Обращение по вопросам малого и среднего бизнеса и создания благоприятного климата для инвестиций и инноваций к председателю Одесской областной государственной администрации Матвийчуку Эдуарду Леонидовичу от заместителя председателя Союза юристов Украины, заслуженного юриста Украины Локайчука Валерия Федоровича.
Уважаемый Эдуард Леонидович! Для решения вопросов и проблем малого и среднего бизнеса, на мой взгляд, необходимо провести определенные жесткие мероприятия на уровне управления регионами, а также инициировать перед президентом Украины Януковичем Виктором Федоровичем изменения в законодательстве.
Основными проблемами малого и среднего бизнеса являются: * нехватка кредитных ресурсов для развития; * произвол чиновников; * системная коррупция; * откаты по тендерам и аукционам; * регуляторная политика; * проверки; * несовершенство законодательства и частые его изменения.
Пути решения. Что касается кредитных ресурсов, то я думаю, что после принятия бюджета и подписания договоров с МВФ банки с июля – августа могут кредитовать. На уровне области необходимо встретиться с руководителями банков и продумать вопрос о поощрении банков в кредитовании инновационных проектов и АПК. Вопрос произвола чиновников решается элементарным наведением порядка: замена руководителей, создание ситуации, когда «чиновник» должен понять, что он нанят государством для оказания услуг народу.
Усиление кадровой политики, проверка жалоб и заявлений граждан с мерами дисциплинарного воздействия. Коррупцию победить нельзя, но системную коррупцию разгромить необходимо. Одним из ярких проявлений системной коррупции является государственный орган «Держкомзем»: по сути, на уровне государства создана преступная организация, где есть организаторы, пособники, исполнители и подстрекатели.
Сегодня значительная часть госактов на землю выдается только за взятку, и средняя цена – от 500-2000 дол. США за акт, не говоря уже о крупных инвестиционных проектах, где чиновники выставляют цены, исходя из накрутки на каждую сотку. То есть законно получить государственный акт практически невозможно, либо это растянется на долгие месяцы и годы. Для решения этого вопроса сегодня достаточно сил и средств в государстве (СБУ, МВД, ГНИ, финансовый мониторинг), была бы воля. Для наведения порядка при государственных закупках, проведении тендеров и аукционов первое, что необходимо сделать – это через Счетную Палату, КРУ, Налоговую службу провести проверку и аудит расходования государственных средств за последние 2 года.
Известны факты, когда откаты достигают 40 %. Сама проверка КРУ имела бы большое дисциплинарное значение. Регуляторная политика фактически останавливает развитие бизнеса, а вкупе с произволом чиновников законный бизнес вести невозможно. Сама отмена лицензий и согласований без изменения отношения чиновников к своей работе ничего не даст, потому что всегда есть временной фактор: согласования, экспертизы и разрешения могут выдаваться годами. Необходимо создать «единое окно» по согласованиям под надзором глав администраций. Жестко зарегулировать сроки, и при несоблюдении порядка по вине чиновника должна применяться процедура как дисциплинарной ответственности, так и материальной.
Проверки часто останавливают бизнес и отбивают охоту к предпринимательству, это предпосылки коррупции. У чиновников даже появился термин «Какой бюджет проверки?» Необходимо четко зарегулировать количество органов и процедуру проверки. Несовершенство и часто меняющееся законодательство. Сегодня в Украине создана система законодательства, регулирующая бизнес, при которой могут развиваться только близкие к власти или дающие взятки.
Очень неприятно слушать от иностранных инвесторов о коррупции в Украине. Им непонятно, что такое «коррупционный налог» или «коррупционная составляющая проекта» (иногда 10–20%).
Сегодня необходимо для модернизации экономики, создания привлекательного инвестиционного климата на уровне Президента Украины инициировать изменения в следующих законах и принятие новых: 1. Закон «О противодействии коррупции»; 2. Закон «О защите иностранных инвестиций»; 3. Закон «О государственных закупках, тендерах и аукционах»; 4. Закон « О кадастре»; 5. Закон «О рынке земли»; 6. отменить мораторий «О продаже земли и изменении целевого назначения»; 7. Налоговый кодекс.
