Odessa Daily Мнения
Что такое публичность местного самоуправления?
Odessa Daily
2 октября 2013 в 14:21Индекс публичности - это практический инструмент, позволяющий всесторонне оценить и сравнить между собой уровень прозрачности, открытости и подотчетности муниципальных институтов в их взаимодействии с жителями.
В целом измерение Индекса публичности нацелено на то, чтобы понять насколько публично принимаются решения и воплощается в жизнь политика муниципалитета, и каков вклад основных субъектов местного самоуправления - мэра, исполнительных органов и депутатов в этот процесс.
Результатом такого исследования является рейтинг публичности муниципалитетов и отдельных субъектов местного самоуправления — мэров, исполнительных органов и депутатов местных советов.
Уникальность Индекса публичности заключается в том, что с одной стороны измерение носит комплексный характер, и оценке подлежит широкий спектр функций и направлений деятельности муниципалитета (обеспечение доступа к публичной информации, доступность административных услуг, регуляторная политика, обнародование местных нормативно-правовых актов, прозрачность бюджетного процесса, обеспечение участия общественности, функционирование официального сайта, обнародование градостроительных и программных документов). С другой стороны, измерение фокусируется на оценке и сравнении отдельных субъектов местного самоуправления - мэров, исполнительных органов и депутатов.
Предлагаемое Вашему вниманию исследование является результатом совместной работы Сети партнеров по измерению Индекса публичности местного самоуправления, создание которой инициировано Гражданской сетью ОПОРА во Львове. В 2013 году кампания измерения охватила 11 городов: Донецк, Ивано-Франковск, Луганск, Луцк, Львов, Николаев, Одессу, Ровно, Черкассы, Чернигов и Ужгород. А в 2014 году распространится на все областные центры Украины.
Активная фаза мониторинга продолжалась в июне-августе 2013 и включала в себя подачу и обработку ответов на информационные запросы, анализ контента официальных сайтов и печатных изданий муниципалитетов, мониторинговые визиты и непосредственное наблюдение за работой органов и должностных лиц местного самоуправления, изучение местных нормативно-правовых актов.
Кампания измерения Индекса публичности местного самоуправления осуществляется в рамках проекта, поддержанного Европейским Союзом.
Что такое публичность местного самоуправления?
Под публичностью местного самоуправления понимается комплекс управленческих и политических мер, к которым прибегают органы и должностные лица местного самоуправления с целью обеспечения максимально открытых и дружеских взаимоотношений с гражданами и повышения уровня общего доверия к муниципальным институтам.
В демократических обществах стало уже привычным расценивать публичность власти как базовый признак хорошего управления (good governance) и действенный способ предотвращения коррупции. Не без основания считается, что публичность властных институтов положительно влияет на качество жизни граждан. Особенно это касается уровня местного самоуправления, где власть является ближайшей к людям и предоставляет им основные общественные услуги.
В предлагаемом исследовании публичность расценивается как собирательное понятие, включающее в себя три взаимосвязанных принципа «хорошего управления»: прозрачность, открытость и подотчетность.
Прозрачность рассматривается как процесс обнародования местными властями по собственной инициативе исчерпывающей и актуальной информации о своем персональном составе и структуре, полномочиях и функциях, финансах, текущей активности и планах, политических инициативах и принятых решениях, услугах, которые предоставляются жителям, а также информации, представляющей общественный интерес .
Открытость трактуется нами как процесс предоставления властью максимального доступа к информации, которая находится в ее распоряжении и стимулирование активного привлечения граждан к непосредственной коммуникации и регулярному диалогу по вопросам выработки политики на местном уровне.
Подотчетность власти охватывает процесс систематического информирования общественности о результатах и эффективности работы муниципальных учреждений, использовании общественных ресурсов и бюджетных средств.
Какова цель Индекса публичности местного самоуправления?
Индекс публичности местного самоуправления является практическим инструментом, позволяющим всесторонне оценить и сравнить между собой уровень прозрачности, открытости и подотчетности муниципальных институтов в их взаимодействии с жителями. В целом измерение Индекса публичности нацелено на то, чтобы понять насколько публично принимаются решения и воплощается в жизнь политика муниципалитета, а также каков вклад основных субъектов местного самоуправления - мэра, исполнительных органов и депутатов в этот процесс.
Кто является объектом измерения Индекса публичности местного самоуправления?
Основными объектами, подлежащими оценке в рамках Индекса публичности, являются городской голова (как главное должностное лицо), исполнительные органы совета (органы, уполномочены осуществлять исполнительные и распорядительные функции) и депутатский корпус (как представительный орган местного самоуправления). Публичность каждого из этих трех объектов оценивалась отдельно по 100-балльной шкале. А общий Индекс публичности - это взвешенная сумма значений этих трех оценок .
Вес объектов измерения определялся учитывая объем полномочий и политических возможностей органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере обеспечения публичности.
На основании каких индикаторов оценивалась публичность местного самоуправления?
Понятие публичности было разделено на три совокупных компонентных показателя: прозрачность, открытость, подотчетность для каждого из объектов мониторинга (мэр, исполнительные органы и депутаты).
Совокупные показатели основываются на 202 оперативных вопросах, которые охватывают широкий спектр функций и политики органов и должностных лиц местного самоуправления. В частности, это вопросы, которые оценивают обеспечение доступа к публичной информации, обнародование налоговых деклараций, прозрачность кадровой политики, обнародование генерального плана и целевых программ, прозрачность бюджетного процесса, обнародование нормативно-правовых актов, проведение приемов граждан, доступ к помещениям муниципалитета, открытость заседаний коллегиальных органов муниципалитета, функционирование механизмов общественного участия, процедура отчетности, открытость исполнительного комитета, наполняемость контентом официального сайта, открытость земельных торгов, прозрачность регуляторной политики муниципалитета, доступность административных услуг и т.п.
