Odessa DailyБизнес

Железнодорожная реформа в Молдове: евромодернизация под боком Украины

Odessa Daily

28 ноября 2013 в 15:29

Снижение тарифов благодаря электрификации, ускорение движения и достижение евростандартов – ключевые направления реформы железной дороги Молдавии. Успех, или неудача в этом процессе непосредственно влияют на украинские интересы в порту Рени и контейнерных ж/д перевозках.

Железнодорожная реформа в Молдове: евромодернизация под боком Украины

Железнодорожная монополия Молдовы, по ряду направлений сотрудничающая с «Укрзализницей», а по некоторым – даже замещающая ее (порт Рени), начинает модернизацию для повышения успешности своего бизнеса на стыке колеи 1435 и 1520

В силу географического расположения своей сети, госпредприятие «Железная дорога Молдовы» (ГП «ЖДМ») обеспечивает перевозки между северо-востоком, в частности, странами СНГ – и Юго-Восточной Европой. Вместе с Украинской железнодорожной администрацией – на участке Кучурган-Кишинев-Унгены – поддерживает функционирование 9-го Критского железнодорожного транспортного коридора.

Вместе с тем, предприятие, являющееся, казалось бы, таким немаловажным звеном в международной транспортной цепи, сегодня не является коммерчески успешным проектом. Более того, новый менеджмент ЖДМ всерьез заговорил о необходимости перестройки финансовой модели предприятия. «Мы идем по пути оптимизации деятельности. В состав нашего предприятия, наряду с традиционно прибыльными подразделениями, входят и убыточные, дотационные. Финансовые результаты показывают, что расходы на дороге превалируют над доходами. И наша задача – определиться с источниками доходов, то есть – как и за счет чего их увеличить», – говорит недавно назначенный генеральный директор ГП «ЖДМ» Андрей Домашкан.

Источники модернизации Предыдущий глава предприятия Виталие Струна подал в отставку в июне с.г., причем она была принята министром транспорта Молдовы Василе Ботнарем "в контексте повышения эффективности деятельности министерства". К тому моменту стало ясно, что волна посткризисного восстановления объема грузовых и пассажирских перевозок остановилась в 2010-11 годах – и показатели вновь пошли вниз. Если в 2009 году ЖДМ перевезла чуть более 3 млн тонн грузов, в 2011-м – уже более 4,6 млн тонн, то результаты 2012 года вновь заставляли задуматься - около 4,2 млн тонн. Причем итоги первого полугодия текущего года также не были особо оптимистичными (молдавские железнодорожники все же надеются на улучшение итоговых результатов, так как последние три месяца на фоне остальных выдались «ударными», что позволило довести грузопереработку за девять месяцев до 3,8 млн тонн). Показатели же пассажирских перевозок достигли посткризисного пика еще в 2010 году (почти 1,2 млн человек), и с тех пор незначительно, но неуклонно падают.

Читайте также Железнодорожная реформа в Германии: сила государства

Нынешнее руководство среди факторов, мешающих работать и зарабатывать, называет как традиционные для постсоветских ж-д-администраций (изношенность инфраструктуры и подвижного состава и отсутствие средств на модернизацию), так и характерные именно для Молдовы, к примеру – специфическоерасписание движения пассажирских поездов. «Много рейсов, неудобных для пассажиров по времени. Не секрет, что они были подстроены под наших железнодорожников, добирающихся на работу по железной дороге. Экономя на перевозках сотрудников, мы потеряли пассажиров», – сетует Андрей Домашкан.

Но если подобные проблемы предприятию вполне по силам решить самостоятельно, то вопросы модернизации инфраструктуры и подвижного состава по евростандартам стоят сегодня довольно остро. ЖДМ обслуживает почти 1200 километров путей, грузовой вагонный парк насчитывает 7433 единицы, пассажирский – 370. Почти все это хозяйство крайне изношено и нуждается в обновлении. Программа перспективного развития ГП «ЖДМ» на 2011-2015 годы предусматривает почти 80 млн долларов на локомотивное хозяйство, и 25 млн долларов – на путевое. В частности, запланирован капитальный ремонт и модернизация магистральный и маневровых локомотивов, реконструкция локомотивных депо, капремонт путей и т.д. Фактор морального старения техники также обойти невозможно – и предприятию необходимы новые локомотивы и вагоны. «Наши работники осматривают новые тепловозы на заводах-изготовителях, а также в локомотивных депо России, Литвы и Казахстана, где они эксплуатируются и ремонтируются. Для нас закупка нового подвижного состава остро необходима, поскольку имелось немало происшествий по причине выхода из строя узлов и агрегатов тепловозов», – отмечает глава дирекции подвижного состава ЖДМ Алексей Китороагэ.

