Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.
Вчерашняя акция в Одессе в защиту TBi, разумеется, была очень далека от идеальной. Лишь немногие одесские журналисты почтили ее своим вниманием, причем даже среди тех, кого принято причислять к оппозиции, далеко не все решили бросить свои дела и прийти в субботу на Думскую площадь. И не только по причине занятости.
Ничего удивительного в этом нет. Провинциальные одесские журналисты, которые работают сегодня на одного хозяина, а завтра на другого, вообще редко видят в себе субъекта информационного процесса. Когда я читаю на форуме саркастические издевательства над первыми лицами Одессы, к чему поводов вагон и маленькая тележка, а также подтрунивания над коллегами-неумехами, подменяющими профессиональное мастерство активностью в политической борьбе за хозяев СМИ, я вспоминаю стихотворение Виктора Сосноры, написанное в самом начале эпохи застоя, в далекие 60-е:
«В этом доме пили мало, и не плакали еще, Потихоньку целовались, обнимались под плащом, И порхали очень просто ноготки, как лепестки… Наше время – время тостов, от безвременья тоски».
Кстати, приношу извинения Виктору Сосноре - цитирую по памяти, так что возможны ошибки.
Перекличка времен, разумеется, не случайна. На самом деле один из вариантов развития нашей страны – это эпоха глухого застоя, причем застоя без нефти и газа, с элитой, которая уже ни считает нужным ограничивать себя в чем-либо. Застоя, в котором «благословенная» брежневская пора просто раем покажется.
Подавляющее большинство одесситов просто не могут понять, что если на элиту не одета уздечка, ограничивающая ее потребление, то в нашем обществе, кроме демократии, нет других рычагов, чтобы заставить «хозяев жизни» учитывать потребности людей. Смерть демократии в наших условиях неизбежно оборачивается таким произволом, что самые страшные коррупционные преступления коммунистов просто померкнут. И если сегодня чиновник хоть как-то может быть остановлен политическими заявлениями и статьями в прессе, то в отсутствие демократии его никто и ничто не остановит.
Преступления мажоров, милиционеров, чиновников могут быть раскрыты только в том случае, если есть в стране хоть хилая, но свобода слова, и оппозиция. Без этого власть вообще ничем, кроме как воровством, заниматься не будет.
Любой человек, хоть чуть-чуть столкнувшийся с махиной нашей власти, знает, как за последние годы ситуация становилась все хуже и хуже - какие решения принимают суды, чем реально занимается прокуратура, насколько защищают граждан милиция и СБУ.
Не добрый царь-батюшка, которому глубоко плевать на обычных людей, а наличие противостояния во власти, наличие оппозиции – единственное, пусть и не очень эффективное, но противодействие произволу власти.
Когда люди чуть ли не коленях благодарят представителей партии власти, идущих в Верховную Раду за то, что они ОБЯЗАНЫ были сделать, а сделали лишь потому, что есть выборы, - неужели они не понимают, что завтра, если эти негодяи придут во власть, они вообще ничего делать не будут, так как получили из рук людей право делать со страной и с людьми все, что хотят?
Увы, наши люди достойны того рабства, в котором они живут, и того, гораздо более страшного, которое может прийти после 28 октября. Наши люди и, прежде всего одесситы, с удовольствием готовы одеть на себя новую узду, упиваясь своим выбором, как те мальчишки из Пиноккио, которые сами одели на себя хомут, превративший их впоследствии в ослов, денно и нощно пашущих на своих хозяев.
Ситуация с TBi очень показательна. Дело не в том, интересный канал или нет. Дело в том, что власть хочет уничтожить единственный канал, который ее открыто критикует. Коллеги с АТВ в Facebok радостно обсуждали, что вот, дескать, очень мало людей пришли поддержать опальный телеканал. Ребята, ведь все это уже было. Например, в России с НТВ. Вы уверены, что когда под одну гребенку постригут всех, то вы не пострадаете? Ведь если нет демократии, то и телевидение не нужно. Для одной программы «Время» в рамках Украины хватит несколько сот журналистов в Киеве и по парочке собкоров в провинции. Я бы хотел напомнить коллегам с АТВ, что первый звоночек для них уже прозвенел. И то, что канал не получил лицензии на цифровое вещание, очень показательно. Да, в числе первых запрещенных каналов АТВ не будет. Но ведь запреты имеют одно характерное свойство – они не прекращаются.
Я - не большой любитель телеканала TBi. Мне что-то нравится там, что-то не нравится. Но за свою жизнь я пережил множество различных запретов. Я знаю их вкус не с чужих слов. Умный человек не будет радоваться, когда его оппонента «убирают» из эфира. Ибо он может быть уверен: если этот процесс продолжится, то умные люди в эфире рано или поздно не будут нужны вообще.
Мне запомнилась одна дискуссия, состоявшаяся недавно в пресс-центре «Paritet». Наталья Перевалова, один из ведущих авторов телеканала АТВ, сказала одну очень интересную фразу: «Кто из коллег не писал что-нибудь хорошее о «Народном бюджете»?». Это очень любопытный вопрос. В Одессе, при огромном количестве каналов, невозможно найти тот, на котором хотя бы игнорировали этот демагогический пиар-проект областных властей. Подавляющее большинство СМИ дружно воспевают этот проект, характеризующийся вопиющими нарушениями всех демократических и законодательных норм, чудовищными манипуляциями людьми и финансовыми потоками. Обычные люди, как грызуны, стараются урвать себе от выборной кампании хоть кроху, и благодарны власти за ВСЕ! А о том, что завтра у них все станет еще хуже, чем сегодня, люди стараются не думать.
Один из элементов этого пиар-проекта – почти полное отсутствие реальной критики в СМИ. История с китайскими компьютерами, вскрытая журналистами Думской.нет, очень показательна: даже малейший контроль за фактами вскрыл тотальную ложь авторов проекта.
Когда мне довелось 7 сентября на Форуме общественных организаций услышать выступление г-на Матвийчука не об общественных советах, а, разумеется, о «Народном бюджете», то я был потрясен безнаказанностью этой речи. Глава обладминистрации говорил, будучи АБСОЛЮТНО уверенным, что НИКТО не подвергнет сомнениям его выступление. Он может говорить все, что угодно, и никто не будет сомневаться в этих словах, так как люди не знают и не будут знать реальных фактов.
На самом деле выступление Матвийчука - это ПРИГОВОР одесским СМИ. И демонстрация того, что будет с нашей страной, если такие СМИ как TBi будут выброшены из эфира. Хотят ли коллеги с АТВ этой беспредельной лжи власти?
Хотят ли одесситы, чтобы у них за спиной повышали тарифы и цены, чтобы власть тихо и безнаказанно продавала остатки госсобственности и земли, чтобы одесситы были превращены в холуев нашей власти и платили ей дань денно и нощно, как это сейчас происходит с малым бизнесом города?
Наступление на свободу слова - это наступление на права людей, на их доходы, на их право на защиту от произвола.
Зоя Казанжи, выступившая на митинге в поддержку TBi, напомнила нам знаменитые слова Мартина Нимеллера, протестантского богослова:
«Когда нацисты пришли за коммунистами - я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами. Я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями. Я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями. Я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
Тоталитарные режимы одинаковы во все времена. Если не дать им отпор сейчас, потом, возможно, уже некому будет протестовать.