Odessa DailyБольшая Одесса

Жильцы «элитного» дома «Подкова» считают, что их просто «кинули»...

Андрей Косыгин

9 октября 2010 в 13:27

mowennichestvo-domСовершенно  невероятную историю мне довелось услышать в августе на стихийном  митинге, организованном жильцами дома по Фонтанской дороге 49/1, пытавшихся отстоять зеленую зону, примыкающую к элитной многоэтажке «Подкова», от очередной автостоянки, которых и так уже много расплодилось на придомовой территории.

В двух словах суть истории такова: чиновник построил себе «доходный дом» на государственной земле. Причем, построил не за свои деньги, а за счет обманутых инвесторов, то есть владельцев квартир как бы элитного дома «Подкова». Почему «как бы элитного»? Об этом потом. А пока – о предыстории строительства и схеме обмана.

Начиналось всё очень заманчиво. Но не думайте, что доверчивые инвесторы купились на голую рекламу. Во-первых, многие одесситы прекрасно знали зеленую территорию Опытной станции карантина винограда и плодовых культур института защиты растений Украинской академии аграрных наук (это убийственное по длине назвавние в дальнейшем сократим просто до Опытной станции). Поэтому когда разнесся слух о том, что на территории станции будет возводиться жилой дом, недостатка в желающих «вложиться» в строительство не было.

Во-вторых, генподрядчиком выступала солидная фирма «Стикон», уже построившая в Одессе несколько зданий. В «Стиконе» потенциальным инвесторам расписывали все достоинства их будущего жилья: обширная озелененная придомовая территория с фонтаном в центре и прочими прибамбасами, благоустроенные квартиры, суперсовременные коммуникации, паркинг для личных авто... Показывали даже красивую картинку. И все эти прелести не где-нибудь на окраине Одессы, а на 6-й станции Большого Фонтана!

Особо настырным любопытствующим гражданам  были предъявлены заключения Управления архитектуры и градостроительства (УАГ) и уважаемой государственной структуры по имени «УкрИнвестЭкспертиза» по рабочему проекту, где черным по белому записано: подрядчик должен возвести «11-16-этажный жилой дом с мансардой, офисными помещениями и встроенной автостоянкой». В этом же заключении УАГ упомянуто, что проектом предусматривается демонтаж конструкций существующего двухэтажного здания Опытной станции, в котором она размещалась в благословенные времена советского застоя, и передачу на баланс Опытной станции административно-лабораторных помещений, т.е. части нежилых помещений в новострое. И только. Ну что еще нужно для полного счастья?

И потянулись инвесторы стаями заключать  договора, в которых за их денежки  им был обещан рай земной в пределах территории бывшей Опытной станции. Кстати, генподрядчик ООО «Стикон» и получил право заключать эти договора. Более того, именно «Стикону» были переданы функции Заказчика строительства. И потекли бурным потоком деньги инвесторов генподрядчику на строительство «Подковы».

В соответствии с бессмертной фразой Чебурашки, «мы строили, строили  и наконец построили». А что  же собственно мы построили? Вы будете смеяться, но если верить Акту госприемки (а не верить ему нельзя!), то построили  мы «административно-лабораторный корпус, совмещенный с жилым домом». То есть, как бы всё с точностью до наоборот. Причем, в означенном Акте госприемки подробно расписаны параметры жилого дома и абсолюный ноль информации по административно-лабораторному корпусу. Тем не менее, генподрядчик «Стикон», в лице г-на Крючкова, немедленно передал отдельным актом означенный «административно-лабораторный корпус» Заказчику, в лице г-на Клечковского, директора Опытной станции, на баланс.

Вы, конечно, спросите: а как же заключение УАГ? а как же заключение «УкрИнвестЭкспертизы»? Увы, сама в непонятках. Похоже, у этих учреждений две руки… и правая не знает, что подписывает левая. Трудно поверить, что восемь высоких чиновников Одессы и области, принимавшие дом, даже не удосужились прочесть – а что же, собственно, «мы строили»? Впрочем, редакция газеты надеется, что нам разъяснят эту удивительную «метаморфозу» в официальных ответах. Самое интересное (если не сказать – печальное), что о странной «трансформации» домостроения, в которое инвесторы вкладывали свои личные средства, как в «жилой дом», забыли уведомить самих инвесторов. По логике «без меня меня женили». Типа, по брачному конкракту обещали приличную молодую девушку с солидным приданым, а в итоге… жених попадает в кабалу к ядреной тётке, которая быстро пристраивает «контрактного» мужа под каблук, качает с него бабки и даже пикнуть не даёт!

