Odessa DailyОтдых и культура

Вообще говоря…

Валерия

14 июня 2010 в 11:09

chajВообще говоря, мне сначала спектакль «Вообще говоря» в театре «На Чайной» как-то не глянулся. Не хватало на том просмотре цельности, чувствовалась некоторая неуверенность, финал не вызвал того катарсиса, который ожидался, и из-за этого спектакль как-то просел, как непропеченный хлеб.

Премьерные спектакли часто этим грешат, силу спектакли набирают постепенно, особенно те, где контакт с публикой, сидящей прямо возле ног артистов, диктует свои условия: «не врать» ни в одном слове. Но теперь можно уже сказать, что спектакль состоялся, у него будет своя публика, и вся эта работа была не зря.
Постановку осуществили Андрей Мирошниченко, Александр Козлов и Денис Фалюта. Сами инсценировали, сами поставили, сами играют. Очень искренне. Практически «не врут».
Пересмотренный еще раз спектакль оказался гораздо лучше моих ожиданий. Лишь финал немного смазался: кто-то из зрителей начал хлопать в душной тишине, и волшебство сцены растаяло.chaj1
Харуки Мураками – очень популярный сейчас автор, его много переводят, активно печатают. Другими словами, его литература на слуху. Может быть, его манера письма привлекает современных молодых и не очень молодых людей некоторой «блогговостью», легкостью построения фразы, ненавязчивым налетом философии, если перевод удачный – даже «цитатностью». Мураками можно читать с начала книги, с середины, можно сразу заглянуть в конец. Если Вас захватит, то Вы поплывете по течению реки под названием «Мураками», благополучно дочитаете до конца и начнете искать еще что-нибудь почитать из Мураками.chaj2
Поэтому ждать от Мураками четкой выстроенности сюжетной линии не стоит, нет четкого начала, нет четкого конца, нет четкого пика-кульминации. Инсценировка его повестей выявляет много подводных камней. В театральном спектакле желательна кульминация, иначе у зрителя останется чувство недопонятости и недопрочувствованности, в идеале в финале весь зал должен стать единым целым, в эти секунды энергетика в зале зашкаливает, и ради этого, наверное, и существует театр.
Мураками, как мы помним, не зациклен на таких сложностях, его прелесть в другом. «Слушай песню ветра» – так называется повесть, инсценировку которой показывает нам театр «На Чайной». Слушаем песню ветра, ветер – свободен, куда захочет, туда подует, и мы с Вами полетим на этом ветре. Поэтому спектакль начинается так ненавязчиво, и заканчивается он, в принципе, тоже ненавязчиво. Зашли какие-то ребята, сели за барную стойку, попили пива. И вдруг: «Говнюки!!!» Это первое слово в спектакле, заметьте. «Все богатые – говнюки!» И зал уже зацепился. Мужские разговоры о главном. Обо всем: о богатстве (см. выше), о пиве, о курении, о девушках, о любви, о сексе, о смерти… Ну все, теперь мы уже следим за удочкой. И постепенно, рассказ за рассказом, блог за блогом, зал все сплоченнее, наживка уже заглотана, только мы этого еще не замечаем. И так, незаметно, напившись маленькими глоточками муракамиевской мудрости, мы подплываем к финалу. Весь это треп, напоминающий до этого фильм «О чем говорят мужчины», становится действительно трепом во время чтения письма тяжелобольной девушки. Боль и смерть, оказывается, так рядом. И гаснет свет, и только письмо на ступеньках сцены плачет о несбывшихся мечах. И прошу Вас, если вы придете посмотреть этот спектакль, не хлопайте артистам сразу. Послушайте эту тишину после письма...chaj3
Потом можно будет хлопать, встать, пойти попить чаю с артистами и режиссерами. Но сначала, пожалуйста, послушайте ту тишину. Может быть, Вы услышите голос ветра...