Провести изменения или создать новую редакцию: 1. Закон «О государственно-частном партнерстве»; 2. Закон «О концессиях»; 3. Закон « О банках»; 4. Земельный кодекс; 5. Закон «Об ответственности чиновников»; 6. Закон «О судоустройстве и ответственности судей»; 7. Закон «О социальной ответственности бизнеса»; 8. Закон « О поддержке инноваций». Только после создания реально привлекательного климата для украинских предпринимателей в Украину смогут зайти большие иностранные инвестиции для модернизации экономики.
Дополнения по изменению в законах и написанию новых. 1. Закон «О противодействии коррупции». В настоящий момент уже подготовлен проект по изменению в пакет законов «О противодействии коррупции», и министр юстиции Лавринович А.В. передал его Президенту и членам Антикоррупционного Комитета. Считаю целесообразным создать такой же Комитет при губернаторе, где рассмотрят проект законов. Кроме этого, при Комитете должна быть постоянно действующая группа для проверки регуляторных актов на коррупционность.
2. Закон «О защите иностранных инвестиций» должен быть разработан с учетом сегодняшних приоритетов по модернизации экономики и инновационного развития: - ввоз инновационных технологий, оборудование не должно облагаться НДС; - следует четко регулировать вывоз прибыли и возврат инвестиций; - дать приоритет развитию деградирующих и дотационных областей, а также зон приоритетного развития; - государство должно дать гарантии иностранным инвесторам на 10-15 лет на действие закона во времени, без изменений, льгот и гарантий.
3. Закон «О государственных закупках, тендерах и аукционах». В настоящий момент в Комитете по экономическим реформам при Президенте имеется готовый новый законопроект, и есть задание на передачу его в Верховный Совет. Хотелось бы отметить, что данные процедуры требуют повышения публичности и прозрачности, а также контроля со стороны спецслужб и общества. Необходимо, чтобы сведения о всех торгах публиковались в интернет-бюллетене с указанием цен, победителей и средней цены на рынке. Торги должны проводиться только на конкурентной основе, а чтобы победителем не становились «карманные фирмы» чиновников, необходима проверка участников.
4, 5. Принятие законов «О кадастре» и «О рынке земли» является условием продажи земель с/х назначения. Без продажи земли привлечь украинский капитал в развитие АПК невозможно. Будущее за крупными хозяйствами на инновационной основе. Необходима воля Президента для принятия законов, давно лежащих в Верховной Раде.
6. Без отмены моратория «О продаже земли и запрете на изменение целевого назначения» крупные, бюджетообразующие проекты будут стоять, так как существующая система изменения целевого назначения земли – это предпосылка коррупции, поскольку изменения происходят в обход законов.
7. Закон «О государственно-частном партнерстве» предполагал гармонизировать отношения между государством и бизнесом, однако этого не произошло, так как в законе ничего не говорится о прибыли и дивидендах не только для государства, но и для бизнеса. Необходимо четко прописать гарантии для бизнеса и заинтересовать инвесторов.
8. Закон «О концессиях». В действующем законе нет гарантий для бизнеса, и необходимо расширить перечень объектов для концессии, включить объекты морехозяйственного комплекса.
9. Закон «Кодекс торгового мореплавания». Добавить, что собственниками гидротехнических сооружений могут быть инвесторы.
10. Закон «О поддержке инноваций»: - предусмотреть освобождение от налога на прибыль на 5-10 лет; - освободить от НДС на ввозимое оборудование; - разрешить и упростить создание межгосударственных корпораций для решения совместных проблем.
11. Закон «О недрах». Упростить допуск иностранных инвесторов к разработке причерноморского шельфа, определить процентное соотношение между государством и инвесторами, и т. д. С уважением, зам. председателя Союза юристов Украины В.Ф. Локайчук