Я написал огромную статью, прямо трактат, и так ее и назвал. Однако там есть важные на мой взгляд вещи, которые необходимо вынести отдельно, хотя и не вынимая из статьи. У меня есть свое понимание сомалийского пиратства и всех процессов, которые с ним связаны. Ну, и немалый опыт. Я пересмотрел что ли, некоторые свои взгляды и считаю, что жертвы пиратства – моряки и их родственники, судовладельцы и грузовладельцы, могут и должны не смиренно просить, а – требовать. Чего и у кого? Вот о том и речь.
Что по идее судоходство может и должно требовать от мирового сообщества и самых заинтересованных стран? Прежде всего, единого международного фонда выкупа судов. Участия в нем всех заинтересованных стран. Взносов в фонд судовладельцев – тех понятно, кому сомалийское пиратство угрожает, а не тех, кто гоняет река-море по Дону и Каспию. Если страны, если сообщество не в состоянии обеспечить безопасность, то они, эти страны, должны за свою бездеятельность и нерешительность платить. Они, а не частник и тем более, не моряк. Выкупать захваченные суда – прямая обязанность заинтересованных государств, всего мирового сообщества. И не надо проводить параллели с обычной преступностью и тем более, с терроризмом. Терроризм на данном этапе кардинально извести невозможно. Проблема пока решений не имеет. А вот сомалийское пиратство и проблема Сомали – имеет. Вот в чем принципиальная разница между терроризмом и сомалийским пиратством, вот почему нельзя с мерками терроризма подходить к этому пиратству. Что мешает решить проблему, навести порядок в стране? Только страшный эгоизм государств, полная неспособность искренне сотрудничать хоть в чем-то. Нет чтобы собраться всем заинтересованным, договориться и навести порядок, это ведь и прекрасный пример на будущее. Государства этого сделать не могут. И даже признать не могут, что не могут, они саму такую постановку вопроса старательно затирают. Второе что может и должно потребовать мировое судоходство – гуманитарная помощь находящимся в плену, и вся необходимая помощь освобожденным из плена, от медицинской до денежного вознаграждения. Почему высокоморально запретить выкупы ума хватает, почему хватает денег гнать в регион огромные эскадры очень дорогостоящих кораблей и там их годами держать, но почему никому из наших президентов и прочих геополитиков и в голову не пришло выделить крохотные по сравнению с содержанием военных средства на организацию элементарного – мониторинга ситуации на плененных судах и доставки им гуманитарной помощи? Они-ж гуманисты пробы ставить негде. Они-ж поголовно верующие, в церквах крестятся так, что разит потом с подмышек. А вспомнить про несчастных моряков в плену – тут их нет. Согласятся ли пираты на такой мониторинг и такую помощь, это уже другой вопрос. Кто-то согласится, кто-то нет, но скорее всего, согласятся, потому что помощь будет и им. Где хотя бы идея? Снарядить небольшое судно типа гидрографа или небольшого научного, и пусть оно себе курсирует вдоль побережья Сомали, пусть моряки хотя бы не страдают от голода, жары, отсутствия медикаментов, а иногда и воды. Пусть родственники будут относительно спокойны – моряки живы и у них есть все необходимое. А вот моряк вернулся из плена, и почему спрашивается, за все должен платить судовладелец, и что именно он выплатит? Где государства? Кто-нибудь этот вопрос государственной компенсации вообще ставит?
Что мне кажется, можно и нужно требовать от государств их гражданам, попавшим в беду? Государствам можно говорить что угодно в свое оправдание, но факт очевиден – сомалийский беспредел возник во многом благодаря их геополитике, а продолжается исключительно благодаря их бездействию, лживо прикрываемому словами о невозможности каких-либо переговоров с пиратами. Государства демонстрируют нам не свое благородство, принципы и позицию, а простое нежелание решать проблему. Я раньше думал, что Испания и Франция были эгоистичны и неправы, практически напрямую договариваясь с пиратами и выкупая своих граждан. Сейчас понял, что они были правы. Что и другим надо поступать точно также. Хватит вранья, прикрывающего стерильную безмозглость правителей и политиков, нежелание и неумение работать в экстренных ситуациях, когда на кону жизни своих граждан. Государство, при наличии на борту захваченного пиратами судна своих граждан, обязано обеспечить следующее: Непременное прямое или косвенное участие в переговорах по выкупу судов, в составе экипажа которых есть граждане данной страны; Прямой и постоянный контакт с родственниками попавших в плен моряков, оказание им всех видов помощи, от материальной до врачебной; Частичное или если потребуется, полное обеспечение требуемой суммы выкупа, по договоренности с судовладельцем, грузовладельцем и другими заинтересованными сторонами, прежде всего другими государствами; Достойная государственная денежная компенсация морякам, вернувшимся из плена, обязательные бесплатное лечение и рекреация.
