Odessa DailyНовости

«Интересные идеи востребованы всегда!»

Odessa Daily

16 ноября 2018 в 21:36

Публикуем интервью с Александром Баркаром (Украина) – режиссером-постановщиком, участником творческих лабораторий.

«Интересные идеи востребованы всегда!»

Александр, вы стали одним из победителей Международного конкурса-лаборатории постановок молодых режиссеров «Открытые двери-2018», которая проводилась при поддержке Украинского культурного фонда. Вы рады этой победе и тому, что будете ставить спектакль в Одесском театре юного зрителя?

Естественно! Я очень люблю работать. Собственно, по большому счету, мне больше ничем неинтересно заниматься… Меня вдохновляет любая возможность что-либо где-либо ставить. И мне очень понравилась команда, с которой мы работали на лаборатории.

Часто у режиссера, который работает в рамках лаборатории, возникает проблема: ты делаешь часть работы, а потом не имеешь возможности продолжить ее, закончить. Это очень тяготит. Возможность не ходить с этим «творческим камнем» на шее - прекрасна!

На лаборатории вы представили материал молодого, но уже многим известного современного автора Керен Климовски, которая пишет с 15-ти лет, сейчас живет в Швеции. И эта пьеса - «Красная Каска» вошла в шорт-лист (является победителем) Конкурса новой драматургии «Ремарка» в 2017 году. Почему вы выбрали именно этот материал?

Эта пьеса была выбрана мной по достаточно простой причине – я прочитал лонг-лист драматургического конкурса «Действующие лица» (достаточно много – около 30 пьес). Из всех мне приглянулась только одна – «Красная Каска». Несмотря на поднятые в ней вопросы – взросления, понимания в семье, неумения слышать близких, любимых людей, абсолютной человеческой зашоренности, эта пьеса не скатывается в чернуху и животный, низменный угар. Я немного устал от трэша в современной драматургии. К тому же, мне эта тема чрезвычайно близка, я сам сейчас воспитываю трехлетнюю дочку, и постоянно накрывает страх, что у меня может не получиться…

Действительно страшно, что я не смогу уберечь её от безжалостности мира. И взрослея, она получит дозу того, что я очень не люблю в людях: цинизма, скептицизма, злости, обиды на окружающих, боли и так далее. Но полностью защитить ее от этой боли – боюсь, тоже не получится. И то, как эта жестокость мира её изменит, меня - как папу - пугает. Наверное, поэтому я и выбрал этот материал, и так остро его чувствую…

Вы уже представляете, каким будет будущий спектакль?

Знаете, недавно, я у кого-то из театральных теоретиков прочитал, что теория «сверхзадачи» Станиславского, «в своей основе порочна», потому что сложно сказать заранее, о чем будет спектакль, который еще не поставлен. Бывает так, что только когда зритель смотрит, тогда можно сказать – о чем он получился. Репетиционный процесс – это живая ткань, может поменяться всё, что угодно. Можно запланировать одно, а по факту выйдет совсем другое. Я встречал прекрасные произведения искусства, сделанные по коммерческому заказу, и абсолютно бездарные, сделанные по велению души… Поэтому я в этом плане – человек достаточно суеверный. Не очень люблю говорить заранее о том, что будет. У меня есть какие-то желания, надежды – достичь у зрителя сопереживания, понимания, вызвать сильные чувства… Но говорить заранее, что это однозначно получится и будет именно так – слишком самоуверенно.

Нравится ли вам работать в Одесском театре юного зрителя?

На самом деле, я только начал работать. Пока я только прощупываю пути для взаимодействия – с артистами, службами, администрацией, чтобы мы все достигли наилучшего результата. Ведь это общий процесс, коллективное взаимодействие. Ваш вопрос напомнил мне высказывание Льва Толстого про то, что «все семьи счастливы одинаково, и несчастливы – по-своему». Это так похоже на театр… Все театры счастливы примерно одинаково, а несчастливы – по-своему... Радости во всех театрах примерно похожи. Это – радость репетиционного процесса, радость каких-то открытий, радость творчества. Когда артист, изначально закрытый и настороженный, начинает открываться – как цветок – и ты проникаешь во что-то очень сокровенное - вместе с ним, и это чистое наслаждение режиссерское!.. А несчастливы театры – все по-разному. У кого-то давно не было ремонта, у кого-то где-то цеха не успевают к премьере, и так далее. И в этих вещах приходится все время быть дипломатом, тонким стратегом, для того, чтобы в итоге твой спектакль вышел на сцену, и чтобы никому не было стыдно.

