Odessa DailyБольшая Одесса

Застройка одесского побережья. Несколько эпизодов хроники

30 сентября 2010 в 15:37

odesskoe-poberegjeВ 2010 году исполняется 10 лет с начала незаконной застройки  одесского побережья. Одна власть сменяет  другую, но земельная политика иной не становится. Общечеловеческие, социальные приоритеты в этой важнейшей сфере  по-прежнему отсутствуют. Я не могу назвать ни одного объекта, построенного в последние годы в прибрежной зоне, который соответствовал бы назначению, указанному в разрешительных документах горсовета. Что приобрела и что утратила курортная Одесса, и кто главный виновник произвола городской власти?

Несколько эпизодов хроники
В 2000 году горсовет выделяет участок площадь. 2,45 га на 8-й ст. Большого Фонтана под так  называемые домики для инвентаря  яхтсменов и временный дельфинарий (решение № 731-XXIII от 29.02.2000 г.). Когда приступили к строительству, всем стало ясно, что возводятся обычные жилые дома с гаражами. При проведении проверки прокуратура Одесской области констатировала, что домики для яхтсменов переданы под жилую застройку, а земельные участки – в частную собственность, в связи с чем свободный доступ туда отсутствует.
Очередной яхт-клуб – шаблонный предлог одесских властей для отчуждения территории общего пользования под закрытый частный причал для катеров и  яхт.
Следующий объект на приморских склонах – так называемый туристический оздоровительный комплекс напротив мужского монастыря. (Решение сессии  1090-XXIII от 26.03.2003 г.)
Договор аренды участка площадью 9043 кв. м со стороны  горсовета представлен в лице тогдашнего мэра Одессы Р. Боделана. В  этом документе прописано, что изменение целевого назначения земельного участка возможно по решению Одесского горсовета.
В 2005 году к власти вернулось прежнее руководство  во главе с Э. Гурвицем, назвавшим  земельную политику Р. Боделана разграблением  побережья. Горсовет принимает решение № 4842-IV от 09.11.2005 г. о проведении открытых земельных аукционов.
Под застройку  по-прежнему выделяются излюбленные  места отдыха горожан на склонах, в прибрежной парковой зоне. Напротив мужского монастыря, в двадцати метрах от моря боделановские земли соседствуют с отчужденными на земельных торгах, слившись в единый жилой массив, многократно превышающий площадь, указанную в решениях горсовета. Набережная погребена под строениями, доступ к морю практически невозможен.
23 января 2010 года Высший хозяйственный суд Украины удовлетворил кассационное представление прокуратуры Одесской области в интересах государства о взыскании с ООО «Комета» пяти миллионов гривен за неисполнение условий договора на право застройки – строительства отеля на 120 мест с развлекательным комплексом по адресу: 13 ст. Б. Фонтана, терраса прибрежного склона. Одесская власть, продавшая эту землю на торгах в 2006 году от имени городской громады, ее согласия не спросила. (Общественное обсуждение, как обычно в подобных случаях, не проводилось.)
О сносе незаконных строений в горсовете не желают и  слышать! 5 млн грн. получил миллионный город, потеряв источник радости и здоровья у самого моря. Вот где уместны параллели с Европой! Еще одна незаконная стройка по адресу: Французский бульвар, 60/1. В протесте на решение горсовета об утверждении документации и строительства прокуратура города констатировала, что указанный объект – не санаторий и не гостиница, а жилой дом с квартирами от 1 до 4 комнат и паркингом. 24-этажное здание с незаконной засыпкой морского дна и отчуждением городского пляжа возводится прямо на урезе поды. Так называемую Трассу здоровья пришлось отодвинуть в сторону. То ли еще будет!

Протест прокурора  депутатами отклонен, суд проигран.

С самого начала господа одесситы не возжелали контролировать власть, самоустранившись от исполнения своих гражданских обязанностей. Но те, кто уже тогда, в 2000-м, включились в борьбу, сумели отстоять парк «Юность» и часть сквера П. Шклярука на 8-10 ст. Б. Фонтана, добились отмены решений об их застройке и без широкой общественности. Обыватели не желают понять, что борьба с коррупцией и решение их личных вопросов начинается с проблем, актуальных для всего города. Презрительно отмахиваясь от тех, кто вовремя бил тревогу, горожане не верили, что завтра настанет их очередь платить за мещанскую беспринципность и безразличие! Не спрашивай, по ком звонит колокол...

