Odessa DailyБольшая Одесса

Брат погибшего президента: Лешек всегда помнил об одесской родне

trudyvl11

22 апреля 2010 в 14:55

Лех  качинський юрий кузьмин одесса фото: delfi.uaМало кто знает, что у  польского президента Леха Качиньского есть одесская родня. В Южной Пальмире  два троюродных  -  Виктор и Юрий Кузьмины. Виктор – доктор химических наук, профессор,  Юрий возглавляет фирму.
Юрий Кузьмин был на похоронах трагически погибшего родственника.  По возвращению Юрия  в родной город я встретился с ним.

Как  нашла вас новость о смоленской трагедии?
В то утро всей семьей ( мы с женой и нашей  пятилетней Алисой) были на площади 10 апреля, где отмечали день освобождения Одессы от фашистов. Туда и пришел звонок по «мобильнику» из Полтавы. Звонил один из двух троюродных братьев Леха, которые там живут.


Проясните, пожалуйста, родственную цепочку, связывающую вас с Лехом Качиньским.
Бабушка  полтавских братьев и нас, братьев одесских, была родной сестрой дедушки  близнецов Леха и Ярослава Качиньских. Ну, а наши мамы, соответственно – двоюродные сестры.  На пасху мы говорили с  Лешеком ( так его звали в семье) по телефону. Собиралсь в мае этого года вместе  в город Ломжу, откуда шел наш общий род. 
Лех и Ярослав  всегда интересовались своими корнями. Они предполагали, что по отцовской их линии связаны с Одессой.  С просьбой помочь выяснить это Лешек  обращался к прежнему украинскому президенту Виктору Ющенко. Но найти связь, насколько я знаю, не удалось.

Бывал ли Лех Качиньский в Одессе? Если бывал, то когда в первый раз, а когда – в последний?
Впервые Лешек с братом приехал к нам давно, в советское еще время, когда они поступили в университет. Месячная эта поездка с матерью стала своеобразной наградой за успешные экзамены. Это был  первый их выезд за границу. Моя мама, она, историк, работала в экскурсионной бюро, со знанием дела показывала гостям катакомбы, Оперный театр, и вообще - город. Немало времени  наши родственники проводили на пляже. Одесса им понравилась.
А последний приезд Лешека  – визит польского президента в 2007-ом. Он вместе с нашим президентом Виктором Ющенко посетил Южный, что под Одессой.  Потом, извинившись перед своей делегацией, Лешек ненадолго ее оставил. Приехал к нам.
Понимая, что время гостя  ограничено получасом, мы не готовили обильного застолья, хотя и знали, что Лешек любит вкусно поесть. На столе были лишь разнообразные сыры  и хорошее вино. Говорили о родственниках. Вообще, Лешек всегда помнил о своей украинской родне. Мы в свою очередь расспрашивали о его маме Ядвиге. Она болела. Да и сейчас  находится на госпитальной койке. Врачи посоветовали пока не сообщать  ей о трагедии. Так что о гибели сына  она ничего не знает.
Отношения у нас с  Лешеком и Яреком были обычные родственные. Нередко созванивались, поздравляли друг друга с праздниками.
Мы с моим братом Виктором  не раз бывали в Польше. И когда Лех стал президентом, то они с женой Марией принимали нас в президентском дворце.

Мне приходилось там бывать. Дворец этот не отличается, насколько помню, роскошью. А где живет Ярослав?
У него своей квартиры нет. Он с мамой живет. Вообще, братья  к роскоши не стремились. Они больше ориентировались на  нравственные ценности.

Что слышали вы там, в Польше, о трагедии?
Там считают это  ЧП  трагической случайностью. Говорят, что самолет был снабжен современной спутниковой системой безопасности. И перед посадкой он делал круги, чтобы насытить ее информацией.  Возможно, в сильном тумане спутниковая система и дала сбой.
Я сомневаюсь, что Лешек «давил» на пилота, требуя  в Смоленске посадки. Он прекрасно понимал: нужно доверять специалистам, от которых зависят жизни. А то, что писали о «силовой» его попытке приземлить самолет в Тбилиси, то там, мне кажется, ситуацию «раздули».
Посмотрите, хотя президенту и очень нужно было, чтобы самолет как можно быстрее сел,  его лайнер при этом тем не менее на посадку не пошел. Пилот сделал то, что сам посчитал нужным сделать.

Понимаю, насколько больно об этом говорить, но не могли бы поделиться ощущениями, возникавшими у вас там, на  похоронной церемонии?
Когда духовенство читало молитву, светские люди, они знали ее слова, тоже молились. На коленях. В такой атмосфере лучше  понимаешь, насколько у поляков глубока вера. И Лешек тоже был человеком верующим.
Народа на похоронах было так много, что не все могли попасть на площадь. И когда выносили гробы, молодые люди сзади  громко кричали «спасибо, Лех Качиньский!». Как я понимаю, благодарили за путь, который прошел. На этом пути, как известно, были борьба в «Солидарности», и тюрьма, и лишения.
Лешека и его жену Марию похоронили у замка Вавель в Кракове, где с древних времен  в подземном мемориале покоится прах польских королей.  Можно сказать, там прежняя польская история. А из  истории современной последним, кого похоронили в этом мемориале – весьма уважаемого в Польше маршала Пилсудского. Теперь вот – нашего Лешека.
на фотографии (слева-направо): Лех Качинсьский и Юрий Кузьмин

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100