Odessa DailyБизнес

Кабмин хочет реформировать администрирование НДС. В стране появится виртуальный НДС-банк

Odessa Daily

25 июля 2014 в 16:18

Государственная фискальная служба (ГФС) рассматривает два варианта введения электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Как уточнил «Капиталу» источник в аппарате ГФС, в пятницу, 18 июля, в ведомстве состоялось рабочее совещание, на котором обсуждались оба варианта. Следующая встреча должна состояться через неделю.

Кабмин хочет реформировать администрирование НДС. В стране появится виртуальный НДС-банк

В информационных материалах ГФС, копиями которых располагает «Капитал», указано, что новый механизм призван максимально упростить возмещение налога экспортерам, снизить административное давление на добросовестных плательщиков и ликвидировать незаконные схемы при начислении налога.
Оба варианта предполагают создание виртуального банка при Национальном банке (НДС-банка), который автоматически откроет специальные счета всем действующим и ново-созданным плательщикам налога. Компании не смогут свободно снимать или перечислять средства с НДС-счета.
По словам главы комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлии Дроговоз, первый сценарий предусматривает попадание всех средств по части НДС на спецсчета.
Практически на весь день эти деньги замораживаются, и если плательщику из этих сумм нужно рассчитаться со своими поставщиками, то сначала на спецсчета последних он должен положить свои средства. Только тогда система проанализирует эти операции и в конце дня возместит плательщику необходимую сумму. Но такой механизм, по словам эксперта, может вызвать недостаток оборотных средств у предприятия, поэтому эта идея не была поддержана на заседании.
Второй вариант предусматривает схему, согласно которой средства поступают на текущий счет предприятия, в течение дня их нужно перечислить поставщикам. Загвоздка в том, говорит Дроговоз, что право сформировать налоговый кредит возникает только после того, когда система проанализирует, заплатил ли плательщик поставщикам и выполнили ли они свои обязательства по уплате НДС в конце дня. «В отличие от первого варианта, второй вроде бы разрешает компании использовать средства, но тоже достаточно условно», — отмечает эксперт и уточняет, что второй вариант экспортеры все же готовы рассматривать, так как есть шанс, что он ускорит возмещение НДС государством. «Согласно обнародованным прогнозам, электронное администрирование должно ликвидировать налоговые ямы. что обеспечит дополнительно 18 млрд грн поступлений в госбюджет», — напомнила Дроговоз.
На сегодняшний день специалисты НБУ и ГФС разрабатывают технический протокол по запуску электронного администрирования НДС и прорабатывают технические детали. По словам главы ГФС Игоря Билоуса, электронное администрирование НДС согласовано с Международным валютным фондом, и запустить его предполагается на два года.
Подобная практика распространена в мире. Например, в Азербайджане для проведения операций с НДС в органах казначейства открыты специальные счета. Средства с них возвращаются на текущие счета предприятий только после проведения проверок. В результате внедрения спецсчетов доля НДС в доходах госбюджета увеличилась в два раза. В Украине размещение счетов в казначействе может не сработать ввиду дефицита единого казначейского счета и необходимости замораживать на спецсчетах средства для проведения проверок, говорится в информационных материалах ГФС. По данным Министерства финансов, по состоянию на 1 июня 2014 г. поступления от НДС составили 70,3 млрд грн, или 93,4% плана на период. Немногим больше 18 млрд грн налога Кабмин возместил.
По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, решить проблему с возмещением НДС можно только путем создания спецсчетов для обслуживания этих операций. Премьер отметил, что проблемы с возвратом налога сегодня возникли из-за недопоступлений из Донецкой и Луганской областей и существования налоговых ям. «У нас нет другого варианта, кроме как введение специальных НДС-счетов. Только тогда будет и поступление, и возмещение», - подчеркнул премьер.
«Я противник идеи введения спецсчетов. Я внес на совещании следующее предложение: открыть каждому предприятию в казначействе единый счет, на который можно было бы зачислять все платежи. При этом нужно предусмотреть возможность, чтобы переплаты по одному налогу зачислялись в счет уплаты другого», — сказал «Капиталу» руководитель подгруппы по вопросам администрирования налогов и взаимоотношениям с плательщиками при Министерстве экономического развития и торговли Ярослав Романчук. Сейчас компании с текущего счета перечисляют деньги на разные казначейские счета (в зависимости от налога). По мнению Романчука, бизнес от такого нововведения не выиграет — указанный ГФС механизм пока не предполагает сокращение времени и материальных затрат на подготовку отчетности.

