Odessa DailyАфиша Одессы

Фестиваль искусств в Одесской опере. День третий. «И жизнь, и сцена, и судьба»

trudyvl11

3 июня 2012 в 14:50

vasilievТретий фестивальный день будет посвящен народному артисту СССР и России, профессору Российской академии театрального искусства, академику Международной академии творчества и Академии российского искусства, почетному профессору Московского государственного университета и доктору гуманитарных наук Центр-Колледжа (США) Владимиру Викторовичу Васильеву. В этот день на сцене Одесского национального академического театра оперы и балета состоится его бенефис.

Владими Васильев – лауреат самых престижных премий и наград, среди которых Государственные премии СССР и России, а также премии Парижской академии танца «Лучший танцовщик мира» и - совместно с Е. Максимовой – «Лучший дуэт мира», «За жизнь в танце», мэрии Москвы, «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство», имени Людвига Нобеля, государственная награда «Благодарность земли Воронежской», награжден орденами и медалями России, Франции, Италии, США, Бразилии, Аргентины, Литвы, Японии и ЮНЕСКО.

Он – один из величайших танцовщиков ХХ века, прославивший русское балетное искусство в мире, хореограф, режиссер, педагог, актер, поэт, художник. Безграничность, неисчерпаемость художественного дара Васильева поражает. Как танцовщик он некогда создал свой уникальный мир, а создав его, – заставил многих прислушаться к важному: в чем смысл и назначение искусства.

Революцию, совершенную Васильевым в мужском танце второй половины прошлого века, единоличным актом не назовешь. Но именно Васильев записан в истории балета как первый и главный новатор. От роли к роли, от балета к балету Васильев создавал образ танцовщика мира, который ни повторить, не пересоздать после его ухода со сцены еще долго никому не удастся. Он предъявлял на сцене правду, что оказывалась выше временных и национальных границ, жила поверх рамок амплуа, сметала все жанровые ограничения и границы пластических систем. Не поверить переживаниям его героев было невозможно. Как невозможно представить Васильева без Максимовой, Володю без Кати. Тайну гениального дуэта разгадывать бессмысленно, просто – невозможно. Их героев отличала особая порода, рифмовавшая простоту с многосложностью, понятность с игрой смыслов. Их искусство было ясным и таинственным одновременно: на огромной балетной сцене только они одни могли так передавать «крупные планы», штрихи и нюансы взоров и вздохов.

Васильев жил на сцене по неписаным законам, совершая головокружительное восхождение к пику славы. Танцевальная эра великого танцовщика началась в конце 50-х, когда Юрий Григорович доверил 18-летнему артисту, вчерашнему выпускнику Хореографического училища Большого театра, центральную партию в балете «Каменный цветок». Дальше – звездные роли (ни одной проходной!) и поток признаний, – нет в балетном мире наград, которые им не завоеваны. Васильев взлетал под колосники Большого театра, вихрем закручивался в темпераментных пируэтах, моментально останавливался в совершенной позе – техника была уникальной. Но секрет был не только в этих атрибутах танцевального марафона, а в раритетном артистическом даре и феноменальном воздействии на окружающих. Те, кто видели, как происходил сам процесс рождения его ролей – от Меджнуна в «Лейли и Меджнун» Баласаняна-Голейзовского, «Нарцисса» Черепнина-Голейзовского, Базиля в «Дон Кихоте» Минкуса-Горского, через «Спартака» Хачатуряна-Григоровича – к работам Бежара, Пети, Мясина и поставленным самим Васильевым балетам, – никогда не верили, что «цепочка дней» (так назвал свой поэтический сборник Владимир Васильев) прервется после его ухода с балетной сцены: сильный человек и сильный художник всегда находит импульсы к созиданию, к продолжению своего дела.

«Я продолжаю жизни бег…» – так сказал он о себе названием одной из многочисленных выставок своей живописи. Сюжеты Васильева-художника – неяркая поэзия российских просторов, грустная гармония жизни. Васильеву открыта красота текущей и утекающей жизни, – не потому ли он так чутко почувствовал Чехова и создал удивительно чеховский балет «Анюта»?