Да-да, именно в роли обманутого жениха почувствовали  себя инвесторы, когда начали протестовать против постоянных необоснованных повышений тарифов. Вот тут-то и всплыла информация про «административно-лабораторный корпус, совмещенный с жилым домом»… вот тут-то владельцы квартир и услышали: «Извините, а это дом ведомственный, т.к. это админкорпус Опытной станции с присобаченным жилым домом, а не полноценно-жилой дом. И поэтому мы будем устанавливать такие тарифы, как нам хочется».

Ну, разве не смешно? В каком еще  государстве такое возможно, чтобы  ведомственные дома строили за счет частных инвесторов, причем, без  всякого на то их уведомления и  согласия? Тем более, что административно-лабораторного  корпуса в натуре нет, а есть просто обычные, в нашем понимании и в архитектурном выражении, – «встроенные офисные помещения».

Вот вам новый, совершенно неожиданный  пример коррупционно-мошеннической  схемы, когда высокие инстанции-подписанты, похоже, «сами обманываться рады», а крайними остаются украинские граждане, «попавшие» на крупные суммы.

Впрочем, это еще не конец истории злоключений  «Подковы». Превратившись в одночасье  из «жилого дома» в «ведомственный», «Подкова» продолжала быстро мутировать – уже в сторону «доходного дома».

Началось  с того, что г-н Клечковский  учредил фирму ООО «Олимп.комсервис» - по обслуживанию дома и придомовой территории. Напомню, что Ю.Клечковский  продолжает оставаться директором Опытной  станции, т.е. является как бы госслужащим. (Во всяком случае, для меня госслужащими являются все чиновники, получающие зарплату из бюджета, который мы, налогоплательщики, наполняем своими деньгами, честно заработанными. А посему – имеем право и спрашивать: а чем же они занимаются – за НАШИ деньги).

Каким же боком госслужащий оказался хозяином доходной бизнес-фирмы — это, как  говорится, интересный вопрос. Но, увы, не последний. Означенная фирма без  всяких там конкурсов и тендеров, как того требует законодательство, заключила Договор с Опытной станцией, балансодержателем дома, на обслуживание дома и придомовой территории, и, так сказать, явочным порядком начала устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги без согласования с органами местного самоуправления. Причем, что интересно — тарифы эти были намного выше, чем утвержденные местной властью. Это подтверждено официальными ответами Госинспекции по контролю за ценами в Одесской области, а также Государственной жилищно-коммунальной инспекции. Из этих ответов следует: коммунальные тарифы установлены руководством фирмы самовольно, не утверждены органами местного  самоуправления, чем нарушены законы Украины «О местном самоуправлении», «О жилищно-коммунальных тарифах». В результате проверки установлено, к примеру, что только за отопительный период 2008-2009г.г. «Олимп.комсервисом» необоснованно начислено за отопление 143 679,56 грн.(!) Согласно распоряжению Госинспекции по контролю за ценами «Олимп.комсервис» обязан был произвести возврат этих сумм, но по сегодняшний день все заявления жильцов о перерасчете оплаты за отопление просто игнорируются. А ведь это только верхушка айсберга…

Хотелось  бы узнать, озвученная сумма из присвоенных частной структурой средств – является ли основанием для возбуждения уголовного дела? Это тоже интересный вопрос, и редакция газеты его задает прокуратуре Одесской области. Насколько мне известно, «пересичных» граждан сажают даже за несоизмеримо меньшие похищенные суммы.

Впрочем, опять же, для нашей страны характерна такая особенность: ОТКРЫТО присвоенные – как государственное имущество, так и личные средства ее граждан – как бы не являются преступлением. Смотря кто присвоил. Возможно, я ошибаюсь, и прокуроры мне это разъяснят на данном конкретном примере…

А пока вернемся к нашим баранам. (Безусловно, я не имею в виду «остриженных» неоднократно жильцов «Подковы», но аналогия напрашивается сама собой).

Несмотря  на многочисленные попытки, получить экономическое  обоснование тарифов владельцам квартир «Подковы» не удалось. И  стали они себя спасать, как могли.

