Odessa DailyМнения

Юрий Бирюков: Реформировать нынешнее Минобороны почти невозможно

Odessa Daily

10 декабря 2014 в 10:05
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Что сейчас происходит в армии, какие проблемы и чем занимается в Министерстве обороны команда волонтеров из группы "Феникса"

Юрий Бирюков: Реформировать нынешнее Минобороны почти невозможно

Советник президента Украины Юрий Бирюков рассказывает о саботажниках в Министерстве обороны, пьянстве среди солдат и посылает российскую армию вместе с требованиями Москвы возобновить финансирование оккупантов. Основатель волонтерской группы "Крылья Феникс" выглядит откровенно уставшим. Он признает, что шансы реформировать нынешнее МО - призрачны. Во всяком случае, быстро. В интервью ЛІГАБізнесІнформ он говорит, что не перестанет биться о стену.

- Вы стали советником президента в августе. Что удалось за это время сделать, кому помогли, где смогли улучшить ситуацию?

- Предыстория. Первый месяц я относился к новому статусу вроде "ух ты, корочку дали". В августе моя 79-я бригада вышла из окружения и мне было не до президента, при всем моем искреннем уважении. Надо было восстанавливать боеспособность бригады. И потом начала возникать потребность рассказать какие-то вещи президенту. И вот я начал боковыми маневрами пытаться организовать с ним встречу. А мне сказали: Юр, ну, ты, наверное, чего-то не понял. Ты советник президента. Ты не просто можешь раз в сто лет встретиться с ним на официальных мероприятиях. Ты должен с ним встречаться еженедельно.

И вот с тех пор резко все поменялось. Теперь я вижусь с ним даже не один раз в неделю, а больше. Основная моя задача - советовать. Он раз в месяц ставит глобальные задачи, которые надо в течение месяца прорабатывать. Мое дело докладывать ему о реальном состоянии дел в армии. Реальном. То есть, если кормят солдата говном, то мне не составило труда в лицах и фотографиях продемонстрировать, каким именно.


Фотографии после визита на одно из предприятий, которое делает тушенку для солдатских сухпайков

Президент читает мой Facebook ежедневно. Я сто процентов об этом знаю, потому что каждый раз на встрече с ним, когда я только начинаю анонсировать тему доклада, о котором я писал у себя в Facebook, президент меня останавливает и говорит: так я же читал. То есть мой Facebook он реально читает. И не только мой.

- Какова, кстати, была реакция президента по результатам инспекции на производство сухих пайков для солдат?

- Президент дал поручение. Сегодня весь сейф здесь в кабинете был засыпан коробками с разными вариантами. Рабочая группа заканчивает разработку всех вопросов по пайкам. В понедельник итоговый доклад будет представлен президенту. На основании этого доклада будет дано распоряжение Кабинету министров.

Люди у нас не понимают специфику. Конечно, хочется кормить солдат омарами и устрицами. Но мы обязаны не просто сказать: "Давайте кормить людей классно". Мы должны просчитать всю нагрузку на экономику. Нужно рассчитать в рамках следующего года, сколько нам надо будет дополнительно потратить сотен миллионов гривень на сухие пайки. Причем так, чтобы эти деньги не украли, как это делали раньше. И главное - где искать эти деньги.

Мне очень хочется, чтобы вся армия ходила в американских ботинках, жила в бесплатных квартирах, получала миллионы гривень заработной платы, ездила на новой технике и стреляла из новых автоматов. Но...

- Все-таки чем закончится конфликт по сухим пайкам? Что именно изменится и что должны есть солдаты в вашем представлении?

- Мы готовим предложения. Во-первых, это увеличение расходов на питание. Во-вторых, готовим предложения по недопущению воровства. В итоге эти два момента приведут к тому, что солдат будут кормить вкуснее. Нынешний сухой паек никто не разрабатывал. При его условной разработке единственное, что пытались соблюсти, это некий баланс жиров, белков, углеводов и калорийность. При этом во главу угла ставили калорийность, "догоняя" нормы сахаром. Мне когда один доказывал, что это нормально, я предложил ему тогда вообще не париться и глюкозой все заменить. Тупо глюкозу давать. И на ней калорий нагнать. А что? Вес меньше, транспортировка проще, заморачиваться не нужно.