Под прямым участием в переговорах понимается не посылка чрезвычайного и полномочного посла к пиратам, а переговоры посредством соответствующих служб. Под косвенным понимается участие в переговорах через судовладельца. Государство обязано знать, как идут переговоры, не веря ни судовладельцу, ни переговорщикам, как правило британским! Государство должно при необходимости, обеспечить требуемую сумму выкупа, невзирая на пропорции, сколько чьих граждан находится на данном судне. Торговля неуместна. Кроме того, я уверен, что будут один-два прецедента, дрогнут и другие страны, там это не пройдет незамеченным, там обеспечена волна протестов. Имеются все основания требовать от государства таких действий, так как повторяю, сомалийское пиратство принципиально отличается от терроризма; мировое сообщество может и давно должно навести порядок в Сомали, но не желает туда лезть, не видя в этом никаких для себя выгод; мирные моряки и судовладельцы не должны быть крайними в истории, которую не они начали и в которой совершенно неповинны. Судоходство работает на всю мировую экономику, а следовательно, мировое сообщество имеет перед судоходством определенные обязательства, и если оно не может/не хочет их выполнять, пусть платит. Когда государства говорят нам, что они не могут действовать таким образом, они лгут и пытаются уйти от своих прямых обязанностей, помогать нам и защищать нас, их граждан.
Далее – необходимо заткнуть поганые языки тех, кто не устает обвинять моряков, работающих не под национальным флагом, в неуплате налогов. Их надо затыкать не грязными тряпками или стоячими носками, как бы этого не хотелось, а фактами. Необходимо собрать и опубликовать статистику – вот в данной стране в море работает столько-то людей, они зарабатывают столько-то долларов, не платят налоги грубо столько, платят столько, при этом практически все заработанные деньги идут на родину. Пусть экономисты возьмут вариант злостного неплательщика налогов, в год шлющего домой тысяч 30 долларов, и скажут, что выгоднее для государства – его работа в родной стране за 15 тысяч, с уплатой налогов, на своего же дядю или государство, или его работа за границей, привносящая в страну 30 тысяч твердой валюты. Выяснить, каким образом на Филиппинах или в Индии поощряется любая работа заграницей, я не могу точно сказать, но вроде помню, что вплоть до полного освобождения от налогов. Морская работа поощряется замечу, особо. Такие страны, как Филиппины, Индия, Китай делают все возможное, чтобы превратиться в главный источник плавостава мирового флота. Некоторые страны Запада изо всех сил делают то же самое, но они сильно отстали. Эти цифры, факты и статистика необходимы для того, чтобы показать государству – ты тут не милостыню даешь, ты отдаешь малую часть того, что тебе приносят моряки. Вызволяя из беды моряков, ты, государство, показываешь молодым – своих не бросаю, идите на флот, идите под иностранные флаги и под отечественный, завоевывайте нишу на мировом рынке труда, утверждайте нашу страну как морскую державу, поставляющую кадры мирового уровня.
Надо короче говоря, выработать какую-то политику, не только для ситуаций, связанных с пиратством, но и для других, в том числе таких, как отказ судовладельца от судна и экипажа, арест судна в стране с сомнительной властью и по сомнительному поводу, т.д и т.п. Сколько можно униженно слать письма в адреса всех, кого только можно и нельзя? Конечно, придется писать и слать и такие письма, но надо все-таки сломать стереотип просителя, этакого провинившегося холопа, и – требовать. Требовать свое, законное. Выполнения государством его обязанностей. Требовать с полным правом хозяина, так как моряки привносят в страну куда больше денег, чем чиновники налогов со своих скромных и нескромных зарплат. Чиновники платят налоги с бюджетных денег, а моряки шлют в страну увесистую иностранную валюту, они увеличивают богатство страны, а не проедают его.
Каким образом можно не то, чтобы достичь своих требований, а хотя бы заставить их выслушать, я написал в этой своей огромной статье-трактате, которая будет опубликована чуть позже сегодня, 29 апреля.