Odessa Daily Афиша Одессы
Эта тихая скандальная «Молодость»
Odessa Daily
15 ноября 2012 в 21:01В этом году Международный кинофестиваль дебютных фильмов «Молодость» прошел тихо и незаметно.

На сорок второй «Молодости» не было ни красных дорожек, ни торжественно шествующих по ним кинозвезд. Единственная «звезда, отклонившаяся от своей орбиты» для того, чтобы побывать на «Молодости», — последний миф французского кино, самый загадочный представитель новой «новой волны» режиссер Лео Каракс прилетел лишь на четвертый день фестиваля. Хотя Каракс вошел в мировой кинематограф еще в восьмидесятые годы, поставив фильм «Дурная кровь» с Жюльет Бинош, хотя ему принадлежит не менее знаменитая лента «Любовники с Нового моста», хотя на МКФ «Молодость», где ему вручили «Золотого скифского оленя» за достижения в мировом кинематографе, он привез свою последнюю нашумевшую картину «Священные моторы», но... Но для широких масс Каракс — не Софи Лорен, не Катрин Денев, не Фани Ардан и не Софи Марсо, не Жерар Депардье и не Сильвестр Сталлоне, которые в разные годы украшали фестиваль.
Собственно, красной дорожки не было уже и в прошлом году, поскольку фестиваль открывался тогда в огромном, неуютном кинотеатре «Киевская Русь», находящемся далеко не в центре города. Но все же приезжали такие широко известные режиссеры, как Ежи Гоффман, Кшиштоф Занусси, приезжали знаменитый сценарист Рустам Ибрагимбеков и популярный артист Алексей Горбунов…
Впрочем, дело не в звездах и не в красных дорожках. Как говорится, не красна изба углами, а красна пирогами. Вот «пирогов», в отличие от прошлого года, как раз и не было. Конкурсная программа фестиваля (пятьдесят четыре фильма, в том числе двенадцать полнометражных) была на редкость серой. Хотя в семнадцати внеконкурсных программах было на что обратить внимание (всего на фестивале было показано около трехсот фильмов).
Фактически не было в этом году и фильма закрытия фестиваля. Прошлогодний фестиваль закрывался фильмом Звягинцева «Елена», в этом году фестивальной публике предложили еще раз посмотреть фильм греческого режиссера Бабиса Макридиса «L», получивший Гран-при «Молодости».
ГЛАВНЫЙ СКАНДАЛ ФЕСТИВАЛЯ
В этом году скандальных ситуаций на «Молодости» хватало. То конкурсный фильм не довезли — застрял на таможне. То не запускается картина — что-то чему-то не соответствует. То на подиумной дискуссии «Творчество, пропаганда, цензура», где шла речь об ущемлении прав гей-меньшинств, вспыхивает скандал, и так далее.
Но главным скандалом сорок второй «Молодости» можно считать церемонию закрытия, скромно проходившую в кинотеатре «Киев», в котором последние годы и обретается фестиваль. Скандалом стало присуждение «Золотого скифского оленя» и десяти тысяч долларов фильму «L», занявшему последнее место в рейтинге зрительских симпатий (3,1 балла).
Поскольку тем, кто уже смотрел фильм, и одного раза хватило, а тем, кто не видел, хватило первых двадцати—двадцати пяти минут, народ валом повалил из зала, чтобы в более приятной обстановке обсудить удивительное решение жюри. Ведь награду получила смертельно скучная, отвратительно снятая, с плохой актерской, операторской и монтажной работой, но зато претенциозная картина. Этакий поток замутненного сознания с потугами на гениальность. Фильм вызывает множество вопросов, вернее, предлагает бесконечный ряд сюжетных ребусов. Единственное, что смогла разъяснить недоумевающим зрителям продюсер, приехавшая представить фильм, это его название: латинская буква «L» — то же самое, что русская «У» на стекле автомобиля, знак, что за рулем сидит ученик (learning).
Какие уроки может извлечь зритель из мутной абракадабры сюжета — неясно. Также неясно, чему должна была научить жизнь героя фильма — шофера, который, зачем-то умышленно разбив автомобиль, в котором он почему-то жил (хотя есть любимая семья), пересаживается на байк, затем на велосипед… Последний способ его передвижения — на четвереньках. В фильме фигурируют два семантически связанных понятия: мед (герой в начале картины занимался поставками меда) и медведь, во время охоты на которого был подстрелен напарник героя. То ли напарник является герою фильма с того света в облике медведя, то ли они порознь его беспокоят (в фильме нельзя отличить сны и видения от мистической яви), но вроде бы, не поручусь за верность, в конце и сам герой превращается в медведя.