Сила противодействия. Новые налоги заставят инвесторов и профучастников фондового рынка работать через офшоры
Капитал, 21 липня

Третий раз с начала года правительство пытается ввести двойное налогообложение для институтов совместного инвестирования (ИСИ). «Сначала инвестиционный фонд заплатит налог с прибыли 18%, а потом, после распределения этой прибыли в виде дивидендов, инвесторы заплатят еще один налог по прогрессивной шкале, достигающей 25%. В итоге с полученной прибыли инвесторы заплатят налог до 39%,» — приводит расчет член Национальной комисси по ценным бумагам и фондовому рынку Анатолий Амелин.
В этот раз изменения появились в законопроекте Кабмина №4309а о внесении изменений в Налоговый кодекс (НЮ, который вчера зарегистрировала Верховная Рада. Минфин в очередной раз пытается обложить налогом операции с активами ИСИ, обязав их платить авансовый взнос налога на прибыль при выплате дивидендов. Схожие нормы о налогообложении ИСИ ранее уже выносились на рассмотрение парламента. В апреле Рада отклонила законопроект № 4647. А 4 июля предложенный правительством проект закона № 4101 после доработки в соответствии с замечаниями Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики был принят в редакции, не включающей норм о налогообложении деятельности ИСИ на общих основаниях.
Для институтов совместного инвестирования принятие закона может обернуться их полным крахом. «ИСИ станут не интересны инвесторам, так как возникнет эффект двойного налогообложения инвестиционных доходов: сначала на стороне ИСИ, потом на стороне инвестора», — прогнозирует руководитель комиссии по вопросам налогообложения при Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Анатолий Федоренко.
Так называемые средства совместного инвестирования включают средства, привлеченные от инвесторов, а также полученные в виде доходов от операций с активами и в виде пассивных доходов от активов. Сейчас все они не облагаются налогом. Норма предложенного законопроекта выписана таким образом, что налогообложению не будут подлежать лишь средства, привлеченные от инвесторов. А на результат от операций с активами и доходы от активов будет начисляться налог.
Но Министерство финансов в пояснительной записке к документу указывает, что новации увеличат поступления в бюджет. «Минфин ожидает сразу получить налоговые поступления. Но этого не будет, — говорит председатель совета УАИБ Дмитрий Леонов. — Большинство ИСИ просто остановит деятельность, а те, которые будут закрываться, вынуждены будут это делать с убытком для инвесторов и соответственно без налога».
Правительство также предлагает повысить 10%-ю ставку налога на прибыль по операциям с ценными бумагами до 18%. Сегодня налоговый учет операций с ценными бумагами ведется обособленно. К доходу от таких операций применяется ставка 10%, тогда как прочий доход облагается налогом по основной ставке 18%. Разделение учета общих результатов деятельности компании и результата от операций с ценными бумагами было установлено с 1 января 2013 г. и закреплено в текущей редакции НК статьей 153.8. Такое разделение неоднократно подвергалось критике со стороны участников фондового рынка. «У торговца, для которого операции с ценными бумагами являются основным источником дохода, хозяйственная деятельность может быть в целом убыточной и общий объект налогообложения — отрицательный. А по операциям с ценными бумагами торговец может получить локальный положительный результат. В таком случае он вынужден платить налог на прибыль, несмотря на убыточность своей деятельности. Причем вместо 10% по ставке 18%», — указал Федоренко. Тогда как смысл нововведения должен был бы состоять в том, чтобы налогообложение финансового результата операций с ценными бумагами происходило по ставке 18%, но в составе общего объекта налогообложения, то есть с учетом убытков, полученных от прочих хозяйственных операций, отмечает Федоренко.
Установившаяся в Украине «нипельная система» в отношении профучастников, с которых взимают налог на прибыль и при этом «прощают» убытки, приводит к значительному перекосу, считает директор компании по управлению активами «Финэкс Капитал» Игорь Когут. В такой ситуации принятие этого законопроекта приведет к сокращению количества профучастников и объемов операций. С рынка уйдут мелкие инвесторы, об интернет-трейдинге можно будет забыть, а крупные торговцы, вероятно, вернутся к практике работы через нерезидентов, отмечает Когут, что лишит украинский бюджет ожидаемых налоговых поступлений.