Когда нынешние пайки делали, никто и близко не думал о витаминах. Если полгода жрать то, чем кормят армию, зубы у солдат начинают выпадать. Реально выпадают зубы. У нас сейчас начались массовые стоматологические заболевания, потому что солдат кормят без витаминов, однообразно, без соблюдения каких-либо норм и так далее. Более того, есть у нас заключение института о том, что нынешние сухпайки категорически запрещено есть более трех суток подряд. Категорически запрещено. А в боевых условиях позывной "Маршал" просидел в Донецком аэропорту 14 суток. Позывной Зуб, полковник Зубенко, просидел там 1,5 месяца. Полтора месяца он ел только этот сухпай, плюс крошки от волонтеров. Но доставить туда что-то от волонтеров нереально. Когда я привез туда два тортика - это был праздник для них. Потому что сидят они на дерьмовой тушенке, сделанной из непонятно чего. Для солдата обычное яблоко - счастье. Когда БТРы вскакивали в аэропорт, мы пытались отправить вместе с ними хотя бы какие-то фрукты.

- Возвращаясь к вопросу. Что вам еще удалось сделать?

- Удалось добиться четкого признания волонтерского движения со стороны государства - президента, правительства. Это удалось. Волонтерам стали реже ставить палки в колеса, хотя все равно продолжают это делать. Кроме того, делаем реформу системы вещевого обеспечения. Создается государственное предприятие, которое сейчас проходит последние этапы согласования. Появление этого предприятия в принципе изменит систему и правила игры по вопросам вещевого обеспечения.

- Как это отразится на солдате?

- Если нам удастся создать идеальную модель, то все будет так: солдат приходит в воинское подразделение на службу, докладывает заместителю по тылу свой размер головы, ноги, объем груди и так далее, после чего, вне зависимости от желания заместителя по тылу, запрос на комплект обмундирования уходит на центральный склад в электронной форме. Склад отгружает в натуральной форме. По истечению срока годности, если солдату, например, положено 12 пар носков на год, то через 365 дней на складе будет ждать новая коробка с 12 парами носков. Оформил кто-то заявку или нет - не имеет значения. Система все знает и без заявки.

- Кто мешает все это внедрять?

- Там все откровенно мешают. КПД отвратительно низкий. Большую часть времени мы занимаемся долбанием стены головой, потому что, имея абсолютную поддержку президента и министра обороны, мы имеем абсолютный саботаж во всем, что начинается ниже. Все, кто ниже министра обороны по должности - тотальный саботаж. Если некоторые заместители министра хотя бы не мешают, то со стороны других идет откровенное препятствование. На уровне директоров департаментов и ниже - саботаж откровенный.

- Этих людей убирают?

- А как ты их уберешь!? Попробуй его убрать, он сразу окажется на больничном. Может так больше полугода валяться. И ничего с ним нельзя сделать. Уволишь - восстановится через суд. КЗоТ запрещает. И пока что мы не можем найти решение этой проблемы. Приходится решать ее выдергиванием полномочий в альтернативные параллельные структуры. Реформировать само Министерство обороны на сегодняшний день представляется практически невозможным.

А если увольняем - как найти супер-классных и патриотических людей на 1750 грн ставки? Со всеми премиями и надбавками - 2500. Возьмите всех увольте, а потом наймите в десять раз меньше, но профессионалов - этот подход не срабатывает. Во многих департаментах нужны увеличения штатного состава - просто исходя из объемов задач. А денег...