Кошмар! Во время фильма просто хотелось закричать на пару с героем, который орет для поддержания в себе куража. Я, конечно, удержалась, но ор героя и решил все дело.
Это стало понятно из выступления на закрытии фестиваля главы международного жюри, которым в этом году стал широко известный в весьма узких кругах венгерский режиссер Золтан Камонди. «Кто такой этот Золтан Камонди?» — недоумевали зрители и киноманы на протяжении всей нынешней «Молодости».
Узнали на церемонии закрытия, когда эпатажный венгр устроил вип-гостям, кинематографистам и журналистам экзамен: «Поднимите руки, кто знает Антонена Арто! Что, никто не знает?» — позлорадствовал Камонди, и закатил двадцатиминутный спич об Арто, который якобы придавал особое значение воплю со сцены (заметьте, со сцены, а не с экрана). А затем рассказал историю, в которой Арто, чтобы доказать аудитории великое значение вопля, завопил. И тут же сам Камонди издал мощный, долго не стихающий рев. После чего поверг в окончательный шок публику, объявив фильмом-победителем «L».
Думается, что если Антонен Арто — апологет театра жестокости и имеет отношение к греческой бездарной поделке, то лишь на том основании, что она вызывает жестокую скуку. Недаром ни на одном из многочисленных фестивалей, на которых был представлен фильм, он не был отмечен ни одной наградой. Потому как «не воплем единым…».
Своим коллегам по жюри напористый венгр заявил, что давать премию надо тому фильму, который в рейтинге зрительских симпатий получил последнее место (как будто зрители на фестивале — это одни кухарки).
ЛУЧШИЕ СРЕДИ СРЕДНИХ
В общем, награждение и закрытие оказались скандальными. Хотя остальные призы в целом протестов не вызвали. Лучшим полнометражным фильмом «Молодости»-2012 была признана картина «Гони бабло!» режиссера Адама Леона (США). Актер Тай Хигсон, сыгравший в фильме главную роль, был отмечен специальным дипломом за актерское мастерство.
Не скажу, что меня увлекла история граффитчиков из Бронкса (или Квинса?), которые весь фильм, попадая в разные забавные и не очень забавные ситуации, ищут деньги на свершение громкой акции: они задумали расписать символ Нью-Йорка — Большое яблоко. Но картина милая, незатейливая, в духе Вудди Алена, у которого Адам Леон несколько лет работал ассистентом. Словом, большого протеста этот приз не вызвал, хотя были в конкурсе лучшие, на мой, и не только мой, взгляд, фильмы.
Например, зрительский вердикт отдал первое место среди полнометражных фильмов грузинской трагикомической ленте Русудан Чкония «Улыбайтесь», в которой жизнь в Грузии эпохи Саакашвили показана через призму конкурса «Грузинская мама»-2012.
Большое впечатление произвела профессионально снятая и замечательно сыгранная картина австрийского режиссера Умута Дага «Наложница». Убедительная история с несколькими неожиданными сюжетными поворотами, в которой восточные семейные ценности входят в противоречие с европейским образом жизни, никого не оставила равнодушным. Сыгравшая в этом фильме главную роль необыкновенно красивая актриса Бегьюм Аккаю также получила специальный диплом за актерское мастерство. В рейтинге зрительских симпатий фильм занял второе место среди лент полного метра.
А приз зрительских симпатий — камера — достался короткометражному фильму из США «Тайная слеза» режиссера Карла Фогеле: о последнем пути рыбки (от базара до сковородки), поющей самой себе реквием.
Но вернемся к остальным наградам. В категории «Лучший дебютный короткий метр» (первая работа, снятая вне учебных заведений) победил фильм «О, Вилли» Эммы де Сверф и Марка Джеймса Роллса (Бельгия, Франция, Нидерланды). Специальными дипломами наградили ленты «Цирк» (Испания) и «Человеческий фактор» (Франция).
