Odessa DailyАфиша Одессы

Фестиваль "Odessa Classics": магия звука и красоты

Ирина Лобусова

17 июня 2015 в 15:05

Среди сочного многообразия культурной фестивальной палитры Одессы в последние годы хочется особо отметить один фестиваль, впервые появившийся только в 2015 году. Фестиваль классической музыки "Odessa Classics", организованный Алексеем Ботвиновым на базе Одесской филармонии.

Фестиваль Odessa Classics: магия звука и красоты

С первого же момента возникновения фестиваль не только занял свою, определенную нишу в культурной жизни Одессы, не только поразил воображение своих зрителей потрясающей концертной программой, не только удивил отличной организацией всех мероприятий и практически полным отсутствием каких- либо неприятных сбоев, но и стал событием настолько особенным, что о нем хотелось бы сказать отдельно. Недаром Одессу называют культурной столицей Украины. Именно здесь, в нашем городе, рождаются на свет и происходят события настоящего европейского уровня, возможно, потому, что именно здесь, у нас, люди особо восприимчивы к стилю и красоте. Причем на всех уровнях- не обязательно среди тех, кто работает в сфере культуры. Получилось как- то удивительно, но именно этот фестиваль затронул самые многогранные и разнообразные стороны одесской жизни, приятно удивив самых различных людей.

Джип припарковался возле обочины. Лихо въехал через две полосы без включения поворота и с трудом втиснулся в узкое свободное место между крутым «БМВ» с киевскими номерами, и мной. Подъехав к филармонии заранее ( как опытный одесский водитель, чтобы захватить удобное место на Пушкинской), я припарковалась напротив филармонии ( удивительная удача), и осталась в машине, чтобы…ну да, с помощью зеркала заднего вида поправить макияж.

Именно в тот момент появился джип. Собственно, не самый крутой, «хюндай санта- фе», да еще и не новая модель. Дама средних лет за рулем одной рукой, лихо паркуясь, крутила руль, другой же держала телефон и орала на всю улицу в гладкую поверхность.

Лето, июнь, жара. Окно машины было открыто настежь. Голос у дамы был резкий, и до меня отчетливо доносились ее слова.

- Цены сбрасывать не будем. Перевесь в контейнере спортивные костюмы. Надо их толкнуть по цене предыдущих. Хотя бы так. Ты цену сложила? Ну да, это без скидки. Завтра проверю, все сложим, и выставим ценники. Нет, это те серые…. Ну да… спортивные костюмы… о них и говорю… А что второй контейнер? Нет, без новой партии. Ну да… Проблемы с растаможкой. В конце недели порешаю этот вопрос. Сейчас? Я сейчас в городе, но заниматься этим не могу. Занята сегодня вечером. Ты мне не звони, я тебе потом сама позвоню.

Все было понятно: бизнесвумен, 7 километр. Дверца джипа открылась, выпуская даму в полный рост. К моему огромному удивлению, на ней было длинное вечернее платье, которое дополняли вечерние туфли на шпильке и элегантный клатч. Щелкнув сигнализацией, дама поспешила через дорогу, не прекращая свой разговор, из которого так и сыпались цифры, спортивные костюмы, контейнеры и растаможка. Тут я не выдержала, и поспешила за ней. Мне было ужасно интересно, куда в свободные вечера ходит явный представитель бизнеса с 7 километра.

Впрочем, цель дамы была совсем не «бином Ньютона». Перескочив через дорогу, дама уверенно направилась к филармонии, достав из сумочки один билет. И поднялась в зал по открытой для фестиваля парадной лестнице.

Было открытие фестиваля и первый вечер концертной программы, выступление знаменитого Пааты Бурчуладзе. Моя бизнес- дама спешила именно туда.

Вот тогда- то я кое- что поняла. Во- первых, то, что Одесса всегда будет прекрасной и непобедимой. Вне зависимости от сферы занятий, дух наших людей ничто не сможет сломить. Жители Одессы прекрасны. С молоком матери они впитали в себя дух культурных традиций и стиля. И зарабатывают деньги исключительно для того, чтобы поддерживать этот стиль. А во- вторых, то, что этот новый, совсем недавно появившийся фестиваль- уже нечто особенное, если публику его составляют такие разные люди! Если с первого же вечера зал филармонии на все концертные мероприятия забит битком, и люди стремятся туда попасть. В нем есть изюминка, фишка, которая отличает от всех прочих культурных мероприятий. А раз так- он должен существовать долго, если уж дан настолько отличный старт.

