Odessa DailyМненияТрибуна здравомыслия

История глобализации и СМИ. Часть вторая: от Второй мировой до войны Судного дня

Леонид Штекель

3 июня 2021 в 11:12
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Вторая мировая война, как и Первая (Великая война) – стала войной глобальной. Однако, если экономические возможности двух противостоящих блоков в Первую мировую войну было, во многом было противостоянием почти равных союзов империй, то Вторая мировая война проходит под знаком стремительно растущей мощи Соединенных Штатов.

История глобализации и СМИ. Часть вторая: от Второй мировой до войны Судного дня

Правда участие Японии придавало дополнительные силы Третьему Рейху, зато США сделали мощнейшую ставку на ленд-лиз, благодаря которому и СССР, и Китай смогли реально противостоять своим врагам. Ленд-Лиз изменил картину мира и нивелировал все достижения Третьего Рейха и императорской Японии по наращиванию своего военно-промышленного потенциала.

Очень трудно оценить реальный вес СМИ во Второй мировой войне. Да, с одной стороны, нацисты использовали ряд СМИ для активизации своей пропаганды, а также активно использовали кинохронику и прямые трансляции выступлений Гитлера, но все это носило крайне ограниченный характер. По сути, почти до самого конца войны, Третий Рейх так и не создал полноценную идеологическую машину, и в самой Германии, даже, не все газеты активно участвовали в пропаганде. Возможно это было связано и с тем, что вермахт до покушения на Гитлера летом 1944 года, сохранял свою административную независимость и самоуправление. Кроме того, сама философия национал-социализма не рассматривала необходимость пропаганды среди не арийцев.

А вот Япония, у который был договор о ненападении с СССР (и она его старательно выполняла), вела активную антисоветскую радиопропаганду (точно на русском языке, но, возможно, и на других языках СССР).

В традиционных англосаксонских демократиях (Британская империя и США) СМИ в годы войны не играли особой роли. Скорее можно говорить о роли Уинстона Черчилля, который, став премьер-министром приложил титанические усилия, чтобы убедить британцев, испытывающих «пацифистский комплекс Первой мировой войны», дать отпор Гитлеру. Черчилль регулярно выступал по радио, убеждая британцев защитить страну. И Британия осталась, практически, единственной демократической страной, где, во-первых, люди добровольно и честно перешли на карточную систему питания, а, во-вторых, где премьер-министр как настоящий искренний пропагандист лично поднимал подданных короны на войну с безжалостным врагом.

А вот в США картина была иная. И до сего дня остается очень много вопросов о роли американских СМИ в той войне. Нет, американские СМИ дружно поддерживали войну и осуждали врагов – и японцев, и нацистов, и фашистов. В США тогда в первый и последний раз в истории даже было создано министерство пропаганды. СМИ, кинохроника, голливудские сказки – все было брошено в котел войны. Но с другой стороны, СМИ полностью обходили стороной, например, проблему иммигрантов из Европы, а ведь многие европейцы, и, в первую очередь, евреи, пытались бежать в Америку от ужасов Гитлера. А Америка официально закрыла перед ним все легальные проходы. Можно вспомнить, к примеру, страшный роман Эриха Марии Ремарка «Тени в раю».

Кроме того, американские СМИ, даже те, которые принадлежали евреям, например, NYT, практически не писали о Холокосте. Отдельные маленькие заметки где-то в глубине газеты, погоды не делали. Фактически СМИ заговорили о Холокосте лишь после захвата армиями союзников лагерей уничтожения. А ведь если бы СМИ рассказали бы об этом раньше, возможно, авиация союзников могла бы уничтожить с воздуха концентрационные лагеря, и часть узников смогла бы спастись. Лагеря ведь не прикрывали зенитки, это было бы совсем не трудно. Но СМИ, фактически, молчали об этом. Покойный Виктор Вольский – один з самых блестящих русскоязычных американских публицистов, считал, что причина здесь снобизм владельцев СМИ, которые не принимали всерьез бедных и неудачливых европейских евреев, пытающихся спастись от гигантской дкшегубки Гитлера.

