Odessa DailyБольшая Одесса

Атланты держат небо… А кто поддержит атлантов?

30 января 2010 в 21:34

Разница в свете сторон заметна невооруженным глазомБунина, 8. Дом с атлантами. Ах нет, простите, теперь правильнее говорить «с атлантом». Для одних достопримечательность, для других – рухлядь, которой давно пора на свалку. А для меня – дом, в самом прямом смысле этого слова. Я тут живу. Сюда меня привезли прямо из роддома, а до того два поколения моих предков тоже жили здесь. Поэтому история этого здания – это и моя история тоже.

Этому дому больше сотни лет, правда, я застала только последние двадцать пять. На моей памяти он всегда был такой - обветшалый, как пожилой аристократ, потерявший все свои капиталы, но все еще сохранивший чувство собственного достоинства. Мраморные лестницы с кольцами для ковровых дорожек топорщились отбитыми краями, стены в парадных были покрашены по-совковому – «белый верх-зеленый низ» и традиционно расписаны всякой похабщиной, а ажурные перила периодически теряли деревянные поручни, но при этом он всегда оставался красивым и величественным.

Если время лечит, то я - безнадёжно больной.
В детстве у меня было любимое занятие – уже лежа в постели, в неверном свете ночника я рассматривала длинные и извилистые трещины на потолке. А у моей подружки и соседки дома было еще интересней - окна в их квартире фасадные, трещины там были большущие, в непогоду через них затекала вода, поэтому побелка и обои вздувались огромными желтыми пузырями.
Так выглядит изнутри одна из башенИ по сей день с фасада периодически летят вниз куски карниза. Тогда предусмотрительные дворники отгораживают полосатыми ленточками часть тротуара и несколько дней там никто не ходит. Правда, потом это ограждение кому-то надоедает и его снимают. На этом комплекс противоаварийных мероприятий благополучно заканчивается.
Дом стоит на краю балки, которая официально называется Деволановским спуском, а у местных жителей фигурирует просто как «канава». Вот уже сотню лет, повинуясь силе тяжести, здание очень медленно, практически незаметно сползает вниз, поэтому трещинам ничего не страшно – пусть люди ремонтируют свои уютные квартирки, сколько душе угодно, они все равно опять проступят сквозь любую косметику, тем более, что со стороны фасада во многих местах просвечивает дранка, которая быстро впитывает любую влагу.

Кто будет спасать утопающих?
Одно время в городе стали реставрировать старинные дома. Ставили леса, закрывали маскировочной сеткой, несколько месяцев колдовали внутри. И вот в один прекрасный день они уже сияли свежей краской, обновленные и красивые, настоящее лицо города, которое не стыдно показать туристам. Я смотрела на эти чудесные превращения с замиранием сердца и думала: ну когда же? Ведь мой дом так прекрасен, он заслуживает реставрации не меньше других, может быть, его, все-таки, внесут в план? Но на все обращения в ЖЭК, петиции всяческим депутатам и прочие попытки войти в контакт с властями приходил лишь один ответ: «Денег нет и не предвидится». А для самих жителей дома эта задача просто неподъемная…

Однажды, лет пять назад, возле дома, все-таки, появились рабочие. Они шпатлевали, штукатурили, красили, правда, один только флигель первого этажа, но это уже было что-то. В результате одна шестая фасада теперь выглядела красиво и нарядно, если не смотреть вверх, то очень даже ничего. Оказалось, что эту часть дома выкупил банк. Потом рабочие появились и с другой стороны первого этажа, ее тоже кто-то выкупил. Когда ремонт был окончен, хотелось одновременно и смеяться и плакать: они выбрали совершенно другие оттенки! Теперь с одной стороны стена лимонно-желтая, а с другой – персиковая, одна часть фундамента розовая, а другая – терракотовая, но эта клоунада, похоже, никого не смущает. Атлант после пластической операцииТем более что табличка «Памятник архитектуры», висевшая с правой стороны флигеля после ремонта бесследно исчезла. Впрочем, какие могут быть претензии к фирмачам? Они добросовестно отремонтировали каждый свою часть этажа. Не считая атлантов, конечно. Это ведь не стена какая-нибудь, а целая статуя!
Так они и стояли, нетронутые, один с большущей дырой в груди и неизвестно когда «ампутированной» рукой, но все еще красивый и непобежденный, второй – относительно целый, но перенесший «пластическую операцию»: в свое время он, наверное, тоже разрушался, и какие-то умельцы вылепили ему новое лицо. Конечно, оно сильно отличалось от классических скульптурных канонов, но это, все же,  лучше, чем вообще никакого.

Все, что осталось от верхней части атлантаВремя собирать камни…
В ночь на 26 января я возвращалась домой очень поздно, около четырех утра, и не сразу поняла, откуда взялась на асфальте эта груда каменных обломков. Но уже через секунду все стало ясно. Мой любимый атлант не выдержал двадцатиградусного мороза и пал, на постаменте осталась только нижняя половина. Свое дело сделали и голуби, которые вили в нем гнезда больше десяти лет: среди расколотых кусков статуи лежал спрессованный голубиный помет общей массой, как минимум, килограммов пятьдесят.
Наверное, девушка, сидящая глубокой ночью в двадцатиградусный мороз на корточках посреди тротуара и разбирающая обломки может занять достойное место в числе городских сумасшедших. Но через пару часов должны были начать свою работу дворники и то, что было индивидуальностью дома, для них будет просто кучей мусора, которая немедленно отправится на свалку. С большим трудом отыскались три крупных куска – лицо атланта мне удалось собрать практически полностью. В сумме они весили, наверное, килограммов пятнадцать и были обжигающе холодными, а я, как назло, не взяла с собой перчаток. До сих пор не понимаю, как мне удалось дотащить их домой. Зато теперь я спокойна: мой отец – художник и реставратор, он снова соберет это красивейшее лицо воедино. Потому что это, все-таки, память и история, которую хочется передать детям и внукам. Жаль, конечно, что удалось спасти только голову, но зато хотя бы эта часть не канет в Лету безымянными осколками.

Большое спасибо всем, кто сейчас не дает замять эту историю. Всем, кто звонит чиновникам, задает вопросы, держит руку на пульсе. Потому что мы, обычные жители обычного дома, можем очень мало, ведь большую часть времени нас попросту никто не слышит. Пожалуйста, помогите спасти мой дом! Пока еще не поздно…
Светлана СПЕКТОР, специально для Odessa Daily
фото автора

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100