Реформирование министерства пока представляется возможным только путем создания параллельных структур, которые начинают работать по нормальным правилам. На секундочку - все нормы нашего нового вещевого предприятия прописывает Ernst & Young. Бесплатно. Они будут писать все правила работы этого госпредприятия. Например, если нужно объявить тендер, то следует сделать вот это, вот это и вот это. Manual, руководство. И тендер прописывается так, чтобы украсть было невозможно. Казнокрады, конечно, найдут механизмы. В любой стране мира бюджет Минобороны - лакомый кусок для коррупции. Это громадные деньги и возможность в любую секунду все засекретить. Например, закупку шнурков. Засекретили шнурки и все - можно покупать, как хочешь. В 2012 году шнурки были куплены по 8 грн. В этом году у нас носки, которые я как волонтер покупал на Житомирской фабрике за 4 грн, армия купила за 8 грн. У той же фабрики. Те же носки.


- По сравнению с августом как изменилась ситуация в армии, можно ли сказать, что армия за это время стала сильнее - на уровне боевого потенциала, обеспечения?

- Конечно, лучше. Она с каждым днем становится лучше. А еще у нас с каждым днем все сильнее пьянство. Серьезно. Откровенное пьянство. Мы этих пьяниц называем аватары - потому что синие. Пьянство на передовой.

- С чем это связано?

- С мобилизованными. У нас изначально система мобилизации не была продумана, а отталкивалась от нормативных актов советских времен, все основано на патриотическом воспитании и так далее и тому подобное. Основа системы осталась, а всего остального уже нет. И вот мы взяли какого-то банковского служащего, который когда-то давным-давно служил. И отправили на передовую. На этом фоне с утра до вечера его прессингуют во всех СМИ, что генералы - козлы, все пропало, всех предали, всех убьют. Естественно, начинаешь бухать. Не без этого.

- В таком случае нужна ли еще одна мобилизация? И если да, то в чем должна быть ее специфика?

- Мобилизация нужна, но она должна быть другая. В каком виде (показывает папку документов, - ред.) - прописано здесь. Я пока не могу ее показать. Общая идея в том, что мы должны уделить больше внимания и потратить больше усилий на привлечение добровольцев, которые объективно сами хотят служить и защищать страну. Со своей стороны государство предоставит им все социальные льготы, статусы и гарантии, которые сейчас отдаются отказникам, не желающим служить. Они сидят сейчас где-то в Николаеве в пункте постоянной дислокации 79-й бригады и квасят. Вот это им нравится. А служить не хотят.

Когда в августе мне выдали для 79-й форму нового образца, то через три-четыре дня в Facebook меня забросали ссылками и сообщениями о том, что форма уже продается на базаре. "Ваш зам по тылу все украл". А это не зам по тылу украл. Это вот эти "аватары", получив форму, бегом понесли ее на рынок, продали и стали пить. И вот сейчас они бродят там по территории части в чем попало. Рассказывают, что они голые-босые. А волонтеры им туда в Николаев везут форму, вещи, все остальное.

- Известно общее число отказников?

- Известно. Но не могу сказать.

- Я общаюсь с 25-й десантной бригадой. Парни говорят, что минимум 15% не хотят возвращаться в АТО.

- Это им еще повезло. Думаю, что эта цифра занижена. Я с Таней Рычковой (днепропетровский волонтер, обеспечивающий 25 бригаду - ред.) говорил на эту тему. Там не 15% - больше.

- Что делать с этими людьми?

- В стройбат. Они даром не нужны. От них нужно каким-то образом освобождаться и брать на их место нормально мотивированных людей. У меня перед глазами живой пример - третий батальон 79-й бригады. Батальон укомплектован на добровольческой основе. Там 600 человек. Дезертиров, самовольно покинувших часть - что-то около восьми человек с августа. Мотивация. Они наоборот, просятся в АТО. Воевать хотят. Недовольны, что их не отправили в Донецкий аэропорт. Истерики мне устраивали.

- Что делать в тех случаях, когда претензии солдат касаются положенного отпуска в пару недель, а им предлагают два-три дня, а потом снова на войну?

