В Музее истории евреев Одессы cовместно с Клубом еврейского студента центра "Мигдаль" 9 февраля 2010 года состоялась выставка "Ур-ра! Криzис!", посвященная животрепещущей проблеме материального благополучия, которое вдруг закончилось и никак не начнется вновь, выплываемости и выживаемости в информационных потоках, да и вообще образу "двухтысячных" годов. Основными формами самовыражения участвующих художников были избраны инсталляция и фотография. При чем акцентировалось, что участники выставки - не профессионалы, а просто молодые инициативные ребята, которым есть что сказать и они знают, как.
Надо сказать, выставка получилась своеобразнейшая. Первым, что с самого порога буквально бросалось в глаза, был сноп мыльных пузырей, вылетающих из стилизованного телевизионного корпуса. Весьма красноречивая метафора, на мой взгляд. Символизирует некую эфемерность современного медиапространства, "дутость" новостей и персон. А кроме этого еще и неплохо поднимает настроение с самого начала. В следующем зале монументально воцарился шрёдеровский рояль, на котором восседают три монитора в состоянии полнейшего дисконнекта. И вправду, есть вещи, которые невозможно связать, несмотря ни на что. Сколько бы мы ни наклеивали раскладку клавиатуры на потемневшие от времени клавиши пианино, оно все равно будет играть музыку прошлого, а виртуальное настоящее будет непонимающе мигать в его сторону стеклянным глазом, повторяя "connection not found". Хотя, все не так драматично. Просто роялю не нужен монитор. Рваный, волнующий мотив джазовой импровизации и пессимистичные черно-белые снимки Давида Нерсесяна на стенах волнуют и погружают в состояние невнятного беспокойства, обостряющего ощущения и восприятие окружающего.
С самого начала нам, посетителям, настойчиво советовали посетить ванную комнату. Оказалось, что она тоже является частью экспозиции и выражает сознание современной молодой девушки: помада, лепестки роз, тысячи страниц цветных журналов... Романтика, хаос и взросление. Это всегда острота чувств. Швейная машинка, безуспешно пытающаяся соединить две половины карты мира, клетка человеческого сознания и информационный вихрь... Все это - наш современный мир, в его психоделическом смешении потоков и векторов. Взглянув на себя в этом мире со стороны, можно всерьез испугаться. Но мы привыкли идти против ветра, не замечая его. Главное, чтобы, научившись спасаться от информационных агрессоров, мы не закрылись от реальности. И помнили, что путь дальше есть всегда. И мы будем существовать, невзирая на мнение окружающих, тенденции современности и бесконечные капканы материальной нестабильности. Хорошо, если, как и убеждают нас авторы выставки, мы находили в сложностях силу для творчества. Хорошо. Самой сильной, на мой взгляд, инсталляцией оказалось расступившееся море газет и яркое табло, отсчитывающее время до прихода Мессии. На таймере выставлено лишь время в одну секунду, постоянно обнуляющееся и возвращающееся к исходной отметке. Прихода Мессии нужно ждать каждую секунду. И хорошо бы найти путь к истине сквозь это море. Впрочем, что-то такое я уже говорила.
Особая тема для разговора - круглый стол на тему выставки, который могли посетить все желающие. На самом деле, речь должна была пойти не столько про кризис, тут и так все всем ясно, сколько про дух "нулевых" годов и инсталляцию как жанр. Были приглашены руководители музеев Одессы, они высказали свое мнение по данному вопросу. Однако, на мой взгляд, была поднята гораздо более важная тема: взаимоотношения музеев как таковых с современным человеком. Увы, стиль отношений в пространстве постмодерна превращает человека из "посетителя" в "потребителя". То есть, музей из вместилища информации должен превратиться в коммерческое учреждение, торгующее, скажем так, конкретным информационным "продуктом". Вот тут-то и вступают в силу законы ведения бизнеса, которые предполагают "заворачивание" своего продукта в яркую, удобоваримую для массовости обертку. Иными словами: если вы хотите содержать музей в нормальном состоянии - нужны деньги. На помощь государства не рассчитывайте. Соответственно, продавайтесь подороже. А как это сделать? Открыть кафе и магазин в музее. Заказать стильную вывеску и яркие обои. Создать скандал вокруг. Выставлять обнаженную натуру и наливать бесплатную выпивку. Иначе никак. Иначе пипл не хавает, простите.
"Но, пустите - я скажу!", как написала в свое время Татьяна Толстая. Это будет означать, что мы, буквально, декларируем всеобщее культурное обнищание. КТО сказал, что музей должен быть увеселительным заведением? И что это вообще за тенденция такая, что все, что не является веселым, беспроблемным и требует задуматься - не котируется в современном обществе? С кого это мы скалькировали такой способ взаимоотношений с окружающем миром, если те же пресловутые "западные страны" сами давно осознали, что что-то нужно менять? Да, безусловно, современность, чуткость к новым тенденциям и творческое развитие ни в коем случае не должны быть чужды музею 21 века. Однако это ни в коем случае не значит, что нужно опускаться до уровня развлекательного центра и, как правильно высказался Михаил Рашковецкий, "танцевать гопака" для завлечения публики. Гораздо более сложным, но и единственно правильным, является решение поднять публику до своего уровня, изменить нечто в способе восприятия информации с самого детства. Вырастить себе посетителя, привыкшего думать и анализировать. Понимающего знаки истории и культуры. А вот как это сделать - разговор не одного круглого стола и уж точно материал не одной статьи.
Это абсолютно не значит, что нет и на сегодняшний день интеллектуального слоя в любом обществе. Вопрос стоит о широких массах людей, которые, опять же, в массе своей, ориентированы совсем на другое. И лично я очень надеюсь, что остались еще такие средства, которые могут вписать переменную вневременных ценностей в уравнение 21 века. И что это будет сделано немного более плодотворным образом, нежели соединение монитора и рояля. Валерия ГИСИЧ, Odessa Daily