Человек ренессансного склада, Васильев не замыкается на чем-то одном: приложение его творческих сил кажется поистине безграничным. Он ставит балетные спектакли по всему миру (а их немало – «Икар» и «Макбет», «Эти чарующие звуки...» и «Я хочу танцевать», «Фрагменты одной биографии» и «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро» и «Золушка», «Красный мак», а еще – версии классических балетов, хореография в операх и драме, гала-концерты). Кроме Большого театра, в котором были сделаны восемь его балетов и опера «Травиата», его хореографические творения с успехом шли на лучших театральных сценах мира, среди которых Метрополитен Опера, Ла Скала, Римская опера, Штаатс Опер, Сан Карло, Арена ди Верона, Театр Колон, Токио Бунка Кайкан, Барбикан Центр.

Более десяти лет Васильев возглавлял балетмейстерский факультет ГИТИСа, готовил и выпускал новое поколение хореографов. Многие годы был секретарем и председателем комиссии по хореографии Союза театральных деятелей, заместителем председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

В нелегкий для страны переходный период, пять лет, с 1995 по 2000 гг., Васильев в должности художественного руководителя и директора посвятил возрождению родного Большого театра. После ухода с этого поста он вновь востребован как приглашенный хореограф, актер, режиссер.

И в других своих ипостасях Васильев творит мощно и стихийно. Возглавляет Фонд Галины Улановой, готовит вечера ее памяти, снимает фильмы о своем поколении (недаром известный режиссер А. А. Белинский назвал его русским Бобом Фоссом), создает живописное сценическое оформление своих же постановок, записывает радиоспектакли, проводит телевизионные программы, пишет картины, возглавляет жюри конкурсов и фестивалей.

Васильев легок на подъем, и для него не проблема перелететь в далекую Бразилию, где его усилиями открыта балетная школа Большого театра – единственная за рубежом. По-молодому задорно Васильев чувствует, что пришло иное время и другие ритмы, а потому мечтает о новом искусстве, где в едином действии соединились бы разные его виды.

Драйв васильевского характера – в сочиненных им танцах ленкомовского спектакля-долгожителя «Юнона» и «Авось». Он открывает неведомые истории, которые мечтает воплотить на сцене. Несмотря ни на что Васильев и сегодня искренне верит в добро и вверенное ему великими его учителями наследие – ему нет дела до обстоятельств, в силу которых можно утратить безусловные идеалы. Его национальной идеей всегда была культура, если понимать ее как историю цивилизации. А история – это и будущее, которое пишется на наших глазах. Творческие искания Владимира Васильева нужны сегодня не меньше, чем новые социальные манифесты: искусство, каким он владеет, скорее и глубже объясняет жизнь.

В вечере, который будет состоять из двух отделений, примут участие солисты Большого театра России Кристина Кретова, Мария Виноградова, Иван Алексеев, Денис Савин, Геннадий Янин, директор Государственного балета Берлина Владимир Малахов и ведущие танцовщики этого театра Яна Саленко и Дину Тамажлакару, а также солисты Одесского театра оперы и балета Окава Коя и Тэрада Мидори.

Они исполнят отрывки из балетов «Анюта» Валерия Гаврилина, «Паганини» Сергея Рахманинова и «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, поставленных Владимиром Васильевым, «Дона Кихота» Людвига Минкуса (хореография Мариуса Петипа), а также ряд миниатюр. В частности, Владимир Малахов исполнит один из своих лучших номеров — «Умирающего лебедя» Камиля Сен-Санса (мужская версия от хореографа Мауро де Кандиа).

Также в программе будут звучать стихи Владимира Васильева, демонстрироваться редкие кинокадры из фильмов с его участием. Кроме того, возможно, 72-летний мастер и сам – впервые в жизни – станцует на сцене Одесского театра оперы и балета.


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100