Odessa DailyНовости

«Я люблю вас, люди!»

Odessa Daily

7 августа 2018 в 22:11

«Природа скупа, и если она что-то и дает, то в последнюю очередь для развлечения. Картина для меня — это не более и не менее — метод познания»

«Я люблю вас, люди!»

ИЗЯ ШЛОСБЕРГ - известный художник. Родом из города Пинск (Белоруссия). Живет в США. Хотя изобразительное искусство является для автора первичным, тем не менее, он рассматривает все виды своего творчества, как единый комплекс, элементы которого дополняют друг друга. Это и инжиниринг (И. Шлосберг имеет более 30 авторских свидетельств), и музыка, и компьютерная графика, и, наконец, поэзия, сценарии и проза.  Более 500 работ художника находятся в частных коллекциях, галереях и музеях, включая Художественный музей Джейн Вурхес Зиммерли университета Ратгерс (The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum,  New Jersey), коллекцию советского неофициального искусства Нортона и Нэнси Додж (США), Центр искусств в  г. Гранада (Испания), Музей искусств «Центр Монарт» в г. Ашдод (Израиль)  и др. Его работы были представлены более чем в 70-ти выставках, аукционах в Белоруссии, Украине, России, Венгрии, Испании, Германии и США.

- Я держу в руках две ваши книги «Серая зона» и «Свет за спиной»  понимая, что этим я отличаюсь от большинства читателей данного интервью. Ваши книги можно найти в США, но их нет в Украине. Что ещё пропустил наш читатель? Какие книги (сборники) были выпущены в последние годы?

- Ничего не пропустил. Хотя на сегодня выпущено 7 книг, были публикации в сборниках и журналах, но года три назад моя литературная активность резко упала; из-за нехватки времени пришлось сосредоточиться на главном - живописи. Правда, иногда выпускаю своеобразные каталоги - мои картины со стихами наиболее интересных мне современных поэтов.

 -  В предисловии к сборнику рассказов «Серая зона» Вы написали: «Я пишу картины, а не иллюстрации для моей прозы. Я пишу прозу, а не пояснения к моим картинам. Но действуя совместно, они создают новую комплексную форму, поднимающую восприятие объекта на новый уровень». Вам не кажется, что это определенный вызов для ваших читателей? Что вы имели ввиду?

- Ни в коей мере не вызов, а приглашение участвовать в творческом процессе. Что имеется в виду? Скажем фильм - это определенный литературный материал, проиллюстрированный живыми визуальными образами. Проблема фильма в его разжеванности. Режиссер выбирает из романа только то, что соответствует его идее и подает зрителю так, как видит он. Поэтому мы часто слышим, что роман интересней, чем поставленный по нему фильм. Читательские ассоциации от прочитанного могут оказаться значительно богаче, чем фантазии самого продвинутого режиссера.

Мои живописные и литературные образы не догматичны. Я не навязываю зрителю свою точку зрения, я только задаю тему для дискуссии. Зритель-читатель сам додумывает связь, сам активно участвует в творческом процессе.

 - Давайте углубимся в вехи вашей биографии. Вы родились в СССР. Участвовали в создании группы «АртФакт» (вместе с Е.Кузнецовым, В.Сагановичем, С.Жилевичем, М.Пейсаховичем), в составе которой ваши работы выставлялись за пределами СССР. Что это были за работы? Как принимали выставки?

- Горбачевское время. Появилась свобода, которую в нашей провинции трактовали, кто как хотел - от анархии до ничего-не-поменялось. Женя кузнецов пришел с идеей организовать группу по аналогии с нонконформистами москвы. Витя саганович предложил удачное название. Главное правило объединения - демократия - твори все, что хочешь. Забавно, что на той выставке мой триптих "Жизнь дерева" убрали "за пропаганду сионизма", хотя никакой пропаганды там не было, а через 10 лет этот же триптих не хотели вешать в центральной балтиморской синагоге "за пропаганду христианства". Но, вероятно, раввины мудрее парторгов отдела культуры и триптих повесили. С группой «Артфакт» мы выставлялись в Бресте, Минске, городах Польши и Германии. После 2000 года группа возродилась, художники продолжают выставляться в Белоруссии и за ее пределами.

- В 1986 г. вместе с Ольгой Шендер вы создаете театрально-музыкальную группу. Вы можете рассказать об этом более подробно?

- Хотя на наших афишах было написано "театр", на самом деле, это скорее было театрально-музыкальное шоу. Мое участие - написание сценариев и музыкальная поддержка в составе группы «Фаэтон». Ольга Шендер к этому времени уже была примой городского театра, лауреатом и победителем множества общесоюзных и республиканских конкурсов, так что она была на передней "линии фронта", а я прятался за занавесом. Так что все лавры ей, а также директорам завода «Кузлитмаш». Театр не мог существовать без поддержки руководства завода «Кузлитмаш», субсидировавшего этот проект. В стране бывшей гегемонии пролетариата до сих пор принято ругать администрацию, обвиняя во всех смертных грехах. Тем не менее, без директоров завода Е. Склярова, Е. Гинзбурга и А. Сидоровича ничего бы не получилось... Уникальные умнющие люди и руководители. Я бы еще к ним добавил директора «Камертона» Н. Пась, за которым и сегодня пошел бы в огонь и воду.