КОМЕНТАРІ ЕКСПЕРТІВ
Податковій реформі – широкий діалог
Економічна Правда, 21 липня

Ангела Бочі, економіст Міжнародного центру перспективних досліджень:
Ви вирішили стати політиком і вагаєтесь, з якими гаслами прямувати на вибори? Запропонуйте реалізувати податкову реформу!
Саме так роблять численні кандидати в депутати, які ступають на тернистий шлях передвиборчої боротьби.
При цьому, розуміння суті реформи та механізмів її реалізації у всіх різне, і досить часто надто поверхове (якщо взагалі таке є).
Коли ці люди отримують владу, то нехтують обіцянками або відкладають їх у довгий ящик. Тому ви матимете шанс ще раз використати цей козир для наступних виборів.
Податкова реформа для України - це вже не процес, який має окреслені часові рамки, а перманентний стан, в якому вона перебуває майже 20 років.
Але останні ініціативи Міністерства економіки дають підстави вважати, що податкова реформа таки буде реалізована. Сподіваємося, що це станеться у відносно короткий проміжок часу.
Особливо радує той факт, що готуючи концепцію реформи, Мінекономіки долучили до розробки зацікавлені сторони - недержавні громадські організації в особі Візійного Проекту "Нова Країна" та спільноти "Реанімаційний пакет реформ", асоціації, які представляють крупний та середній бізнес, а також міжнародні аудиторські компанії.
Підготовка концепції була публічною, що досить рідко трапляється при підготовці подібних документів. Нарешті уряд виявив готовність дослухатись до громадськості і бізнес-товариства, та врахувати їх побажання і пропозиції під час розробки такого важливого документу, як концепція податкової реформи.
До позитивного. Запропонована для широкого обговорення концепція викладена простою та зрозумілою мовою. Серед досідчених експертів вона може викликати певні підозри щодо декларативності та поверхневості документу. А чому би й ні?
Ми звикли, що офіційні документи, різноманітні концепції та стратегії написані вкрай незрозумілою мовою, що є сповнена канцелярщини та бюрократизму. На наше глибоке переконання, всі державні рішення, що стосуються пересічного українця, особливо концепції та стратегії розвитку, мають презентуватися чітко та зрозуміло, щоб у хащах категорій та визначень не втратити суть документу.
А якщо по суті, то нарешті ми дочекались обіцяних новацій з основних напрямків податкової реформи: спрощенні податкової системи, зокрема зменшенні кількості податків та зборів до 8; перегляді ставок ПДВ та ЄСВ; гармонізації податкового та бухгалтерського обліку до вимог МСФЗ; побудові партнерських відносин між податковими органами і платниками; стимулюванні бюджетної децентралізації та уніфікаціі соціальних фондів.
Ризики. Багато питань постають через можливе зменшення надходжень до бюджету в короткостроковому періоді. Навіть пропозиції щодо розширення бази оподаткування не особливо зменшують таку ймовірність.
Посилює цю проблему значний дефіцит бюджету, боргові зобов’язання та вкрай складний соціально-економічний стан України, яка веде війну на Сході з російським окупантами. Тому чи варто проводити зміни в такій непростій економічній ситуації для України?