Известно, что лучший способ получить сносные  жилищно-коммунальные услуги за вполне божеские деньги — это создание ОСМД (общества совладельцев многоквартирного дома). В октябре 2007 года, через девять месяцев после сдачи дома в  эксплуатацию, это общество наконец-то родилось. Главой правления жильцы дома выбрали очень смелого человека — Вадима Похилюка, который обещал, фигурально выражаясь, прижать г-на Клечковского к ногтю за его действия, расходящиеся с нормами жилищно-коммунального законодательства. Трудно сказать, что полезного для ОСМД и собственников квартир сделал на этом посту избранный глава правления, однако, вскоре выяснилось, что в ходе регистрации ОСМД, были подделаны ряд подписей владельцев квартир, что дало возможность впоследствии оспорить в суде легитимность создания ОСМД и отменить его регистрацию. Более того, в скором времени выяснилось, что г-н Похилюк ни в коем разе не мог стать не только главой правления, но даже рядовым членом ОСМД, поскольку не являлся владельцем квартиры или иного помещения в доме №49/1 по Фонтанской дороге. А это противоречит статьям 6 и 9 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома». В итоге своей деятельности Вадим Похилюк сумел так понравиться балансодержателю дома г-ну Клечковскому, что последний сделал его директором упомянутой фирмы «Олимп.комсервис» и в дальнейшем они уже вместе нарушали жилищно-коммунальное законодательство, обирая жильцов не только с помощью завышенных тарифов, но и прямых поборов на различного рода «нужды». Интересно, что директором обслуживающей дом организации Вадим Похилюк стал, занимая одновременно пост главы правления ОСМД, что опять же вызывает сомнения в его искренности и благородных поползновениях.

Дальше  — больше. Вадим Похилюк настолько  завоевал доверие балансодержателя, что г-н Клечковский передал именно ему ведение бухгалтерского учета по содержанию дома. Таким образом, Вадим Похилюк совместил в своем лице и заказчика услуг, как глава правления ОСМД, и исполнителя услуг, как директора ООО «Олимп.комсервис», предприятия по обслуживанию дома. Не правда ли очень удобно для ведения бизнеса? Сам с собою заключаешь договор, сам себе устанавливаешь как объемы работ, так и размеры оплаты... к собственному удовольствию... можно даже и валюту установить, в которой оплата осуществляется. В общем, самое широкое поле для успешного бизнес-проекта. Конкуренции такая схема не предусматривает. Ни тебе тендеров, ни конкурсов, ни прочей законодательно предусмотренной суеты. Да и к мнению, просьбам, требованиям бывших инвесторов можно не прислушиваться.

Вот к примеру. Вопреки категорическим протестам членов ОСМД, балансодержатель Ю.Клечковский заключил договоры с  девятью мобильными операторами  — и на крыше «Подковы» были установлены сразу аж девять(!) их высокочастотных антенн. При этом жители верхних этажей разрешения на это удовольствие не давали, ни письменного, ни устного. Более того, они, напротив, неоднократно подавали жалобы, поскольку испытывают непосредственно на себе вредное воздействие антенных излучателей и считают, что их здоровью наносится большой ущерб. Что уже говорить о людях, если даже бытовая техника, со слов жильцов дома, выходит из строя из-за воздействия высокочастотных излучений.

Самое страшное, что от жильцов «Подковы» скрывается достоверная информация о существующих и возможных факторах риска для здоровья и об их степени, что противоречит ст. 4 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения». При установке антенн не проводились санитарно-гигиенические исследования уровней постоянных магнитных полей и электромагнитных излучений, что противоречит положениям Государственных санитарных норм и правил при работе с источниками электромагнитных полей, утвержденных приказом Министерства охраны здоровья Украины №476 от 18.12.2002г. Во всяком случае, эти документы жильцам дома предъявлены не были, невзирая на их требования. Членам ОСМД неизвестно даже — какое именно оборудование установлено на крыше дома и имеет ли оно соответствующую сертификацию. Они утверждают, что проведенные по их инициативе измерения излучений показывают, что их уровень превышает в несколько раз допустимые нормы, действующие на территории Украины.

Иллюстрируя этот беспрецедентный случай, обратившиеся в редакцию жильцы дома приводят такой пример: если на 25-этажном здании установлена всего одна антенна, то следующую можно размещать лишь на расстоянии не менее 100 метров, при этом точка размещения антенны должна базироваться на 50-этажном доме.

