Odessa DailyНовости

«Если выбрать работу, которая по душе, то не придется работать»

Odessa Daily

1 августа 2018 в 14:55

ОЛЕСЯ КРЕНСКАЯ - окончила СПбГАТИ, магистр театрального искусства (история и критика театра кукол, руководитель курса А.П. Кулиш), театровед, критик, PR-директор Летней Лаборатории Фигуративного театра (ЛЛФТ).

«Если выбрать работу, которая по душе, то не придется работать»

– Олеся, прочитав описание вашей Международной лаборатории, я все же усомнилась, так это «интенсивный практикум по разным видам современного театра кукол» или «профессиональные каникулы для кукольников»? Как вы смогли это совместить?

- Как бы странно ни звучало, лаборатория – это действительно и интенсивный практикум, и профессиональные каникулы. В течение четырех недель ребята проходили бесплатные мастер-классы у педагогов невероятно высокого уровня: Рене Бейкер (Великобритания), Полины Борисовой (Франция), Филиппа Родригез-Жорда (Франция), Давиде Джиовандзана (Финляндия-Швейцария).  По шесть дней занятий с каждым мастером, потом показ, один выходной в неделю.  Учтите, что многие находились в отпуске, могли поехать к морю. Но кто-то все же оказался на лаборатории. И тут совершенно неочевидно, кому больше повезло! Говорят, что если выбрать работу, которая по душе, то не придется работать. В случае лаборатории – это стопроцентное попадание. Организаторы тщательно отбирали участников (было более ста заявок). Могу уверенно сказать, что случайные люди к нам не попали. Только те, кто действительно увлечен своим делом, хочет развиваться, открывать новые горизонты и возможности. Прежде всего, в самом себе.

- Лаборатория уже третья по счету. Каждый год съезжаются профессионалы из разных стран. В чем особенность этой международной встречи? Из каких стран были участники?   

-  В разные годы ведущими мастерских были Яна Тумина, Алексей Лелявский, Фабрицио Монтекки, Аньес Лимбос и другие педагоги.  Филипп Родригез-Жорда вел лабораторию и в 2017 году, он  – актер, танцор, режиссер, педагог – занимается прикладным театром кукол, объединяя его с другими сценическими и экранными видами искусства: перформанс, опера, современный танец, телевидение, музыка. Он также автор терапевтического курса занятий для людей с ограниченными возможностями. Рене Бейкер – актриса, режиссер, художник, педагог – является автором уникальной авторской программы обучения актеров, в основу которой положен тренинг актера для работы с реквизитом, костюмом, фактурой, куклой. Полина Борисова – художник-постановщик, мастер-технолог, преподаватель, актриса театра кукол – создатель уникального авторского стиля камерных моно-спектаклей, в которых она является дизайнером, режиссером и актрисой.. Давиде Джиованзана – актер, режиссер, исследователь театра, педагог – занимается визуальным театром, в котором традиции комедии дель арте, элементы школы Жака Лекока и физического театра соединяются в новое сценическое качество. На первых двух лабораториях были участники из России, Чехии, Канады, Украины, Белоруссии, Франции. В этом году учились кукольники из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Киева и Минска.  

- Расскажите о механизме работы лаборатории (для будущих участников): вы приезжаете, слушаете заявленных педагогов – тренеров, участвуете в мастер-классах и что дальше? Каков результат?

- Для начала нужно пройти отбор. Вы должны убедить организаторов, что вам действительно нужно попасть на лабораторию, подобрать какие-то весомые аргументы, сказать заповедные слова. Несмотря на кажущуюся праздничную атмосферу, лаборатория – это, прежде всего, интенсивная работа. Тяжелая, но безумно интересная. Как говорит наш арт-директор Анна Иванова-Брашинская, ЛЛФТ подобна операции на мозге без анастезии. Рушатся установки – прежде всего надо забыть, чему учили в театральном институте и ринуться в неведомое. Быть готовым открыть в себе нечто новое. Последствия операции всегда непредсказуемы, у каждого свои «осложнения». На мой взгляд, все ведет к тому, что педагоги стараются сформировать навык высказывания, делятся техникой. А это в дальнейшем самостоятельные работы, спектакли. Важно найти в себе, что ты хочешь сказать миру. И потом понять, как это сделать. Тебе дарят удочку.

- В этом году участники могли познакомиться с уникальными авторскими тренингами.  Вы как профессионал, могли бы охарактеризовать их методики? В чем креативность их подхода к творческому процессу?

-  Лаборатория началась с Рене Бейкер, которая учила переключать внимание с куклы на актера и обратно, формам присутствия на сцене. Кто ты: актер, перформер или кукольник? Как стать невидимым, если ты находишься рядом с куклой и озвучиваешь ее? Филипп Родригез-Жорда фокусировался на отношениях между куклой и исполнителем, органикой движения. Он настаивал на том, что актер не инструмент режиссера, а соавтор спектакля. Казалось бы, вполне очевидные, логичные и понятные вещи, но в современном театре кукол я очень часто вижу на сцене людей, которые носят кукол и произносят заученный текст. Все! Они даже не заморачиваются на том, кто они, почему именно они рассказывают историю, кто они для персонажа. Рене и Филипп открывали такие тонкости, что на их тренингах происходило волшебство – мы переставали видеть актеров, и смотрели лишь на бамбуковые палочки или газеты. Полина Борисова вводила ребят в докукольное существование, а с Давиде Джиовандзана, учеником Жака Лекока, участники постигали нейтральную маску и хоровое существование. Очень интересно было наблюдать за работой с нейтральной маской, когда говорило лишь тело. Им ты должен донести до зрителя, что ты проснулся, а вокруг туман или море. 

- Скажите, каким, на ваш взгляд, должен быть современный театр кукол?

- Это провокационный и сложный вопрос. Живым и разным. Театр кукол – очень богатый жанр, но в последние несколько лет у меня создается ощущение, что он застыл во времени. Смотришь спектакль и не можешь понять, когда он был поставлен: десять, двадцать лет назад или на прошлой неделе. Я знаю условия и жесткий конвейерный, подчас рутинный процесс, в котором работают государственные театры – репетиции, премьеры, прокат, планы, обслуживание зрителя. На лаборатории я задумалась о терминологии. Мы называем актеров кукловодами, а это по большому счету просто функция. А вот кукольник – это способ мышления, когда есть понимание важности того, что и как ты транслируешь. Начиная от выбора материала и заканчивая способом подачи, в том числе и актерской. Может же актер, как советует Рене Бейкер, взять куклу в левую руку и понаблюдать, что она умеет делать. Или чему учит Филипп – принять то, что актер, как и режиссер, тоже кое-что знает про персонажа, и у него есть право голоса, он автор роли, скрипач, а не скрипка. На мой взгляд, важно идти вперед, экспериментировать, любопытствовать, ошибаться, но идти.

Материал подготовила Ирина Гурьева

Фото из архива Олеси Кренской

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100