- А некем менять. Скажем "спасибо" за это в том числе средствам массовой информации, которые навели тотальный кошмар на общество и бойцов. Я сам пишу объективную картину: да, есть проблемы с этим, этим и вот этим. Но я все-таки пишу о том, что мы стараемся сделать вот это, это и это. А если просто с утра до вечера кричать, что все пропало и количество отказников начнет увеличиваться, то - да, ротация будет три дня, потому что надо кем-то менять, но менять некем.

- Как этот вопрос решается?

- Я надеюсь, что все получится у Юры Стеця. Я абсолютно поддерживаю идею создания Министерства информационной политики. И не потому, что мы с Юрой хорошо знакомы. Просто мне действительно на уши не лезет, что мы в субботу выдаем 100 единиц техники в армию, а Украинская правда и Цензор пишут, что техника выдана в "79-ю бригаду Национальной гвардии". Я охренел. Я позвонил Бутусову (главный редактор Цензора, - ред.) и реально его матами обложил. Потом, конечно, перезвонил и извинился за излишнюю грубость. Но скриншоты оставил.

Пишется откровенная чушь. Другой пример. По 1+1 в ТСН лупят репортаж о том, что "на складах Министерства обороны" лежит 1,5 миллиона банок свиной тушенки. "В то время как солдаты на передовой голые, босые, голодные". Никто не задумывается, что у Минобороны складов вообще нет. В Украине есть склады в воинских частях в подчинении Генерального штаба. А тушенка лежала в государственном резерве.

- Тогда есть вопрос по поводу информации. Когда Министерство обороны прекратит работать исключительно в режиме "пишите запрос, а ответим мы вам через пару недель"? Нужны вменяемые люди, которые смогут быстро по телефону дать журналистам актуальный комментарий на заданную тему.

- Эти люди уже появились. Они начали работать с прошлой недели. Кроме того, один из лучших мировых военных журналистов дал согласие стать заместителем министра информационной политики по силовому блоку. Он уже встречался с министром, рассказывал и показывал концепцию военной журналистики. Мы вообще меняем подход. Если совсем уж в общих чертах, то у нас в каждой воинской части будет свой штатный журналист, который будет жить с солдатами, выдвигаться на передовую.

- В таком случае и министерство не понадобится.

- Юра подходит к вопросу создания своего ведомства не как министерства, а как агентства, которое будет формировать общую тенденцию создания информационных посылов.

- Может быть, тогда действительно стоило не министерство создавать, а агентство?

- Ну, какая разница. Я не знаю, почему его назвали министерством. Не знаю.

- Вы верите в официальные данные по потерям в армии?

- Верю абсолютно, потому что скрыть от меня, например, потери в 79-й бригаде невозможно технически. Почти всех бойцов хороню либо я лично, либо наши волонтеры. У нас расхождение идет только потому, что некоторые бойцы числятся пропавшими без вести. Это общемировая практика. Потому что действительно никто не знает, где они. Скорее всего, увы, они погибли. Но до тех пор, пока это не установлено нельзя объявлять их погибшими. Я знаю, что в развалинах Донецкого аэропорта осталось двое погибших. По одному из них мы предполагаем, что это наш боец 79-й бригады. По второму неизвестно. Тело под завалами и технически его невозможно извлечь.

- Сколько должны зарабатывать украинские солдаты? Сколько должны зарабатывать солдаты и офицеры в боевых подразделениях?

- Миллиард. Много. Больше, чем среднерыночная цена любого нормального специалиста. Но у нас объективно нет таких денег в стране. Сколько людей в стране получает белую зарплату целиком? Вот когда 100% работающего населения начнут получать белую зарплату, соответственно будут платить все налоги, у нас начнет наполнятся бюджет и мы начнем платить громадную зарплату нашим бюджетникам.

Мы все, вся страна поголовно участвовала в разрушении собственной армии. Каждый, кто получал и получает сейчас зарплату в конверте по-прежнему обворовывает армию. Вот и все. Но мы несомненно работаем над тем, чтобы солдатам стало немножко легче.

- Бронемашины Saxon для армии. Кто-то говорит, что они устаревшие. А кто-то считает, что подходят под наши условия и возможности. Как вы считаете?