Собственно, так все и произошло. Старт был настолько великолепен, что об этом фестивале будут писать еще не один месяц. Каждый вечер был абсолютно уникален, и не похож на другой. Все четыре концерта фестиваля были прекрасны, но два из них я бы хотела выделить особо. Это первый вечер- открытие фестиваля, концерт Пааты Бурчуладзе. И второй вечер- концертное исполнение Алексея Ботвинова и Майкла Гуттмана, рояль и скрипка в таком блестящем и тонком исполнении, что сам концерт стал настоящим произведением искусства.

Впрочем, несправедливо будет обойти внимание и эстонских музыкантов со средневековой музыкой- они были великолепны! И, конечно, ожидаемого события в вечер 13 июня- «Искусство войны».

Честно говоря, «Искусство войны» меня разочаровало. И, выходя после окончания этого своеобразного перфоманса, я просто не понимала, в чем был такой ажиотаж. С моей точки зрения, либо спектакль, либо- музыка. Если есть попытка совместить то и другое- должен быть внятный сценарий. Во внятном сценарии четко прописываются фрагменты текста с определенными смысловыми нагрузками  в контексте существующей музыкальной композиции. Если внятного сценария нет- получается «Искусство войны».  То есть цитаты из трактата Лао- Цзы, выбранные методом тыка наугад, на фоне сомнительной пластики и откровенно слабой драматургии. И во всем этом, над всем этим- нечто такое местечковое, донельзя провинциальное, как будто выступление идет в каком- то сельском клубе. За исключением, конечно, игры Ботвинова, который всегда великолепен. Кстати, меня посещала  эта довольно вредная мысль на протяжении всего действа- вот мы убрать весь этот псевдотеатральный антураж с клочками текста, пластикой голых пяток и прочим, и слушать только Ботвинова, только Баха в его исполнении.

Именно поэтому для меня показательными и самыми удачными фестивальными событиями стали те два концерта, которые я уже упоминала раньше. Концерт Пааты Бурчуладзе- с первых же мгновений становилось понятно, что на сцене- артист настолько высокого уровня, что это просто невероятно даже для культурной Одессы. Всё, всё европейское, мировое, другое- манера держаться, исполнение, стиль, шик. Уровень европейской столицы, где билет в оперу стоит большие деньги, и люди приходят насладиться настоящим элитарным искусством. Было даже как- то удивительно, что артист такого уровня залетел в Одессу. Если сравнивать с ажиотажным «Искусством войны»- жар- птица и курятник.

И второй концерт- Алексей Ботвинов и Майкл Гуттман, тонкость, и потрясающий стиль. Это было уникально талантливое зрелище, открывающее для каждого зрителя свою грань духовного мира, в котором существует только настоящее искусство. Я вообще являюсь поклонницей игры Алексея Ботвинова, и каждый раз с огромным восторгом слушаю его концертное исполнение. На мой взгляд, оно всегда великолепно, и каждый раз в его таланте приоткрывается  новая грань.

Талант этого музыканта может украсить любой проект, даже самый посредственный. Собственно, так и произошло.

Все четыре вечера зал филармонии был заполнен зрителями. А это значит, что предложенная программа получила горячую поддержку одесситов и гостей Одессы, которые купили билеты на концерты.

Кстати, моя бизнес- дама с 7 километра была на первом концерте, купив на него дорогостоящий билет (  я видела ее в зале в первых рядах), а на «Искусстве войны» ее не было. Что подчеркивает, собственно, тезис о том, что люди, умеющие зарабатывать деньги и имеющие дело с деньгами, знают, что именно хотят получить за свои деньги. Разбираются, однако.

Фестиваль закончился, но после него осталось хорошее послевкусие- такое, какое бывает от очень качественного, элитного вина. Приятно, когда на твоих глазах рождается настоящая магия, объединяющая всегда бессмертную классику и современность. У этого фестиваля была сильная и смелая идея. Просто здорово, что она воплотилась в жизнь. Став еще одной яркой точкой в культурной, фестивальной жизни современной Одессы. Яркой, индивидуальной и красочной, не похожей ни на кого и ни на что, и хранящей в этом свое главное достоинство и очарование.

Ирина Лобусова

 

Метки: концерт; филармония; алексей ботвинов; Odessa Classics