Мы все занимаемся странным делом. Даже глупым в чем-то... Если описать любому нормальному человеку то, что для нас составляет «тело» и «ядро» страшной проблемы – он покрутит пальцем у виска и скажет: «Что за глупость! Это же ерунда!» А для нас – это коллапс и конец света… Из-за того, что мы здесь все такие странные и занимаемся далекими от обыденности вещами, мы все в одной лодке. Поэтому, можно взывать к чувству долга, к чувству ответственности, к чувству какого-то театрального родства. Каким бы ни был человек, работающий в театре, даже будь он сто раз равнодушным, все равно в нем присутствует какая-то ответственность за то, что происходит на сцене. Если правильно разговаривать с человеком, то можно расшевелить кого угодно. Главное – не надувать щёки и не качать права, потому что этого никто не любит, а в театре – особенно.

Во время лаборатории вы провели (по отзывам участников) интересный мастер-класс. Знаю, что вы с удовольствием ведете занятия и что у вас есть опыт работы в детской театральной студии. Вы планируете повторить этот опыт?

Вы правы, у меня довольно большой педагогический стаж, я преподаю уже больше 12 лет, и за это время накопилось много информации, которой хочется поделиться. Не в том плане, чтобы кого-то чему-то научить, а именно поделиться, чтобы кому-то стало интересно. Потому что ничто не заражает человека, особенно театрального, лучше, чем новая идея. Вложить в голову приёмы какие-то – это одно, а идеи – это совсем другое! Идея человека в покое не оставит! Он сам начнет искать, пытаться понять что-то новое. Главное – нащупать эту «заразительную» точку. Собственно, этим я и пытаюсь заниматься как педагог.

На мастер-классе, проведенном во время конкурса-лаборатории, я увидел молодых ребят с горящими глазами. И они жаждут узнать что-то новое. Я ощутил на мастер-классе, что информационный вакуум присутствует. Поэтому, мне захотелось ещё немного «по-рассказывать-про» какие-то вещи. Вдруг «зайдет» какая-то новая идея?

Лесь Курбас писал, что «Мистецтво, особливо театр, мусить повернутися до своєї первісної форми — форми релігійного акту. Воно… в суті своїй — акт релігійний. Воно — могутній засіб перетворення грубого в тонке, підйому у вищі сфери, перетворення матерії. Тоді дійсно театр — храм, і мусить бути чистим і тихим, хоч і всякі молитви будуть у ньому».

Я полностью согласен! Если ты можешь увлечь – как режиссёр или как педагог – то дальше всё возможно… У меня такое было, когда я впервые посмотрел спектакль «театра «19» - «Чмо». Я посмотрел его на фестивале, он мне безумно понравился, и я подумал тогда: «Господи, ну они же – негосударственный театр! У них нет государственного финансирования! Почему мы не можем так же работать? До Харькова – 4 часа езды на машине… В чем дело, почему у нас такого нет?..» Эта мысль засела в моей голове, и мы начали создавать свой театр. В течение пяти лет мы его делали. И сделали! Поэтому такие мастер-классы – очень нужны. Я уеду, а идеи-то – останутся!.. И если хоть одному человеку в голову придет эта мысль: «Блин, почему мы сейчас не возьмем и не сделаем - так же или ещё лучше?», то всё – движение будет запущено. Есть же примеры - великий курс Анатолия Васильева и Михаила Буткевича. Их ученики ставили лучшие спектакли в конце девяностых и в начале двухтысячных во многих театрах. И до сих пор мы пожинаем плоды их театральных открытий. Идеи – они не дают покоя людям. Интересные идеи востребованы всегда!

Александр, спасибо за это интервью! Надеюсь, что мы с вами еще неоднократно встретимся.

И вам – спасибо! Как говорит один из героев «Красной Каски», он же ВОЛК: «Всегда к вашим услугам: Волк спасательный, Волк помогательный, Волк замечательный и замечтательный!»

Фото Юлии Сущенко

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100