В конкурсе студенческих короткометражек (из этого конкурса и выросла «Молодость») специальными дипломами были отмечены работы «Я достигла всего сама» (Хорватия), «Отдайся обману» (Германия) и «Без снега» (Польша). А приз (и денежную премию) за лучшую студенческую короткометражку разделили фильмы «Возвращение» режиссера Шая Леви (Израиль) и «Дорога на…» Таисии Игуменцевой (Россия).
Как ни странно, но в этом году завсегдатаи «Молодости» не досчитались одного жюри. Это жюри киноклубов — FICC. Да и традиционную ежегодную премию имени Ива Монтана, присуждаемую французским посольством (обеспечивая ее финансовую сторону) лучшему актеру или актрисе, заменили вышеназванные дипломы. Странным показалось и то, что на объявлении призов на церемонии закрытия фестиваля не прозвучала награда, которую ежегодно выносило еще одно жюри — специальное жюри, судящее гей-лесби программу «Солнечный зайчик». Хотя традиционная программа о нетрадиционной любви вместе с подиумной дискуссией в этом году заняла на фестивале большое место, чуть ли не потеснив основной конкурс. Что представляется явным ответом на обсуждение в Киеве закона о запрете на пропаганду гомосексуализма, который уже принят в Петербурге и некоторых других областях России. Но так как вокруг этой программы, как уже было сказано, тоже шел скандал, выплеснувшийся на страницы прессы, то, видимо, было принято решение результаты этого конкурса на церемонии закрытия не оглашать.
Зато сработало жюри на большой Национальной конкурсной программе короткометражных фильмов (заменившей «Украинскую панораму»). Приз получила Антонина Ноябрева за фильм «День независимости».
Как и в предыдущие годы и как положено на международных фестивалях, работало жюри кинопрессы — FIPRESCI. Журналисты признали лучшим лирический фильм «Прекрасная долина» Гадара Фридлиха (Израиль — Франция) об изживающих себя кибуцах.
Экуменическое жюри, так же, как и главное, одобрило короткометражку «О, Вилли». В международном конкурсе полнометражных фильмов это жюри отметило голландскую ленту «Хемель» Саши Полак. По этому поводу бессменный генеральный директор и создатель Международного кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи полушутя-полусерьезно заявил, что для экуменического жюри стало традицией давать премию самому эротическому фильму.
Не могу с ним согласиться. Хотя в фильме много секса, но эта картина не об этом, а об удивительной духовной и даже физической близости (Боже избавь, речь не об инцесте) отца и дочери, которую он растил один.
ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ СКАНДАЛЫ, ИЛИ ОХ УЖ ЭТА УКРАИНСКАЯ ПРЕССА!
И кому она нужна на фестивале! Сидели бы дома и читали пресс-релизы — таков был подтекст, а иногда и прямые высказывания сотрудников пресс-центра фестиваля.
В свое время пресс-центр был клубом журналистов, особенно из региональных изданий. Десять лет назад, когда впервые приехала на «Молодость», я еще застала такую пору. Тогда, и еще несколько лет, пресс-центром руководила Анастасия Халпахчи, дочь генерального директора МКФ «Молодость» Андрея Халпахчи. Теперь о ней вспоминают с ностальгической грустью. Настя знала всех своих подопечных (да-да, именно подопечных, она, как мать, заботилась о журналистах, особенно о приезжих), знала, кто чего стоит, кто как работает. В пресс-центре можно было отдохнуть, найти какой-то раздаточный материал, обменяться мнениями. Там завязывались дискуссии, которые могли потом продолжиться на корабле, где в те годы жили участники фестиваля: режиссеры, актеры и журналисты.
Безусловно, расселение участников фестиваля в последние годы в большой гостинице несколько разобщило людей. Но не поэтому ушла та непосредственная дружеская атмосфера, которая была так привлекательна на «Молодости». И общаться стало практически негде, и гости фестиваля, показав свой фильм, сразу исчезают, поскольку фестиваль не в состоянии оплачивать дольше им проживание в гостинице.
Когда-то центрами общения были также многочисленные вечеринки. В этом году их тоже было немало, практически каждый вечер (немецкая, французская, израильская…). Но в пресс-центре хранили о них гробовое молчание.
