Odessa Daily Мнения
Дмитрий Дмитриев о берегозащите Одессы: «По пятибальной шкале я первой линии поставлю «троечку», а вторая – до «троечки» не дотягивает»
Odessa Daily
11 июня 2015 в 15:50Дмитриев Дмитрий Анатольевич, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Государственного предприятия Научно-исследовательский институт строительных конструкций. Автор 45 научных работ, 1 монографии, принимал участие в разработке 3-х нормативных документов (ДБН).

Вопросы программы «Противоядие» (Первый городской канал):
1. Какое состояние системы дренажа берегозащиты? Насколько примерно процентов оно амортизировано, или скажем по пятибальной шкале - во сколько его можно оценить?
2. Насколько штольни могут сами очищаться, или их необходимо регулярно чистить? Как часто, на Ваш взгляд их надо ремонтировать и насколько это часто делали городские власти по Вашей информации?
3. Сколько лет может простоять эта система дренажа, если ей вообще не заниматься?
4. Насколько, по Вашей информации, застроены вертикальные шахты? К чему это может привести?
5. Насколько велика, по Вашей информации, реальная роль системы дренажа в общей устойчивости склонов Одессы? Может ли привести выходи из строя системы дренажа к сползанию склонов. Насколько, на Ваш взгляд, реальна эта опасность?
6. К каким выводам вы пришли, когда оценивали устойчивость одесских склонов? Каковы были составляющие Вашей оценки (дренаж, гидротехнические сооружения, состояние склонов, их рельеф и т.д.)
В 1954 году прошлого века была разработана Генеральная схема противооползневых мероприятий города Одессы, которая стала реализовываться в начале 60-х годов.
Она включала в себя три очереди берегоукрепительных и удерживающих сооружений, которые по порядку располагались так: от Ланжерона до Аркадии – первая очередь, вторая очередь – от Аркадии до мыса Большой Фонтан, и третья – до Черноморки. Первая и вторая очереди были построены в полном объеме, включая в себя дренажи, планировку склонов, перехватывание поверхностных вод и берегоукрепительные сооружения. Третья очередь так и не была в полной мере реализована. С 70-х годов за работой всех этих систем велись системные наблюдения.
И до распада Советского Союза вкладывались в эти мероприятия хорошие, приличные деньги. После того как Союз развалился, к сожалению, вся ситуация оставляет желать лучшего. По моей оценке, где-то по 5-балльной системе, берегозащитную территорию можно оценить где-то на «троечку». Это не только система дренажа, но и связанное с обеспечением устойчивости откосов в защите пляжей и моря от размыва. Потому что отдельный элемент нельзя рассматривать как работу целой системы. Это первое. Штольни, в принципе, могут сами очищаться, потому что они сделаны с достаточно большим уклоном. Но в любом случае от воды, которую собирает штольня, необходимо периодически выполнять очистку. Кроме того, дренажные галереи очищаются сами достаточно плохо. В свое время я побывал в штольнях и дренажных галереях, и в них находится достаточно большой слой ила, осадков, взвеси. Когда их проектировали, была предусмотрена специальная система их очистки, был четко прописан регламент таких мероприятий для контролирующих органов, но насколько он сейчас выполняется, я сейчас сказать не могу. Думаю, что выполняется, но не так часто и не с той регулярностью, которая нужна.
Система дренажа, если ей специально не заниматься, в том состоянии, в котором она сейчас находится, может простоять еще достаточно долго. Дело в том, что когда началось строительство системы дренажей, то был открыт специальный завод в Киеве, выпускающий тюбинги из гидротехнического бетона хорошего качества с большой водоустойчивостью, из которых выполнялись дренажные галереи и штольни.