Подсчитали –  прослезились…

Сколько же номинально получила Одесса, теряя парки над  морем? По словам мэра Э. Гурвица, почти все средства (90%) от продажи приморских склонов в частную собственность поступили в бюджет развития города. По данным Государственного казначейства, в 2005 году в доходную часть бюджета г. Одессы поступило 295 227,1 тыс. грн. Бюджет развития сформирован за счет средств, полученных от приватизации и отчуждения и продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения (85 308,8 тыс. грн.). При этом от продажи земельных участков на торгах получено 72 098,8 тыс. грн. Прямая продажа землепользователям составила 13210,0 тыс. грн.
По данным, приведенным  в ежегодных отчетах городского головы перед громадой, в 2006 году бюджет Одессы составил 1 млрд 400 млн грн. Из них 300 млн составил бюджет развития. От отчуждения и приватизации коммунальной собственности получено 128,7 млн грн. За счет продажи земель с аукциона – 106 млн. грн. Донецк продал земли на 29 млн, Харьков – 13 млн, Днепропетровск – 3 млн. Бюджет развития Одессы растет быстрее, чем в других городах-миллионниках, уступая только Киеву, поведал Э. Гурвиц в своем отчете. Объем бюджета в 2007 году (последний предкризисный год) превысил 2 млрд. Почти 400 млн составил бюджет развития. За коммунальную собственность получено более 177 млн грн. От продажи земли – 122,9 млн грн.
В 2008 году доходная часть общего и специального Фонда бюджета составила 2 млрд 100 млн грн. Бюджет развития – 210 млн грн. Средства, полученные за коммунальную собственность – 127 млн грн., от продажи земли – 80 млн грн.
Характерно, что  наиболее весомую долю от продажи земли составляют средства, полученные от продажи участков под общественную застройку на освоенных территориях и торгово-складские комплексы на городских окраинах. Разница в цене на землю (как правило, в 2-3 раза) не является главным фактором, ведь земельных ресурсов под такие объекты и клиентов на их покупку оказалось гораздо больше, чем желающих платить за 1 га земли по 15 млн грн и строить в оползневой зоне у моря, в сопровождении протестов прокуратуры и определений судов о запрете строительства.
Но самая большая  несправедливость заключается даже не в этом. Основным бюджетоформирующим источником является налог с доходов физических лиц (так называемый подоходный налог). Его удельный вес составляет 75% в объеме делегированных доходов и более 50% общего фонда бюджета. Около 50% собственных доходов бюджета составляет земельный налог. По данным налоговых органов за 2005 год налогооблагаемая площадь земли в Одессе составила 3464 тыс. га, общее количество землепользователей – 44 514.
Второй бюджетоформирующий источник собственных доходов – плата на аренду коммунального имущества (25%) и 14 видов местных налогов и сборов (16%), среди которых более половины составляет рыночный сбор. Далее следует коммунальный налог (20%) и сбор за парковку (15%).
Одесситы уже оплатили свое законное право на рекреационные земли, которых в Одессе даже по официальным данным в 5 раз меньше минимальной нормы, установленной законом. Их отчуждение на руку только узкому кругу лиц и ощутимых доходов миллионному городу не приносит.  

После нас –  хоть потоп
Источники средств  в виде продажи земли и коммунальной собственности, в отличие от налоговых  поступлений, носит временный характер. За счет чего будет формироваться  бюджет развития через 5 лет? Какая-либо стратегия на сей счет в горсовете отсутствует, сам вопрос вызывает недоумение.
Городской голова Э. Гурвиц с горечью констатировал: когда в 1998 году его команда покидала Одессу, было 90% непроданной коммунальной собственности. В 2005-м, когда вернулись, осталось только 10%.
Неужели несправедливость заключается в том, что продали без нас? Ведь приоритеты городской власти не изменились: в фасадных помещениях зданий, где раньше продавались товары первой необходимости, сегодня по-прежнему размещаются ювелирные и парфюмерные магазины, мебельные салоны, супермаркеты электроники и тому подобное. В лучшем случае – дорогая одежда и обувь. В витринах видны продавцы и охранники. Не видно покупателей. И это почему-то называется социальной направленностью бюджета. При аналогичном подходе к решению земельного вопроса уже в ближайшие годы возле моря отдыхать будет негде.  

А счастье было так возможно…

Альтернативный  вариант – не возводить на расстоянии 200-300 метров от пляжей ничего, кроме  небольших летних кафе, открытых спортивных площадок для традиционного спокойного отдыха.
Это дает возможность  во много раз эффективней использовать не только прибрежную зону, очень ограниченную по ресурсам, но и значительно большие  территории в пределах пешеходной доступности  от нее, где и расположены санатории, пансионаты, гостиницы, турбазы и т.д. Именно по такому пути пошли в большинстве стран, где стремятся к оптимальному сочетанию наиболее приемлемых форм досуга в курортной зоне.
Ведь незастроенные  парки и возможность беспрепятственно передвигаться вдоль уреза воды и суходольной границы пляжа привлекает значительно больше отдыхающих и туристов, чем игровые и развлекательные комплексы, которых достаточно и в других местах.
В советское  время в Одессе даже санатории  строили не менее чем на расстоянии нескольких сот метров от пляжа. Возводить стационарные, капитальные здания на набережной (нынешний городской голова утверждает, что в Одессе нет набережной) означает навсегда потерять не только город-курорт, но и перспективу туризма. (Детальную планировку прибрежной зоны Одессы нужно обязательно выносить на общественное обсуждение, когда будет приниматься новый Генеральный план города. Городская власть делать этого не намерена.)

Через 10 лет – все так же

Изменения в  законодательстве приостановили проведение земельных торгов. В 2009–2010 годах прибрежные участки на продажу не выставлялись. Теперь покупателю необходимо разработать проект застройки (т. н. градобоснование), представить его на утверждение в горсовет и провести общественное обсуждение. При этом нет никаких гарантий, что он будет принят. Общественное обсуждение городская власть обязана была проводить и в прежние времена (в соответствии со ст. 18 Закона о планировании и застройке территорий). Как правило, этого не делалось. При продаже земли на торгах этого не делалось никогда.
Сегодня в горсовете  по-прежнему озабочены поиском клиентов на застройку приморских склонов. Никто  из представителей так называемой оппозиции не уделяет внимания этой проблеме. Общественность все так же бездействует в ожидании непопулярных решений.
Фото Олег Куцкий

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100