После отъезда Насти Халпахчи еще оставалась воспитанная ею команда, и работа пресс-центра шла по накатанному пути. Но люди менялись, приходили новые…
В этом году отношение сотрудников пресс-центра к журналистам вышло за рамки дозволенного. Жаловались и киевские журналисты, но особенно поражало отношение к представителям региональной прессы, хотя многие из них не один год практически бескорыстно пишут о фестивале «Молодость» и даже ездят на него за свой счет. О том, чтобы посидеть и пообщаться в пресс-центре, не могло быть и речи. Даже столы сотрудниц были расставлены так, что представляли собой сплошную загородку, как в какой-то конторе.
Если ты решался зайти, то сразу чувствовал, что твое присутствие нежелательно, что оно мешает. Кроме того, был риск, что тебя обвинят в краже… аккредитационных бейджиков (?!).
Коллегу из Запорожья, которая отмечала двадцатую годовщину своей работы на «Молодости» и зашла за билетом на закрытие фестиваля, оскорбили, довели до слез. А вступившейся за нее журналистке из Черкасс сказали, что запорожанка «вечно чего-то клянчит». И заявили буквально следующее: «Что нам ваши Черкассы, Одесса, Запорожье и Харьков! И вообще, нас интересует только европейская пресса».
Все это очень грустно. И уже больше не удивляешься, когда в учреждениях, находящихся рядом с кинотеатром «Киев», возле которого установлена огромная афиша, не имеют понятия, что в нескольких десятках метров идет какой-то фестиваль. Получается, что о фестивале «Молодость» знают больше за границей, чем в Украине. Недаром в этом году на участие в фестивале пришло тысяча триста заявок, большая часть которых из-за рубежа.
И еще. До нынешнего года на дверях пресс-центра регулярно вывешивали объявления, анонсы, приглашения. На столе лежали распечатанные пресс-релизы. В этом году на двери пресс-центра никакой информации не было. Огромную работу сотрудников пресс-центра по составлению пресс-релизов можно было увидеть лишь в Интернете и в рассылках. За рассылки спасибо, они помогают восстанавливать события фестиваля. Но дело в том, что региональные журналисты с собой компьютеры не возят. Мне, например, тяжело было бы везти и таскать за собой тяжелый ноутбук. А маленький мне не годится — мал экран, не прочесть. Да и не у всех они есть, эти ноутбуки. И если раньше в пресс-центре были установлены несколько компьютеров, за которыми можно было поработать, то в этом году — лишь один. И включен он был с одиннадцати часов, когда начинал работу пресс-центр.
Вернусь к вопросу о билетах на открытие — оно проходило в оперном театре — и закрытие. Билеты давали лишь избранным, правила отбора остались, как говорится, за кадром. В оперном театре, в котором оставалось много пустых мест, атмосфера напоминала времена, когда в первом ряду сидели модные портные, маникюрши, завмаги и гинекологи, словом, «уважаемые», а точнее, нужные люди…
Однако замечу, что лично у меня проблем с билетом на открытие вообще не было. А на закрытие — вопрос разрешился благополучно, правда, после бурной дискуссии на тему: обязательно ли присутствие на пресс-конференции (присутствие несколько гарантировало выдачу билета), если в это время показывают конкурсную ленту, журналистский интерес к которой превышает интерес к рядовой «прессухе».
ПЕРЕЖИВЁМ И ЭТО
В одной из газет сложившуюся ситуацию на сорок втором МКФ «Молодость» назвали кризисом среднего возраста. «А при чем тут возраст!» — как воскликнула одна дама, когда ее обозвали старой (второе слово подберите сами). Дело не в возрасте, а в бедности. Нет денег на звезд. Нет денег на приглашение известных деятелей кино в жюри. Нет денег на то, чтобы держать постоянный штат сотрудников пресс-центра, а не набирать каждый год случайных людей. Нет денег на соответствующую рекламу. Вроде бы спонсоров было много, а результат? Видимо, с миру по нитке не всегда хватает на нормальную рубашку.
Те, кто мог бы существенно поддержать столь значимое для украинской культуры событие, предпочли вкладывать деньги в политические игры. Словом, на фестивале были свои игры, у политиков — свои. На фестивале решали, за какой фильм отдать свой голос, в украинском социуме — за какую партию.
Итоги уже известны…
Елена КОЛТУНОВА. (газета Юг)
Odessa Daily