Напомню, что на крыше 12-14-этажной «Подковы»  установлено девять (!) высокочастотных  антенн мобильных операторов. А это грозит массовым тяжким повреждением здоровья не только жильцам «Подковы», но и жителям близлежащих домов. Все эти доводы бывшие инвесторы приводили г-ну Клечковскому, которому они и обязаны установкой антенн. Но по всему видать, что здоровьем и безопасными для жизни «своих» жильцов условиями проживания балансодержатель не озабочен. А «Подкова» просто превращена в источник законных и не очень законных доходов для... скажем так, ограниченного круга лиц. А читатель, надеюсь сам сможет догадаться, кто в него входит. Читатель у нас догадлив, в отличие от прокурора Приморского района... который догадаться не смог, несмотря на то, что жильцы «Подковы» ему все перечисленные нарушения закона изложили письменно – в жалобах! К чести жильцов дома, которым приходится отстаивать свои права и законные интересы без помощи прокуроров (хотя прокуратуре это как бы по закону положено), к 1 октября, в результате длительной борьбы, жильцам было обещано демонтировать антенны. И действительно в начале октября в каждой парадной появились торжественные объявления о демонтаже ОДНОЙ антенны компании «Астелит»… о восьми остальных, видимо, забыли.

А что до зеленой зоны «с фонтаном в центре», которая, согласно проекту строительства дома, должна была окружать «Подкову», то ее уже фактически нет. Вместо фонтана фасадную часть «Подковы» украшает двухэтажное огороженное строение — бывший корпус Опытной станции, который по проекту должны были снести всё за те же деньги, уплаченные инвесторами. Однако, вместо этого половину здания, которое до сих пор находится на балансе Опытной станции, отдали на откуп частному детскому саду, а что касается второй половины, то ходят упорные слухи – что она тоже сдается в аренду. Во всяком случае, вся придомовая территория «Подковы» представляет не зону отдыха для жильцов, а чьи-либо бизнес-интересы. Наверное, именно этими интересами и объясняется то обстоятельство, что львиная доля окружающей дом территории превращена в автостоянку, на которой паркуются все кому не лень… вернее – все, кому не жаль заплатить установленную таксу, потому что продажа машино-мест стала тоже доходным бизнесом «хозяев» «доходного дома». Естественно, что протесты жителей дома, которые (как бы!) и должны распоряжаться придомовой территорией, в расчет не принимаются.

Подведем  печальные итоги. Итак, за средства инвесторов должны были построить новый ЖИЛОЙ дом, снести старое двухэтажное здание, расширив зеленую зону придомовой территории и облагородив ее фонтаном. А вместо всех этих обещанных инвесторам благ... что выросло — то выросло. И вот эту выращенную — при непосредственном участии многих должностных лиц — СВИНЬЮ, у которой каждый квадратный метр (что в помещениях, что на крыше, что ВМЕСТО зеленой зоны) нещадно эксплуатируется ОТДЕЛЬНЫМИ лицами — и подложили ни в чем не повинным одесситам, выманив у них деньги для строительства ВЕДОМСТВЕННОГО бизнес-проекта.

Кстати, а что по этому поводу думает означенное ведомство — Институт защиты растений Украинской Академии аграрных наук? И знают ли об этом собственно украинские академики? Складывается впечатление, что некоторые представители от «академического корпуса» вместо того, чтобы заниматься наукой, сегодня озабочены тем, как обогатиться, используя государственные ресурсы и свою должность. Ведь насколько я понимаю, земельный участок площадью в целый гектар «золотой» фонтанской земли был выделен государством бесплатно именно под научную деятельность, а не под бизнес-проект «доходного дома»?

И последний интересный вопрос: кем  себя в этой пикантной ситуации ощущает (как бы государственный) чиновник Ю.Клечковский? Безраздельным хозяином обманутых инвесторов? Паном? Похоже, что, по аналогии, жильцов «Подковы» он считает своими крепостными, лишенными всяческих прав. В том числе и тех прав, которые он лично должен был бы охранять, а не действовать вопреки их желаниям, в ущерб их здоровью и в нарушение закона.

Увы, но в данном случае судьбу людей, вложивших  личные сбережения в строительство ВЕДОМСТВЕННОГО (как оказалось!) дома, можно сравнить с судьбой деревьев, беспощадно уничтожаемых в его зеленой зоне — с ведома, согласия и, очевидно, личного интереса директора государственного предприятия под названием «Опытная станция по карантину винограда и плодовых культур Института защиты растений». Как ни парадоксально это звучит.

Андрей Косыгин


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100