Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.
В Русском театре еще одна премьера. Зрителю представлена комедия в двух действиях «Блажь» по одноименной пьесе А.Н. Островского и П.М. Невежина. Сюжет пьесы закручен вокруг помещицы Сарытовой. Заведя роман с молодым управляющим своего имения, она все больше увязает в долгах и невольно портит отношения со своими родными. Образумить некогда уважаемую вдову и попечительницу пытаются две ее молодые сестры и пожилая богатая тетка. Спектакль вышел упрощенно комичным. Образы героев раскрыты ровно настолько, чтобы зритель мог следить за развитием событий. В каких-то других спектаклях это причислили бы к недостаткам – но здесь этого делать не хочется. Режиссер сделал ставку на динамику сюжета, который сам по себе достаточно витиеват и занятен, поэтому удачную постановку действия на сцене можно считать его заслугой. А вот раскрытие характеров – это результат удачной или не очень «работы над ролью» каждого актера. Приятно удивила Юлия Скарга, воплотившая на сцене новый для себя женский образ - вдовы Сарытовой. Она просто и трогательно передает переживания уже немолодой женщины, и ей нельзя не поверить, не посочувствовать, нельзя не залюбоваться прекрасной провинциалкой, охваченной нежными чувствами. В том, как Сарытова неспешно ходит по двору, ведет диалог с собственной совестью, отчаявшись, вешается на шею горе-любовника и с надрывом в голосе переспрашивает «Блажь?» (невольно что-то осознавая), проявляется ее утонченная женственность, красота чувств и страданий. Образы сестер могли бы быть многограннее, чем удалось передать актрисам на сцене. Елена Ященко (Ольга), все время переигрывала, хотя и была очень хороша в словесных перепалках с Баркаловым. Ольга Салтыкова должна была сыграть измученную девушку Настю, задерганную плутом-управляющим и, преданную (как ей кажется) сестрами и тетей. Но, взятая в начале спектакля печальная тональность, напоминающая детскую обидчивость, а не отчаяние, лишила зрителя возможности поверить в решимость Насти совершить все что угодно, лишь бы прекратить любовный бред Сарытовой. Режиссерский замысел отлично воплощают актрисы второго плана Валентина Прокофьева и Нелли Чуран. Их самобытная, ненавязчивая игра подчеркивает комичность сюжета и не дает заскучать тем, кто не вдохновился переживаниями главных героев. К обидным недостаткам спектакля относятся невыразительные декорации и музыкальное оформление, которые никак не усиливают впечатление от игры актеров. Дом-павильон, повернутый к зрителю фасадом, а не комнатами, как было, например, в спектакле этого же режиссера «Дядя Ваня», занял практически все пространство сцены, не внося никакой дополнительной смысловой нагрузки до самого финала спектакля. Лучшая сцена сыграна за мгновение до поклонов. Помещица Сарытова, брошенная любовником и ставшая безразличной родственникам, остается сидеть во дворе, а ее сестры и тетя замирают в открытых окнах и распахнутых дверях дома, который так и остался стеной непонимания между ними. Стеной, за которой любовь Сарытовой, не подобающая ее возрасту и положению, обречена называться блажью.