- Я считаю, что бойцы 79-й бригады третьего батальона "Феникс" с удовольствием будут использовать эти машины, потому что у нас объективно в стране ничего, кроме БТР-70 не осталось. А конструкция БТР-70 и его нижнего десантного люка не позволяет в него залезть в бронежилете. Физически туда не залезть в бронежилете. А эти британские машины стоят небольших денег. При том, что капитальный ремонт одного БТР-70 обойдется нам порядка 500 тысяч грн (за одну британскую машину Украина заплатит около $51 тыс - ред.) При том, что в этот БТР-70, сколько бы ты его ни ремонтировал все равно в бронежилете не залезешь.

- О политике. Москва требует снять финансовые ограничения с оккупированных территорий Донбасса. Стоит ли это делать?

- Москва требует, чтобы мы ракету на Марс отправили. Завтра Москва потребует, чтобы мы облака покрасили в красный цвет. Какого хрена они лезут в наши внутренние дела? Пусть требуют.

- Вы допускаете подобный сценарий в рамках минских переговоров?

- Конечно. Но с условием: вывели на... свою армию с нашей территории. И тогда мы подумаем, чем нам дальше заниматься на своей земле. До тех пор, пока часть Донецкой и Луганской областей оккупирована регулярной армией Российской Федерации мы, естественно, туда деньги пересылать не будем. Мне очень искренне жаль пенсионеров, которые волею судеб остались на той территории. Но до тех пор, пока не будет гарантий, что деньги, которые перечисляются на пенсии, дойдут до рук конкретного пенсионера - извините.

- Как вы в целом оцениваете жизнеспособность власти террористов? Сколько они смогут просуществовать без финансирования Украины и когда отдельные бунты в Донбассе перерастут в настоящее восстание против военных и боевиков России?

- Не перерастут. В восстание не верю. Как бы там ни было плохо, территория контролируется вооруженными людьми. Я считаю, что когда призывают к восстанию там, морально эту идею поддерживают, люди немножко не отдупляют, что против пулемета бастовать очень сложно. Это собственно показал расстрел на Институтской. С деревянными или жестяными щитами и дубинками против автоматов Калашникова - такое восстание в принципе подавляется в течение одной минуты. Просто путем расстрела. На Институтской расстреляли множество людей, но власть отступала. Хотя могли пойти вперед и, поливая всех свинцом, зачистить Крещатик и Майдан за 15-20 минут. Слава Богу, что они не пошли вперед. В этом смысле у долбодятлов, оккупировавших часть Донбасса, тормозов моральных вообще никаких нет. Большая их часть вообще не из Украины. Пострелять украинцев для них в кайф.

Петр Шуклинов, ЛIГАБiзнесIнформ

Источник

Источник: news.liga.net

Метки: коррупция; волонтеры; армия; минобороны; Бирюков

Odessa Daily


Новости по теме

21.08.15 в 07:24 Волонтер Липириди: Днепропетровский военкомат отправил призывников в АТО без подготовки и снаряжения

18.06.15 в 08:03 Канадская диаспора требует побороть коррупцию в нашем Минобороны

07.01.15 в 08:29 Бирюков: Правый сектор отказался подчиняться Минобороны

06.01.15 в 12:33 «У Минобороны две проблемы: отсутствие инициативы и персональной ответственности»

06.01.15 в 10:26 Разогнать и набрать новых, - волонтер Нелли Стельмах о ломке коррупционной системы закупок в Минобороны и противодействии чиновников

21.08.14 в 09:26 Юрий Бутусов: Война логистики

10.07.14 в 12:14 Минобороны лишили инструмента борьбы с коррупцией - Тымчук

18.12.17 в 20:12 Минобороны не успевает использовать предусмотренные на развитие армии 10 млрд гривень – Гриценко

02.09.16 в 16:07 В Украине стремительно растет количество женщин-военнослужащих

26.07.16 в 14:23 С начала года контракт с ВСУ подписали 40 тысяч 800 военнослужащих, - Минобороны

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100