После Второй мировой войны основой новой волны глобализации становится Атлантическая Хартия, подписанная еще в 1941 году Рузвельтом и Черчиллем. Пункт 4 этой Хартии предусматривал свободное движение товаров и услуг, что, вероятно, требовало открыть рынки колониальных стран американским товарам. Серьезным подспорьем глобализации стало Бреттон-Вудское соглашение, подписанное в 1944 году, которое приравняло доллар к золотому стандарту. Однако первое время после Второй мировой войны, европейские страны и США с Канадой оставались главными производителями в мире, то есть процесс глобализации находился в застывшем состоянии. Одновременно после Второй мировой войны расширяется сферы бюрократического контроля Правительства над бизнесом, а также образуется класс международных бюрократов в рамках ООН и других международных организаций. Впоследствии именно национальная и международная бюрократии становятся определяющими в процессе глобализации.

Надо обязательно отметить, что 50-е годы стали годами тотального увлечения правительств стран Запада различными социальными программами. Стремительно растет влияние профсоюзов, в странах Европы, где были сильны коммунистические партии (Франция и Италия), а законодательство носит откровенно антибуржуазный характер, даже, в США возникают мощные профсоюзные и социальные структуры. Все это неизбежно значительно удорожает производство товаров, и кладет плоды всей этой социализации экономики на конечного потребителя. До тех пор, пока на рынке находятся только «старые» игроки, у потребителя нет выбора. Но уже в конце 50-х на рынок вырываются производители из Японии. Первоначально их товары - низкого качества, но они значительно дешевле товаров из Европы и США. И потребитель голосует центами, пенсами, франками и лирами за низкую цену.

Это процесс повторяется в середине 70-х – уже с корейскими и тайванскими товарами, а также продукцией Гонконга и Сингапура.

С точки зрения СМИ, 50-е годы - время зарождения телевидения. Однако, невзирая на технический прогресс, роль СМИ даже в США в 50-е годы остается меньшей, чем до Первой мировой войны, и в целом мало отличается от 30-х годов. Однако быстрота передачи информации, особенно с момента появления телевидения в массовом порядке, стремительно вырастает. Объективно сила СМИ США и Британии неизмеримо вырастают за счет новых технологий (прежде всего телевидения) и стремительного роста рекламных бюджетов на волне начавшегося экономического процветания.

Новый толчок глобализации происходит на рубеже 50-х-60-х годов. Во-первых, значительно расширяется список стран-производителей: к Европе и Северной Америке добавляются сначала Япония, а потом Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур. В этот же период, используя национализацию, страны Ближнего и Среднего Востока собирают в свои руки добычу нефти. Важным толчком в развитии глобализации становится распад колониальной системы: сначала уход Британии из Индии и Пакистана, затем Франции из Индокитая.

Политически шесть событий определили ход глобализации тех лет:

во-первых, предоставление независимости Индии лейбористским правительством Великобритании (при полной поддержке британских СМИ) – 1947 год;

во-вторых, захват Китая коммунистами при тотальной поддержке Сталина и предательстве Трумэна (американские СМИ, фактически поддержали маоистов) – 1949 г.;

в-третьих, разгром Французского экспедиционного корпуса в Индокитае, при массовом саботаже коммунистами Франции поддержки своих вооруженных сил (были СМИ, поддержавшие коммунистов, были СМИ, пытавшиеся поддержать Экспедиционный корпус) – 1954 год;

в-четвертых, предательство Эйзенхауэром интересов Англии, Франции и Израиле во время Суэцкой войны в ответ на агрессию Насера и национализацию им Суэцкого канала – 1956-1957 годы;

в-пятых, переворот в Ираке – следствие итогов Суэцкой войны, убийство короля и захват страны радикальными военными – 1958 год;

в-шестых, захват Кубы бандитами Фиделя Кастро при тотальной поддержке мировых СМИ – 1959 год.

Завершающим этапом этого периода становится тотальный уход европейских стран из Африки, конец колониальных империй (кроме Португальской империи), на смену которым в Африке приходит непрерывная череда кровавых переворотов, массовых убийств и геноцидов. В основном под знаменем социализма.