Для удобства мониторинга и сравнения все оперативные вопросы были сгруппированы в 13 параметров, которые в свою очередь охватывают 23 индикатора (см. приложение “Критерии составления “Индекса местного самоуправления”).
Какие инструменты и источники сбора информации использовались для измерения?
Измерение основано на анализе первичных эмпирических данных, собранных участниками мониторинговой команды путем:
• подачи и обработки ответов на информационные запросы;
• анализа контента официальных сайтов и печатных изданий муниципалитетов;
• мониторинговых визитов в муниципалитеты, проведения экспериментов и непосредственного наблюдения за работой органов и должностных лиц местного самоуправления;
• анализа нормативно-правовых актов местного самоуправления.
В ходе измерения участниками было подано в различной форме около 400 запросов на получение публичной информации и совершено около 200 мониторинговых визитов.
Как осуществлялся расчет данных?
Данные, полученные участниками по каждому из 202 оперативных вопросов, вносились в специально разработанную оценочную анкету. Каждый ответ на вопрос нормализовался, то есть ему присваивалось числовое значение по пятиярусной шкале (0, 25, 50, 75 или 100 баллов) с диапазоном от 0 до 100 баллов, где «100» означает наивысшую степень соответствия стандарту публичности.
Все вопросы «взвешивались», то есть получали весовой коэффициент, учитывая их важность для реализации принципа максимальной публичности. Так, в частности вопросы, касающиеся практик отчетности, привлечения общественности и обеспечения доступа к информации имеют больший «вес», чем вопрос о наличии биографических сведений или контактных данных руководителей исполнительных органов.
Весовые коэфициенты Индекса публичности (по параметрам):
Параметры публичности Вес, в %
Публичность мэра
Прозрачность деятельности городского головы и реализации им своих полномочий 21
Обнародование программных и нормативных документов 22
Открытость мэра по взаимодействию с общественностью 31
Подотчетность мэра 26
Всего 100
Публичность исполнительных органов
Прозрачность структуры и полномочий исполнительных органов 14
Обнародование нормативно-правовых актов и другой документации исполнительных органов 20
Открытость исполнительных органов и обеспечения участия общественности 26,5
Доступность административных услуг 13,5
Подотчетность исполнительных органов 26
Всего 100
Публичность депутатов
Прозрачность персонального состава, структуры и реализации полномочий представительным органом местного самоуправления 16,5
Прозрачность работы совета, обнародования нормативно-правовых актов и другой документации 30
Открытость представительного органа и привлечения общественности к процессу принятия решений 27
Подотчетность депутатского корпуса городского совета 26,5
Всего 100
Конечная оценка (О) для кождого вопроса рассчитывалась по формуле О=БАЛфБАЛм*Кп,
где БАЛф – величина фактического балла по вопросу,
БАЛм – максимально возможный балл по вопросу,
Кп – весовой коэфициент вопроса.
Полученные за каждый вопрос оценки суммируются по отдельным объектам мониторинга (мэр, исполнительные органы и депутаты), а также по отдельным трем подгруппами в рамках этих объектов: принципами (прозрачность, открытость, подотчетность), параметрами (всего 13) и индикаторами (всего 23). Суммарные оценки для каждого объекта измерения и подгруппы (принципов, параметров и индикаторов) переводились в проценты, демонстрирующие уровень реализации надлежащих стандартов и норм публичности на практике. То есть, величина процента указывает на соотношение между плановым показателем (стандартом) и фактическим уровнем публичности. Таким образом, субиндексы публичности городского головы, публичности исполнительных органов и публичности депутатов представляют выраженную в процентах сумму значений конечных оценок, выставленных за оперативные вопросы для каждого из этих объектов мониторинга.
В частности, ключевыми международными документами, которыми мы пользовались при определении принципов и стандартов свободы информации являются:
• Йоганесбургськие принципы (1995). Национальная безопасность, свобода слова и доступ к информации .
• Рекомендации Совета Европы Rec (2002)2 «О доступе к официальным документам» от 21 февраля 2002 года .
• Конвенция Совета Европы Rec (2008) «О доступе к официальным документам» .
Базовыми для конструирования системы индикаторов были следующие нормативно-правовые акты:
• Закон Украины « О доступе к публичной информации»
• Закон Украины « О местном самоуправлении в Украине »
• Закон Украины « Об основах предотвращения и противодействия коррупции »
• Закон Украины « О статусе депутатов местных советов»
• Закон Украины « О государственной службе»
• Закон Украины « О службе в органах местного самоуправления »
• Закон Украины « Об административных услугах »
• Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»
• Закон Украины «Об обращениях граждан»
Какая польза измерения Индекса публичности местного самоуправления?
• Индекс публичности содержит целостную систему индикаторов, которые позволяют любому на регулярной основе оценивать и сравнивать качество управления органов и должностных лиц местного самоуправления в разрезе их публичности.
• Индекс публичности местного самоуправления выполняет профилактическую функцию по предупреждению коррупционных злоупотреблений и нарушения прав жителей на свободу информации .
• Индекс публичности призван популяризировать и продвигать культуру открытости среди органов и должностных лиц местного самоуправления и повышать осведомленность граждан относительно их прав и возможностей.
• Измерение Индекса публичности служит платформой для мобилизации заинтересованной общественности и координации усилий неправительственных организаций в деле повышения публичности деятельности государственных и муниципальных учреждений.
• Данные, полученные в ходе измерения Индекса публичности, используются в качестве доказательной базы для выработки рекомендаций по совершенствованию практики управления на местном уровне.
Odessa Daily

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.
