Анатолий Шевченко – не только один из самых выдающихся гитаристов в Одессе, но и преподаватель, и композитор, и автор книг, посвященных исследованию исторических глубин музыки, и художник.
Живет со своей семьей в центре города, во дворике, каждый фрагмент которого – произведение искусства… Его окружают красивые гармоничные люди, хорошая живопись, едва ли не говорящие человеческим языком коты и собаки, карты звездного неба, гитары, лютни, листы с нотами и цветы. Вопрос: Вы написали книгу, посвященную музыке античности … Мы сейчас переживаем период, когда закончился один из циклов музыкальной системы. Весь поп-рок построен на двух-трех нотах, которые повторяются. Простая предсказуемая схема гармонии. Но отнюдь не гениальная простота. Бах, например. В свое время – кто знал его? Кто исполнял? Его забыли, столько времени прошло, - изучали по контрапунктам, и вот спустя 100 лет началось возвращение к тому, что он создал. Ученые исследуют его музыку и поражаются. Поп-музыка – это в целом своеобразное обращение к нашим самым примитивным структурам. Она основана на элементах, из которых формировался музыкальный язык, с первых хаотических напевов первобытных людей. Сейчас это считается музыкой. На самом диком уровне. Дело в том, что скоро начнется новый этап освоения музыки. Пройдет 500-600 лет и на новом уровне наша поп-музыка с дикарскими элементами будет какофонией. Звук - это универсальная система. Основным носителем контактной информации является звук. Человек отзывается на звук быстрее, чем на другие раздражители. Сейчас человечество осваивает новый этап музыки. На космическом уровне - это этап. Выход на другой уровень музыкального мышления предоставит человечеству возможность достичь больших успехов, достижений. Вопрос: Расскажите пожалуйста о Вашем концерте. Это мой авторский вечер, на котором я исполняю свои произведения. Различного жанра, направленности, украинской например. Корни очень глубоки и интересны. Григорий Сковорода, - помните его стихи? Я часто обращаюсь к украинской культуре. К сути ее, - к интонациям, к оттенкам. К истокам. В программе этого концерта – «Ниагарский Водопад». Разные культуры влияют на мою музыку. Индейская, испанская… У меня есть и еврейские темы в музыке - обращение к еврейским корням. Культура украинская сейчас вызывает большой интерес. Дело не в украинизации, и моя "Дума про Григория Сковороду" – это дань лично ему – поэту, философу. Помните его "о счастье, счастье злое". Гениальный человек был. У него была жизнь несладкая, как у большинства украинцев. Чутко реагируя на ситуацию, ему удалось отразить происходящее в творчестве. А помните автоэпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал». Действительно он был современным философом. Во второй части моего «Фламенко» есть «Гранадия»- там интонации «Григория Сковороды». Я бы назвал весь концерт так – «Нема в світі правди, але ж вона є». Но кроме меня в программе - Камерный оркестр, и выступают Сергей Шольц и Наталья Литвинова. Там будут два произведения - одно академического характера - авторское шуточное! Поскольку этот год объявлен «годом танго» - я решил отметить. Даже создал особый жанр - тангопак! Вообще гопак и танго близки по интонациям. Мой ученик, гитарист-виртуоз, лауреат международного конкурса, приедет из Петербурга - и мы вместе сыграем. И заключает концерт «консьерто фламенко». Ну вот примерно так выстраивается. Вопрос: Как вы сочиняете? Однозначно нельзя ответить на такой универсально заданный вопрос! (Смеется). Во время чтения "Старик и море" Хэмингуэя - пронизанное музыкальным дыханием – сочинялась музыка. Пришлось конкретизировать - и получилась поэма. Было впечатление. Изобразить, чтобы было красиво – в живописи так же как и в музыке. Главное для меня -выразить концепцию, структуру, логику - в этом для меня красота - в музыке и в изобразительном искусстве. Вопрос: В классике - что вас трогало больше всего из музыки, посвященной морю? Небу? Де Бюсси и Римский-Корсаков. И еще музыкальное произведение «Наплюос», которое сочинил Тимофей Милетский. Он жил в 5-м веке до нашей эры. Еще Эйнштейн заметил, что настоящая музыка требует однородного мышления – она требует однородности структуры композиции… Там прослеживается нематематический расчет, нематематическая логика, – музыкальная, - та, на которой построена музыка Баха. Как этим композиторам удавалось создавать такую музыку? Зеркальная симметрия. Это называется «логика музыкальной структуры». У меня еще есть отрывок, чудом сохраненный, из Аристофана – «Облака». У Дебюсси тоже есть «Облака»… Юлия ЖАРКОВА, Odessa Daily