На нашу думку, відповідь очевидна – безумовно варто, оскільки зволікання з реформами наближає нашу країну до неминучого фіаско. Всі короткострокові загрози мають бути знівельовані за рахунок позитивних результатів, пов’язаних зі створенням сприятливого середовища для ефективного ведення бізнесу. Серед усього іншого, вирішиться проблема з наповнюваністю дохідної частини державного бюджету.
Виклики. Індикатором успішності реформи є її кінцевий результат. У нашому випадку – це сприятливий клімат для ведення бізнесу в Україні, та створення умов для стійкого економічного зростання.
В даному контексті слід усвідомлювати, що найбільша проблема податкової системи полягає не стільки в податкових ставках, кількості податків та податковій базі, скільки у вкрай заплутаному та ускладненому механізмі адміністрування податків та відшкодування ПДВ, а також у непрозорому наданні податкових пільг, що створюють надійне підґрунтя для масових корупційних зловживань.
Посилює цю негативну ситуацію і практика здійснення авансових платежів, що використовуються чиновниками з метою маніпуляції задля рапортування про успішне виконання бюджету. Під час реалізації реформи, всі вище зазначені особливості вітчизняної податкової системи повинні зникнути.
Слід звернути увагу на ще один аспект. Концепція має деякі розбіжності з вимогами Угоди про асоціацію з ЄС, яку ми почнемо імплементувати найближчим часом. Мова йде про запропоновані новації щодо особливостей справляння ПДВ. Це потрібно врахувати, щоб через декілька років, коли буде закінчуватись термін, відведений на імплементацію угоди, нам не довелося знову реформувати податкову систему.
Час – це гроші. Запорукою успіху податкової реформи є короткий термін її проведення. Досить затягувань, беззмістовних нарад та нескінченних доопрацювань концепцій в комфортних міністерських кабінетах! Ми неодноразово спостерігали за тим, як це дає додатковий шанс корупції, розробці нових тіньових схем для ухилення від сплати податків, як це зводить нанівець будь-який добрий намір.
В даному контексті вкрай важливим є контроль громадськості за подальшою долею концепції та її участь на всіх етапах реалізації податкової реформи.
Що далі. Концепція повинна стати першим кроком до змін. Вона є лише указником шляху для змін, та окреслює найважливіші параметри реформи. На часі – розробка детальної стратегії, яка міститиме детальний механізм реалізації запропонованих новацій, та прийняття належних законів.
Важливо, щоб реформатори не обмежилися виключно податковою реформою, оскільки вона не може проводитись окремо від інших реформ, зокрема реформи банківської, фінансового сектору, бюджетної, адміністративної, антикорупційної. Лише комплексні реформи, що реалізовуватимуться у щільній співпраці з громадським сектором та представниками бізнесу, можуть забезпечити дерегуляцію бізнесу, викорінення корупції, створення сприятливого інвестиційного та підприємницького клімату.
http://www.epravda.com.ua/columns/2014/07/21/477275/

