Какие существуют в мире опасные профессии? Никто, полагаю, не усомнится, если вспомнить про работников нефтяных скважин, монтажников-высотников и воспитательниц детей дошкольного возраста. К этому списку можно прибавить, как я убедилась, и профессию фотографа, и это уже не шутки, если речь идет о Романе Гамурар.
Родившись в Армении, Роман, в отличие от многих современных «творцов», получил профессиональное образование фотографа-худохника. Первые его снимки были опубликованы в конце 70-х годов прошлого века. Было время, этот человек учился на юриста, фотографировал свадьбы и занимался ресторанным бизнесом, оставив фотодело на долгих десять лет. Однако все это для того, чтобы вернуться к любимому занятию, причем постигнув его с новой, захватывающей, опасной стороны.
Роман Гамурар фотографирует диких животных. Признаться честно, эта тема колеблет душевные струны многих профессионалов, добрая половина выпусков фотожурналов посвящена суровым мужчинам с массивными телеобъективами, притаившимся в засаде, дабы снять пестреющего на ветке какаду или вовсе недружелюбную гиену с детками. Так вот, Роман — именно такой фотограф, с той только разницей, что он не рассуждает, а делает. Он действительно проводит часы в охоте за львами, гепардами, фламинго и жирафами, действительно прячется в засаде с тяжеленной оптикой, цена которой — тысячи долларов. И, как небезосновательно было упомянуто 15 июля на открытии его выставки в Болгарском Доме, самый большой подарок, который он может сделать своей семье, — это остаться целым и невредимым, делая свои шедевральные снимки.
«Эта выставка не была запланирована, но, я думаю, выделяется среди всех экспозиций, которые мы проводили, и безусловно останется в памяти. Лет пять назад у нас была выставка фотографа-орнитолога, но шла речь о нашем крае, берегах лиманов и знакомых пейзажах. На этот раз мы показываем анималистику. Это мир далек от нас и своеобразен, жесток и справедлив. Он показан глазами и сердцем фотохудожника, который любит как предмет своей охоты, так и само занятие, забираясь для этого в такие уголки, куда не всем нам суждено попасть. В его снимках не просто фиксация животного мира, но и личное отношение автора к тому, что он видит. Он делится с нами своей философией», — сказал об авторе директор Болгарского Дома Дмитрий Федорович Терзи.
Постойте, я не бросаю слов на ветер. Он фотографирует мастерски. Качество, композиция, подбор сюжета и реализация — все совершенно. Это при том, что Роман — поклонник прямой фотографии, и лично признался мне, что совершенно «не дружит» с фотошопом.
«Мое занятие этим видом искусства началось с того, что в далекие семидесятые я просто украл фотоаппарат у своего отца и пошел фотографировать. Воровать я с того момента перестал, а увлечение фотографией осталось. Я уже тогда понял, что это — мое призвание, и несмотря на все мои попытки отойти от этой профессии и заняться бизнесом, фотография позвала назад. Я люблю снимать анималистику, потому что это непостановочная фотография, она искренняя и правдивая», — прокомментировал сам фотограф.
Прекрасный мужественный охотник за кадрами был аутентичен до предела, появившись на выставке в своем привычном облачении для путешествий по саванне. Вместе с ним приехали верный товарищ по засадам, пестрая маскировочная палатка, тот самый гигантский объектив (воистину, услада глаз для ценителя) и многие тысячи фотографий живой природы, прекрасной по сути своей, лучшие из которых вы можете лицезреть в Болгарском Доме. Хотя бы для того, чтобы увидеть то, что называется и всегда называлось действительно профессиональной фотографией.