Этот период истории имеет очень сложные отношения с глобализацией. С одной стороны, первое, что делают независимые государства, это выстраивают чудовищные коррумпированные таможенные заслоны на своих границах. Объемы торговли в этих странах и целых регионах стремительно сокращаются. Движение товаров и капиталов становится заложником огромного числа некомпетентных бюрократов. С другой, объективная потребность мировой экономики в сырье из «новых» стран заставляет искать пути для расширения торговли.

Международные СМИ, прежде всего, естественно, США, Британии и Франции, в это период активно выступают в роли адвокатов новых стран, старательно закрывая глаза на чудовищные и кровавые эксцессы их внутренней политики. Впервые идеи постмодернизма реализуются на практике в СМИ - правда, в очень необычном варианте. СМИ выступают с позиции важности ВСЕХ государств, невзирая на их внутреннюю политику. При этом СМИ активно продвигают идеи того же Сухраварди о том, что неевропейским политикам можно простить неизмеримо больше, чем европейским или американским. В том числе и «справедливые» погромы, например, сумасшедшая, миллионная резня, устроенная при получении независимости Индией и Пакистаном. Это становится одним из важнейших трендов глобальных СМИ с этого периода.

У этого периода глобализации нет четкого окончания, в каких-то сферах это произошло в конце 60-х, в каких – позднее. Но концом этого периода история, несомненно, стала Война Судного дня между Египтом и Израилем, которая закончилась нефтяным бойкотом ведущих мировых держава членами ОПЕК. С этого момента можно однозначно говорить о появлении новых политико-экономических факторов в процессе глобализации. Диктат стран ОПЕК стал одной из главных составляющих новой глобализации.

С конца 60-х годов можно уже совершенно четко говорить о новой глобализации экономики. Однако эта глобализация проходит по совершенно иному сценарию, чем до Первой мировой войны.

Во-первых, глобализация происходит под крышей международных и двусторонних договоров, под контролем национальной и международной бюрократии. Правительства, ООН и разнообразные международные структуры (например, ОПЕК), а также Международная федерация труда в этой глобализации играют первоочередную роль. Стандартизация международной торговли, система международных судов и арбитражей, система различных конвенций определяет все этапы этой глобализации.  Это уже не либеральная глобализация, а глобализация бюрократическая, можно, даже, сказать, социалистическая.

Шестидесятые годы – это период стремительно роста влияния СМИ. Разумеется, речь идет, прежде всего, о СМИ Великобритании и США. Оттолкнувшись от неоднозначного отношения в обществе к войне во Вьетнаме (США), и к событиям в Северной Ирландии (Великобритания), СМИ начинают занимать роль «нейтрального арбитра», в целом резко отрицательно относящегося к действиям правительств Великобритании и США. С этого момента, полностью в духе идей постмодернизма, СМИ Британии и США выступают в роли официальных «адвокатов» «не западных» режимов, старательно закрывая глаза на все «прелести» «национально-освободительной борьбы».

В части технологии глобальных СМИ в этот период стремительно растет влияние спутникового вещания и связи через спутники. Благодаря спутникам телевизионное вещание начинает свободно перешагивать через границы, создавая принципиально новую картину использования глобальных СМИ.

С другой стороны, в это время происходит принципиальное разделение роли СМИ в Европе, прежде всего в Британии, где СМИ были наиболее сильны и в США. В Британии были приняты законы, ограничивающие право СМИ вмешиваться в личную жизнь публичных лиц. С этого момента скандальные разоблачения британских СМИ находились под угрозой судебных исков. А Верховный суд США рядом своих прецедентных решений полностью освободил СМИ от ответственности за публикацию материалов, касающихся публичных персон. Именно итогом этих решений и стали очень спорные скандалы вокруг «Документов Пентагона» в 1971 году и «Уотергейтского дела» в 1974 году. С этого момента в США СМИ выступают как самостоятельный политический игрок – левая политическая партия.

В это период стремительно растет статус английского языка как глобального языка общения.

Источник: analytics.hvylya.net

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100