На днях в Музее современного искусства Одессы открылась выставка одного из самых, на мой взгляд, необычных и талантливых художников юга Украины, Владимира Кабаченко. Это мастер, выходящий далеко за рамки одесского масштаба, действительно профессиональный живописец.
У Владимира свой собственный мир. О, насколько же он диковинный! Вознамерившийся путешествовать по нему должен приготовиться уклоняться от стремительного полета крылатых людей, не пугаться задумчивой птице, освещающей себе путь свечой, постараться не потеряться в геометрической причудливости бесконечных психоделических пространств, гипнотизирующих глубокими сумрачными цветами и неповторимой, густой и тягучей атмосферой.
Художник всегда тяготел к мифологическим сюжетам, облекая их в форму, пригодную для восприятия именно славянским зрителем. В его сюжетах фантастика некого будущего (или же параллельного?) всегда граничила с традициями, обрядами, поверьями украинцев. И вот, представляя свою новую коллекцию "Степові Capriccio", Владимир окончательно сместился в сторону казацкой тематики, больше внимания уделил пейзажам. Он не скрывал, что пытался проиллюстрировать знаменитого "Тараса Бульбу" Гоголя, что, собственно, и не прячется от глаза зрителя.
Однако же, важно то, каким образом это было сделано. Диковинная манера привычного для Кабаченко диалога с любым, кто бросает взгляд на его картины, соединилась тут с легким, знойным южноукраинским духом, выцветшим степным небом и особым колоритом Запорожской Сечи.
Что особенно привлекает - так это неповторимая динамика картин Кабаченко. Не умалчивая, что избранная им тема далеко не уникальна, я с уверенностью могу сказать, что ТАК ее не представлял никто ранее. Композиционное размещение объектов на картине, напряжение, летящие, стремящиеся движения будто бы создают иллюзию присутствия внутри полотна, наряду с главным героем. Так и хочется ухватиться за порывчатый степной ветер и взмыть над землей вместе с казаком на тугом скакуне, пытаясь, как и он, дотянуться до вырвавшейся из рук люльки. И все это - на фоне безоблачной небесной материи, дарящей ощущение совершенного полета, оторванности от земли... да что там! отсутствия этой земли вообще.
Для того, чтобы взлететь, героям художника действительно не нужно отталкиваться от земли. Его женщины, легкие и крылатые, летают над морем, повинуясь лишь законам собственного воображения. Или той древней украинской магии, которая была известна нашим предкам, и которую мы растеряли, уводя себя все глубже в недра технологичности и цивилизованности.
Герои Кабаченко любят поговорить друг с другом, приветливы и совсем не хотят делить со зрителями их мир. По ту сторону картин солнце светит ярче. Это окошечки в мир вечного лета среди разбитой и сплошь пропитанной слякотью Одессы.
Впечатляют и акварели художника, посвященные лесной тематике. Тут открывается совсем другая сторона его, воплощенная в нетягостном безмолвии южного леса, наполненного тишиной и трепетной радостью свежего солнца. Да, Кабаченко - превосходный мастер пейзажей, мастер настроения и впечатления.
"Художник очень много пишет на тему казачества. Это модно, это популярно и об этом много говорится. Но увидеть казацкую жизнь, тяготеющую к сказке саму по себе, через мифологические сюжеты, не связанные с "бандурами", а именно общечеловеческими - совершенно иное. Владимир Кабаченко смог очень тонко это подметить, поэтому его картины будут интересны не только тем, кто любит эпоху казачества или же просто интересуется украинской культурой. Это гораздо более космополитичная живопись. Мне нравится именно это. К тому же, Владимир Кабаченко, среди современных, активно работающих художников - один из лучших представителей южнорусской пейзажной школы. Его переход от сюрреалистических сюжетов к более "приземленным" на мой взгляд обусловлен элементарным взрослением. Чем дальше от молодости - тем меньше авангарда. Лучше это или хуже - судите сами", - сказал директор МСИО Семен Кантор.
Я же отвечу на это мнение согласием, заметив, только лишь, что Владимир Кабаченко обладает особой гранью художественного таланта: на его картины просто приятно смотреть. По крайней мере, мне. Валерия ГИСИЧ, Odessa Daily