В целом, процентов 80 этих тюбингов сохранились в довольно неплохом состоянии. Там, где был допущен брак при выполнении работ, эти тюбинги сгнивают и буквально высыпаются внутрь этих галерей. К сожалению, плановой работы такой, чтобы выполнить реконструкцию, не проводится. Но есть такая организация в Одессе, которая называется Управление по инженерной защите города Одессы, они выполняют ремонты, фактически латают дырки, которые образовываются. Системного подхода, опять-таки повторюсь, к этому нет. Реально роль системы дренажа в системе удерживающих сооружений очень велика. Надо учитывать, что при давлении грунтов увеличивается их объемный вес, увеличивается вес грунтов, которые скапливаются на склоне, это может привести к активизации гравитационных процессов, и, как следствие, – к оползням. Кроме того, необходимо помнить, что Одесса находится в зоне повышенной сейсмической активности, при этом сейчас новая редакция ДБН строительства в сейсмических зонах Украины, скажем так, ужесточились требования и к строительству на территории Одессы, поэтому сейчас без каких-либо форс-мажорных ситуаций устойчивость может быть обеспечена, но небольшая сейсмическая активность может привести к активизации оползневых процессов, - к аварии или к какой-нибудь катастрофе, что, в принципе, вполне реально, учитывая, как в начале 90-х абсолютно бездумно застраивалась территория на плато у бровки основных одесских склонов.
Штольни могут очищаться по своей длине – вследствие того, что в них проходит очень большой поток воды. В любом случае на выходе их нужно чистить. Но основная проблема – штольни не очищаются, потому что собирается очень большой расход воды, и все эта взвесь вымывается. Но дренажные галереи требуют дополнительной очистки. В свое время в проектах были предусмотрены специальные системы очистки дренажных галерей, были сделаны специальные приспособления, которые помогают выполнять данные регламентные работы. Но, насколько я понимаю, сегодня регламент по их очистке и поддержанию в рабочем состоянии не выдерживается. Такие работы проводятся, но не с той частотой, которая прописана в регламентных документах.
Все-таки следует учитывать, что сооружениям уже «за 50 лет» – это естественные процессы старения. Кроме того, присутствовал заводской брак: где некачественные тюбинги – они просто рассыпаются, и их необходимо заменять. Частично такие работы проводятся одесским управлением по инженерной защите территории, но они действуют в рамках своего бюджета. А бюджета, как я понимаю, чтобы поддерживать все это глобально в хорошем, рабочем состоянии, просто не хватает. Они выполняют работы по факту, если грозит какая-либо аварийная ситуация.
Насчет вертикальных фильтроскважин… Один из основных элементов системы дренажа – это вертикальные фильтроскважины. Они заводятся в дренажной галерее, и по ним сбрасываются через дренажную галерею, а потом – через штольни в море – грунтовые воды. К сожалению, ситуация довольно плохая, потому что при застройке плато большая часть этих фильтроскважин была просто уничтожена. Из оставшихся фильтроскважин работают не все, потому что вследствие процессов кольматации (заполнение пор (ложа канала, ствола скважины и т. п.) более мелкими водонерастворимыми частицами – Викисловарь) они просто выходят из строя. Будучи в дренажной галерее, я сам видел: есть фильтроскважины, которые работают и обеспечивают нормальную работу, но их, наверное, процентов 30 от того количества, которое было заложено в проекте. О том, что фильтроскважины работают недостаточно, свидетельствует то, что на склонах Одессы – от Ланжерона и дальше – имеются места, где происходит выход грунтовых вод на поверхность, а также присутствует растительность, которая свойственна болотным регионам, например, камыш и прочее. Это все свидетельствует о обводненности склонов на этих участках.
Реальная роль дренажа в системе берегозащиты и оползневой защиты города Одессы очень велика. Если не убирать воду, повышается риск возникновения гравитационных процессов. Кроме того, следует учитывать, что Одесса находится в сейсмически опасной зоне. Новая редакция ДБН строительства, которая касается строительства в сейсмической зоне, очень ужесточила данные требования к строительству в городе Одессе. Некоторые районы попадают даже в зону вероятности наличия восьмибалльных землетрясений. При наличии грунтовых воды и сейсмики, риск возникновения оползневых процессов очень велик.