Единый социальный взнос: полставки за легализацию
Лига. Финансы, 22 липня

Любая борьба с конвертационными центрами обречена на провал, если не снижать размер налогов, считает директор CASE Украина Дмитрий Боярчук.
Чтобы легально заплатить сотруднику 3 тыс. грн. в месяц (такая нынче средняя зарплата), нужно добавить к этой сумме около 2 тыс. грн. налогов. Другим словами, чтобы на руки выдали 3 тыс. грн., нужно, чтобы человек заработал для организации минимум 5 тыс. грн. Понятное дело, что разница между тем, что заработал, и тем, сколько получил чистыми, не дает спокойно спать предпринимателям. Арифметика простая: на одного человека это 24 тыс. грн. "выброшенных" денег в год. А если сотрудников больше сотни? А если еще и зарплата повыше?
В общем, цена вопроса впечатляет. И именно поэтому любая борьба с конвертационными центрами обречена на провал, если не работать с другой стороной медали - с размером налогов. В такой ситуации даже играть на патриотизме не получится: отдавать в казну треть доходов с мизерных зарплат - это даже не налоги, а грабеж.
Нельзя сказать, что украинское руководство не осознает всей глубины проблемы. Сколько помню - постоянно шла речь о необходимости снижать налоги на зарплату. Иногда говорили, что нужно снижать постепенно, иногда - что нужно сразу и радикально (с 36% до 18%). Но все эти разговоры затухали на вопросе: "А за что мы будем платить пенсии?". И действительно, единый социальный взнос (эти самые 36% с зарплаты) дает 2/3 доходов Пенсионного фонда (162,6 млрд. грн. из 252,8 млрд. грн. в 2013 году). Даже самые незначительные колебания налоговой ставки - это несколько миллиардов гривень дополнительного дефицита. Что уж и говорить о снижении ставки вдвое - это дыра в 80 млрд. грн. А это четверть доходов государственного бюджета. На этом фоне любые инициативы о немедленном снижении налоговой нагрузки уже давно перешли в разряд праздных разговоров.
Но, признаться честно, новое правительство удивило своим креативом в хорошем смысле слова. На днях появилась новая концепция налоговой реформы, и предложенный механизм снижения ставки ЕСВ заслуживает внимания. Во всяком случае, авторами идеи предложен понятный и вполне реалистичный механизм компенсации налоговых потерь в процессе реформы.
Суть реформы состоит в следующем: ставка ЕСВ значительно снижается (то ли до 15%, то ли до 18%), но при этом налоговые органы не будут ждать, пока кто-то добровольно захочет вывести зарплаты из тени. Если верить объяснениям, речь идет о снижении индивидуально для каждого предприятия и только в обмен на легализацию зарплат. Другими словами, если вы платили 24 тыс. грн. в год на сотрудника при ЕСВ 36%, то вас попросят их и дальше платить, но при ставке 15% (18%). При этом дадут возможность легализировать теневые зарплаты без штрафных последствий.
Казалось бы, опять "шило на мыло". Но не все так плохо. Первый момент, на котором хотелось бы остановиться, - это экономия на обналичке. Ведь платить в конверте - это все-равно не за бесплатно. Говорят, услуги конвертационного центра стоят от 10 до 20% от сумы. Что это означает? - А то, что приняв предложение легализироваться, предприниматель может неплохо сэкономить и лишить заработка эти самые конверты.
Второй момент - это, собственно, коррупционная маржа. Сейчас ведь как? - Приходит налоговик на любую фирму с вопросом: "Что у вас с зарплатами?"… И он уже не с пустыми руками. Как говорится, не зря в гости зашел. А с легальных зарплат какой толк? Еще и жалобу могут написать.
Ну и, наконец, сама логистика. Ведь с конвертами идет безжалостная борьба. А это означает необходимость постоянного поиска, "через кого деньги проводить". Да и ставки обналички скачут, особенно когда борьба за легализацию обостряется. В общем, сплошная головная боль. А новое предложение эту головную боль неплохо лечит.
Конечно, трудно предсказать, как будет внедряться такой подход, и не попадет ли он под сукно как неподходящий вариант. Но хотелось бы очень верить, что на этот раз что-то произойдет. Во всяком случае, со стороны нормального бизнеса интерес к такому компромиссу должен быть. А, значит, есть неплохой шанс на успех. Проблема только в одном - между "писать концепции" и "воплощать их в жизнь" в нашей стране целая пропасть.
http://finance.liga.net/economics/2014/7/22/opinion/39389.htm

Источник: finance.liga.net

Метки: фискальная служба; ндс банк

Odessa Daily


Новости по теме

24.05.17 в 15:21 Появился сервис, который поможет избежать очередей на границах

05.04.16 в 15:05 Оффшорными компаниями Порошенко занялась Фискальная служба

10.03.16 в 14:02 Получили наследство или подарок - подайте декларацию об имущественном состоянии и доходах

01.03.16 в 13:55 Фискальной службой на Одесском рынке «Книжка» с теневого обращения изъято иностранной валюты на сумму свыше 10 млн.грн.

20.01.16 в 17:22 В 2015 году украинцы заплатили 9,15 млрд. грн военного сбора – ГФС

10.12.15 в 16:02 К сведению одесситов: утверждена новая форма декларации

08.12.15 в 16:44 Фискальная служба Одесчины напоминает о необходимости уплаты транспортного налога

05.11.15 в 15:48 К сведению одесситов: письменные обращения в Государственную фискальную службу можно присылать в электронном виде

08.09.15 в 16:37 Фискальная служба разработала проект единых стандартов для определения таможенной стоимости товаров

31.07.15 в 17:43 Суд обязал Укрнафту заплатить государству более 1 млрд грн

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100