Сегодня Молдова задействована в проектах контейнерных поездов «Викинг» и «Зубр», поэтому от скорости и четкости работы ЖДМ зависит успех и украинской железной дороги

При этом руководство предприятия относится к соответствующим планам с известной долей осторожности. «Модернизация для нас – принципиальный вопрос, но не все сегодня нам «по зубам». Если затраты при внедрении европейских стандартов буду покрываться какими-то дотациями, к примеру, с гарантиями государства или международных финансовых структур, но это прогресс. А если ЖДМ должна на это заработать, то эти процессы придется строить по-своему, с компромиссами», – подчеркнул Андрей Домашкан. Видимо, для Европы это не стало неприятным сюрпризом, потому что в сентябре финансовые евроструктуры пообещали выделить соответствующие средства.

Так, Европейский банк реконструкции и развития предоставит 25 млн евро для софинансирования проекта по модернизации поездов и локомотивов, а Европейский инвестиционный банк направит еще 25 млн евро на восстановление инфраструктуры. Согласно презентованному молдавским Минтрансом плану модернизации ГП, ЖДМ будет разделена на отдельные предприятия, отвечающие за инфраструктуру, грузовые и пассажирские перевозки с современной системой управления.

Украинский интерес Получит ли свою пользу от реформы «соседа» украинская транспортная система? Наверное, лучшим ответом на этот вопрос станет мнение начальника администрации порта Рени, высказанное на недавнем форуме «Дунайская синергия» в Одессе. «Наш порт обслуживается «Железной дорогой Молдовы». Иначе к нам не попасть – и мы крайне заинтересованы в том, чтобы у наших молдавских коллег-железнодорожников все было успешно, чтобы они развивались и увеличивали свою пропускную способность, тем самым позволяя нам принимать большее количество грузов по объему и номенклатуре", – заявил Сергей Строя.

При этом сами молдавские коллеги говорят, что способны на большее. «Обеспечение международных перевозок, особенно в морские порты Украины, зависит не только от нас, но и от перерабатывающей способности портов. Мы не можем перерабатывать больше грузов, чем согласовано заранее, а при этом агентов, желающих отгружать свои грузы, – больше, чем возможностей в украинских портах. Мы выезжаем в Ренийский порт, встречаемся с руководителями Одесской железной дороги, станции Рени и элеваторов. При хороших погодных условиях и наличии судов в порту нам идут навстречу», – отмечает глава дирекции грузовых перевозок ГП «ЖДМ» Ион Запорожан.

Сегодня Молдова задействована в проектах контейнерных поездов «Викинг» и «Зубр», поэтому от скорости и четкости работы ЖДМ зависит успех не только украинской железной дороги, но и транспортных администраций Польши, Прибалтики, Беларуси и Болгарии. Еще одним свидетельством нового подхода стал тот факт, что Кишинев недавно, буквально в ноябре, сумел убедить Киев упросить процедуру взаимного пересечения границ друг друга транзитными поездами. Если говорить о сотрудничестве с сфере пассажирских перевозок, то стоит вспомнить, что именно ЖДМ является основным оператором направления Кишинев-Одесса, а в мае с.г. запустила на этом рейсе модернизированный поезд.

Конечно же, точек «международного» соприкосновения у Железной дороги Молдовы несколько больше. Достаточно сказать о станции Унгены, где колея-1520 переходит в евростандарт-1435 и стыкуется с железной дорогой Румынии. На станции работают парки для приема грузовых и пассажирских поездов форматов 1520 и 1435. К слову, недавно евроколея уже соединила порт Джурджулешты и румынский Галац: ЖДМ проложила необходимый 600-метровый участок путей.

Какой же будущее видит для себя молдавская железнодорожная администрация с учетом запланированной модернизации? Глава предприятия убежден, что в ближайшем будущем приоритеты сместятся в сторону скорости доставки груза или пассажира. Учитывая, что потенциальные клиенты ЖДМ – это агенты сектора В2В (business-to-business), предприятие намерено активнее привлекать партнеров, для которых молдавская железная дорога не является единственным способом логистики. «Снижение тарифов за счет будущей электрификации дороги даст возможность привлечь грузы, ранее перевозившиеся автотранспортом или другими железнодорожными администрациями», – заявляет Андрей Домашкан. Еще одним необходимым направлением работы он называет увеличение объема транзита и создание хабов для контейнерных перевозок.

Источник: cfts.org.ua (http://cfts.org.ua/articles/zheleznodorozhnaya_reforma_v_moldove_evromodernizatsiya_pod_bokom_ukrainy_497)

Метки: реформа; железная дорога; молдова