Odessa DailyАфиша Одессы

Non fantaisie. Non pas complètement impromptu

Юлия Жаркова

15 марта 2016 в 18:51

Да, простите за излишнюю трагичность, наверное, иначе о них обо всех и не получится сказать. Устами, а точней, глазами фотографа Ильи Гершберга, который, как и большинство героев его фотопортретов, покинул Одессу, рас-сказана некая правда. Можно закрыться от нее, как от солнца, рукой, но она от этого, как и солнце, не исчезнет. И она, правда эта, ныне лишь молчаливое подтверждение многим фактам отечественной истории. Итак, кто на этих снимках? Дети 60-х, великой изоляции, обысков и тюрем, изгои Великого Совка, сохранившие удивительные тепло и дружбу – до конца…

74dabbca-3373-400a-b674-bc000ad7476c

А я лишь попробую передать ощущения от этой выставки, которую рекомендую увидеть всем, кто как-либо связан с тем временем.
Вот, стоит он, один из них, в старом вязаном свитере, глядя куда-то поверх всего вокруг, с теми неуловимыми чертами судьбы, о которых писал Сэлинджер – на лице написано все, все взлеты и падения и даже дата смерти, это словно заглядываешь в бездонный колодец и видишь там звёзды днём…
Снова, снова пытаюсь не печальное нечто написать о них обо всех.

Солнце нашей земли, уникальный художник - Дина Михайловна Фрумина. Это она, у которой была при жизни лишь одна персональная выставка, в музее западного и восточного искусства, "Этюды Самарканда", которую заклеймили критики как "формализм", противостоящий соцреализму. Её всю жизнь прессовала советская власть (за то, что отказывалась писать портреты вождей и видите ли, всякие портретики-пейзажи-натюрморты позволяла себе, вопреки правилам о всеобщем подобострастии).

Это она "вырастила" всю плеяду нон-конформистов. Некоторые - известны далеко за пределами родины. Опять же, - художники, которые - всего-то (сейчас такое в голове не укладывается) - не повиновались грозным приказам вождя - утратить свое предназначение и наполнять пространство лениными-сталиными, партийными героями и мужеподобными женщинами с молотками и винтовками. Ну так вот. Сама Д. М. Фрумина была академического уровня художником, трудоголиком, дожила до 91-го года, на похоронах ее - огромная толпа - не просто плакала - рыдала...

Супруги Соколовы - основатели и теоретики Нового Искусства в Одессе. Скрипачка нью-йоркского оркестра (в течение многих лет, в прошлом), Асия Муртазина; юная чудесная Люда Ястреб; моя мама (тут уж некорректны будут излияния о ее красоте); библейской красоты юная особа и выдающийся художник Эсфирь Серпионова, ныне монахиня Свято-Михайловского монастыря, матушка Таисия…

Не могу не восхищаться и красотой Елены Марущак, и всех самых добрых и на самом-то деле, заботливых и эмпатичных, мало соотносимых с расхожим понятием «жена-художник-горе-в-семье». И просто - жен и спутниц художников, которые напоминают прерафаэлитских ангелов или героинь Гейнсборо. Михаил Черешня, Александр Дмитриев, Владимир Асриев, Валентин Хрущ, Станислав Сычев, Саша Ануфриев, Виктор Маринюк, - к сожалению, не могу тут перечислить всех... Далее: Феликс Кохрихт, чета Голубовских, Валентина и Евгений, - все они - чудесные, поверьте!  Владимир Стрельников, Люсьен Дульфан, Иосиф Островский... А грусть оттого что - где, где большинство из названных людей? Кто-то приезжал из изгнания в Одессу, вот он в молодости - Лев Межберг, красивый как скиф. И вот уже сколько лет его нет с нами...

Еще – портреты на фоне города. Крыши, полные рассветов, закатов, небо, улицы и дома, на этих фото кажутся декорациями к балету Щелкунчик или же каким-то очень удачным сном.

Но важно, что в день открытия лил проливной и очень холодный дождь. Что отнюдь не остановило одесситов, так как было битком набито пространство выставки с фотографиями, предельно просто прикрепленным к стенам.
Ну это потому, что лица эти - живые-живые… 

Юлия Жаркова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100