимальную сумму!
И главный вопрос - кому мы отдаём аэропорт?
Мы получили выписку из украинского реестра юридических лиц. ООО «Одесса аэропорт девелопмент» зарегистрирована 25 мая 2010 года в Киеве. Её единственным учредителем является британская компания «Odessa airport developement ltd». А уставной фонд украинской фирмы - всего лишь 1000 грн! Это в 45 раз меньше, чем у «Гепард-плюса».
Зарегистрирована фирма в Киеве, в доме Грушевского 28/2, офис 43. В здании с нашей солидной международной фирмой находятся несколько адвокатских фирм, Турфирма «Артекс 94», магазин «Макарена», курсы английского языка, отделение милиции и консульство Китайской Народной Республики.
На сайте британского реестра юр. лиц www.companieshouse.gov.uk за6 фунтов мы приобрели информацию про, цитируем Костусева, «серьёзный международный консорциум» - «Odessa airport developement ltd». Эта фирма основана в 2009 году и с уставным фондом в1 фунт. На момент получения нами выписки он был увеличен до 1 миллиона акций, стоимостью1 фунт. Их владельцами являются две фирмы - кипрская «Velafichita Holdings Ltd» и «Letnon Ltd» с Британских Виргинских островов.
Ни у «Odessa airport development», ни у «Velafichita Holdings Ltd» и «Letnon Ltd» нет своих сайтов. А про последние две Гугл не знает вообще ничего. Их названия не упоминались нигде и никогда!
Директором «серьёзной» фирмы «Odessa Airport Development ltd» является 38-летняя киприотка Анна Кореллидуо. Анна является сотрудницей кипрской фирмы Andreas Sofocleous & Co. Родилась в Тбилиси, владеет русским языком, училась в Киеве и Москве. В Andreas Sofocleous & Co занимается регистрацией оффшорных и кипрских фирм.
Неофициально многие депутаты, чиновники и журналисты однозначно заявляют, что за этой афёрой стоят Борис Кауфман и Александр Грановский - владельцы одесского Финбанка, гостиницы «Пассаж», «Бристоль» (бывшая «Красная"), «Лондонская», киевского «Президент-Отеля» (http://www.pravda.com.ua/articles/2009/10/1/4217281/). Открыто заявить об это не постеснялся советник Одесского городского головы Вадим Чёрный (http://dumskaya.net/news/Sovetnik-mera-pro-peredachu-aeroporta-Vrane-bez--013445/). Кстати, гостиницу «Пассаж» господа Кауфман с Грановским заполучили аналогичным образом - бесплатно от города путем создания совместного предприятия.
Остается вопрос - кто же стоит за Борисом Кауфманом и Александром Грановским? Кто обеспечивает им «зеленую улицу» в одесской мэрии? Шепотом называют имена главы Администрации Президента Сергея Левочкина и Виктора Януковича-младшего. Кстати, косвенно это подтверждает и зафиксированная Сергеем Лещенко (http://blogs.pravda.com.ua/authors/leschenko/4daf49bb25e6a/) встреча Бориса Рафаиловича с Виктор Викторовичем в кулуарах Верховной Рады акурат накануне первого голосования по аэропорту.
Алексей Костусев сможет спать спокойно - аэропорт бесплатно и без конкурса передан «серьёзному международному консорциуму» из островных оффшорок и украинской фирмы однодневки с уставным фондом в 1000 гривен.
Odessa Daily
мочить надо
мочить у штаны возли кампютера
Пускай пускай все к одним рукам приберают!!!Легче отобрать будет не гонять по миру а у одной семьи!!