Из моего личного опыта: я обследовал в Одессе склоны и дренажи в районе канатной дороги и переулка Кренкеля, обследовал склоны в районе 8-й станции Фонтана. Я наблюдал оползневые вялотекущие деформации, которые происходят на этих участках. Об этом свидетельствуют наклоненные деревья, которые в быту именуют «пьяный лес», свидетельствуют места с выклиниванием грунтовых вод на поверхность и поверхностные деформации, которые характеризуются валами выдавливания, трещинами закола (трещины, возникающие при осадке грунта), разрушениями дорог, лестниц, лотков.
Все это говорит о том, что вся система в целом работает плохо. Важно еще отметить, что кроме грунтовых вод необходимо так же убирать поверхностные воды. Если вы пройдете по Трассе Здоровья, вы можете обратить внимание, что почти все водосборные лотки забиты мусором или практически разрушены. Это так же влияет на устойчивость этих вот участков – к сожалению, очень опасных, и которые находятся в вашем городе.
Устойчивость склонов в районе канатной дороги при условиях сейсмики в 7 баллов и обводнению устойчивости полной не обеспечивается. Нормативный коэффициент, который требуется документами, не выдерживается, и может произойти потеря устойчивости. Пока в целом там более-менее относительно нормально работает вся эта система, пока порядок... Но надо учитывать, что есть же еще такой фактор, как плохое состояние водонесущих коммуникаций, которое мало кто учитывает, а он вообще не прогнозируемый. Поэтому в случае поступления воды из коммуникаций или плохой работы дренажей, устойчивость будет нарушаться.
Первая очередь – самая древняя по возрасту, она и была выполнена наиболее качественно. У нее основная проблема в том, что она существует уже более пятидесяти лет. Необходимо провести ремонт – то, что касается берегозащиты, потому что волноломы, траверсы и буны нормально восстанавливаются. Большего ремонта требует система отведения грунтовых и поверхностных вод, о котором мы говорили, и мероприятия по планировке склонов и последующие мероприятия по агро- лесо- мелиорации – засадка деревьев и многолетних трав. По второй очереди я не могу говорить, что это мое мнение, но это я слышал от разных специалистов: вторая очередь была выполнена не так хорошо и качественно, как первая. Там больше проблем, там нужны более серьезные восстановительные работы и где-то связанные с реконструкцией – они требуют больших затрат. Что касается третьей очереди, то она была не реализована, а то, что было реализовано, скажем так, мне очень не нравится. Пару лет назад я побывал в районе дачи Ковалевского, посмотрел на состояние бун, на состояние волнорезов, посмотрел, как построены абсолютно бездумно на берегу моря дома, которые в будущем рискуют оказаться сами в море. Там гораздо больше проблем, решать которые и дорого, и по времени долго.
По пятибальной шкале я первой линии поставлю «троечку», а вторая – до «троечки» не дотягивает.
Первое исследование проводилось в 2007-2008 годах, предприятие с иностранными инвестициями в Украине «Миханики Украины». Они хотели построить комплекс жилых домов от канатной дороги до переулка Кренкеля. Эта работа включала в себя полное восстановление берегоудерживающих сооружений, призванных предотвратить оползни. Мы проводили обследование, был разработан очень мощный проект всех этих мероприятий. И мы проводили расчетную оценку надежности принятых при проектировании технических решений. Вторая работа была немножко другого плана. Мы обследовали склон на Восьмой станции Фонтана – это ближе к Аркадии. С правой стороны – территория Юракадемии, а слева – закрытый городок. Мы оценивали воздействие на техническое состояние этих зданий возможной активизации оползневых процессов. Это был 2005 год.
И последнее. Я, конечно, понимаю, что одесситы – патриоты своего города, но такого подхода, который был до распада Советского Союза, когда выделялись большие деньги на все эти мероприятия, уже, наверное, не будет. Поэтому, если кто-то получает разрешение на строительство в районе склонов, на плато, на террасах, они обязаны обеспечить, в том числе, на своем участке перечень мероприятий по устойчивости склонов и берегозащите территорий.
Odessa Daily