В этом году исполняется 250 лет со дня рождения самого известного художника Японии – Кацусико Хокусая.
Как-то раз на пороге дома Хокусая появились двое мужчин. Один — художник Сиба Кокан, другой — капитан голландского судна, пожелавший увезти на родину «кусочек Японии». Хокусай был занят, он рисовал, сидя на корточках, кистью с очень длинным черенком. Каждый штрих заставлял его тело извиваться, мускулы художника вздувалась, будто он выполнял сложнейшие гимнастические упражнения. Несколько минут — и из пятен растекающейся туши возникли растения, звери, птицы, люди в самых различных ракурсах. Ученики убирали законченные листы и быстро подкладывали новые. Никаких переделок! Голландец был поражен действом, соединявшим театр и мистическое вдохновение. Самое удивительное, что это были лишь эскизы, которые Хокусай выполнял сотнями упражнения ради!
Во время короткой передышки мастер вышел к гостям и вынес несколько свитков суримото – поздравительных открыток. Заморский гость с интересом рассматривал работы и слушал пояснения художника. Это бог веселья Хотей, а здесь — любование луной, на фоне которой кузнечик пьёт сок хурмы. Картинка, как и все суримото, сопровождало стихотворение, сочиненное мастером: Ясен лунный свет, Осенью пьём вино, Бокал за бокалом. А этот кузнечик сок хурмы пососёт, Но будет ли пьяным? За каждый из свитков мастер запросил приличную сумму – 300 рё. Голландец на секунду задумался, но тут почувствовал на себе быстрый взгляд жены японского гения. Не стоит забывать, что наша история происходила во времена самоизоляции Японии, которая продолжалась почти 200 лет. Щедрые покупатели произведений искусства – иностранцы – появлялись в столице Страны восходящего Солнца только раз в году. Япония, боясь агрессии испанцев, заключила договор с их соперниками-голландцами. Согласно этому договору раз в году одно голландское судно имело право зайти в порт Эдо (нынешнего Токио). Капитан благополучно купил четыре свитка, глаза подруги художника наполнились теплом благодарности. Когда через полгода заработанные рё подошли к концу, Касусико Хокусай (1760-1849) – ныне самый известный художник Японии, мастер цветной гравюры, писатель, поэт и любитель менять имена (он сменил их около 50 за жизнь), отправился на рынок торговать красным перцем. Как-то ближе к полудню через рынок проезжал сёгун со свитой. Хокусай так залюбовался костюмами придворных, что забыл преклонить голову перед правителем. Сёгун остановился и тихо произнес: «100 ударов по пяткам – в назидание наглецу». «Ваша светлость! – зашептал один из слуг, – Хочу сообщить, что перед вами не обычный торговец, а знаменитый живописец Хокусай!». «Ах, художник! – ухмыльнулся жадный до развлечений правитель. – Так пусть нарисует мне шлифовальщика зеркал». Хокусай вздрогнул. Шлифовальщик зеркал – первая профессия, которой обучил его мастер зеркальных дел добрейший дядюшка Йоши, ставший ему отцом, когда умерли родители. Туши и красок с собой не было, и тогда, недолго думая, Хокусай обмакнул палец в грязь и стал писать иероглифы. Иероглифы сложились в слово «шлифовщик зеркал». Два штриха – и мастер превратил их в фигурку зеркальщика: сжавшись в комок и придавливая руку, он полировал. Сёгун развеселился, пожаловал художнику шелковое платье, коня и позвал в свиту. Художник в свите – мастер перформанса. В 1804 году Хокусай перед большой толпой устраивает шоу на площади храма Эдо. За несколько минут он рисует на земле изображение Бодхидхармы размером в 240 м². Да как! Схватив ведро с индийской тушью и метлу, он мечется из конца в конец площади, оставляя чёрный след метлы. Рисунок окончен, но толпа не понимает, что изобразил художник. Кто-то взбирается на крышу храма и видит – Бодхидхарма. Во рту его может поместиться лошадь, а в каждом глазу – по человеку. В другой раз Хокусай нарисовал, тоже быстро, на кукурузном зерне двух воробьёв, таких маленьких, что рассмотреть их можно было только в лупу. Однако мастер слишком любил свободу, чтобы оставаться в свите. И Кацусико возвращается домой к своим свиткам. С присущим рвением рисует все, что его окружает – благочестивых отшельников, животных, птиц, цветы, деревья. Скитается по Японии и делает серии гравюр и рисунков «Снег, луна и цветы», «Путешествия по водопадам различных провинций», «Виды замечательных мостов различных провинций», «36 видов Фудзи», «Тысяча видов моря», а затем снова Фудзи – еще 100 видов горы с разных точек! Его имя Хокусай означает «одержимый рисунком». Лучше и не скажешь. Ведь он оставил после себя 30 000 гравюр, рисунки, свитки, 500 иллюстрированных книг. А еще именно Хокусай стал изобретателем модных сегодня манга. Сборник карикатур «Манга», которые Хокусай и два его ученика выпустили в 1814 году, состоит из 15 томов и 3191 композиций! К альбому «100 видов Фудзи», который вышел в 1834 году, Хокусай приложил свой знаменитый манифест: «С шести лет у меня была привычка изображать все, что я видел. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я наконец постиг строение животных, насекомых, птиц и растений. Поэтому могу сказать, что вплоть до 80 лет моё искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства, а к ста годам моё искусство, вероятно, станет замечательным. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка – будут сама жизнь. Желательно только, чтобы мои слова о долгой жизни не оказались пустой болтовнёй». Кацусико Хокусай умер, когда ему было 89 лет. Проникновение в суть вещей продолжается.