- Вам было 44 года (1994 год), когда Вы уехали в США. Этот период многие называют «последней волной эмиграции» (после этой волны переезд граждан в США называют миграцией). Что стало побудительным мотивом к такому кардинальному изменению жизни?

- Честно признаюсь - за длинным долларом. Цинично, зато честно. На самом деле доллар оказался даже длиннее длинного рубля. А еще не хотелось, чтоб мои дети шли воевать во славу правительства. У меня слишком мирная семья.

- Ваша творческая жизнь в эмиграции складывалась более чем успешно. Персональные и групповые выставки в разных городах. В 2008 году Вы даже стали победителем на выставке-конкурсе «Artomatic» в городе Вашингтоне. Вы счастливы?

- Уточню: «Артоматик» - это выставка по типу биеннале или арт-экспо, но не конкурс. Но в конце выставки арт-банк Вашингтона (district of columbia) отобрал для оформления кабинетов правительства два десятка работ. Кстати, работа моего друга Гены Гурвича тоже попала в этот список, но мне повезло больше - мою купили.

Что касается счастья... Я был счастлив, только когда сердце уже работало, а мозг еще нет. Все остальное время пытаюсь доказать самому себе, что родители не зря произвели нас с сестрой на свет. При этом, должен признаться, что мне с сыновьями повезло больше, чем им.

 - Вы начали писать рассказы и использовать картины для реализации своих философских концепций. Что стало побудительным мотивом? 

- Любая форма творчества (не как ремесло, а именно творчество) - комплексная штука. Она не замыкается на одной форме. Поэтому Лермонтов писал маслом, а скульптор Сидур сочинял неплохие стихи, не говоря уже об универсалах Ренессанса. Мне не приходилось видеть статистику по этому вопросу, но уверен: благодаря тому, что творческое мышление вырабатывает целый ряд дополнительных "умений". У меня это выразилось в философии, в частности в попытке найти общие знаменатели между "умениями", в причине появления неутилитарных вещей (музыка, театр, живопись и т.д.) в нашем рациональном мире.

 - Вы говорили, что не только художник, но и зритель является участником творческого процесса. Зритель зачастую является образованней и умнее художника. Художник, благодаря интуиции, утонченному восприятию предлагает идею, которую зритель примеряет к себе, развивает и углубляет. Ваше мнение не изменилось? Тот ли сейчас читающий зритель во времена гаджетов?

- Мнение не изменилось, хотя сегодня даже воспитанники детских садов нажимают кнопки на компьютерах и телефонах. У детей не хватает времени на книги, музеи... Иногда ко мне приходят смотреть картины, словно отбыть наказание. Каждые пять минут молодые люди посылают сообщения своим друзьям, сложные полуподсознательные вещи для них как китайская грамота. С другой стороны, эволюция сама отбирает, что ей в будущем пригодится, а что нет. Печально, но, вероятно, живопись - как скажем, опера - станет отдушиной только для избранных.

 - Кроме прозы, Вы писали стихи. В начале 2000-х вместе с поэтами Юрием Брагинским, Барри Вершовым, Александром Габриэлем, Наталией Гройсман, Борисом Кокотовым, Еленой Максиной, Еленой Сосниной и Инной Ярославцевой Ваши стихи вошли в общий сборник. Почему Вы ушли из поэзии в прозу?

- Я пришел в поэзию из сценариев для КВН и шоу. Оказалось это не одно и то же. Надо было переучиваться. В поэзии нужно или жить или не тратить зря время. Правда, я иногда трачу время, но это совсем не то.

Все. Дожил. Водка с коркой хлеба,

А над лесом от крыльев тень:

Птица-горечь взмывает в небо,

И закат дожигает день.

 Я влюблялся не в самых лучших

 

Зря искал чистоту в золе,

Птица-верность пропала в тучах,

Уступая дорогу мгле.

 

Не носил ни корон, ни кружев,

Но себя предавал не раз,

Птица-Каин по небу кружит,

День последний совсем угас.

Между прочим, сборник "Одним файлом" тогда получился замечательный. Издавался под патронажем журнала "Чайка", который редактировал Г.Крочик. Каждый автор - яркая и самобытная личность. Мне вообще на друзей и соавторов в жизни повезло.

 - У вас много друзей?

- Друзей у меня много! Некоторых, я уверен, вы знаете лично и согласитесь - это замечательные, интересные люди с разнообразными талантами. Собственно основной принцип участия в нашем Shiva-club - это многогранность. Скажем тот же Петр Слуцкий - музыкант, исполнитель, бизнесмен, программист, актер. Или Леонид Степанов - телеведущий, актер, режиссер и поэт. Юлия Гавриленко - кандидат наук, авиатор и в тоже время замечательный писатель, с энциклопедическими знаниями в области зоологии. Саша Габриель - кандидат наук и поэт, которого знают все. Замечательный поэт Лена Соснина прекрасно поет и танцует... Я лучше остановлюсь с перечислением. Их у меня много, я их всех обожаю. Впрочем, еще одно имя. У вас в Одессе живет замечательный писатель-фантаст Владимир Яценко. Его рассказы визуальней, чем 3-d фильмы, а сценарии - вообще несравнимы.

  - В романе «Четыре всадника Апокалипсиса» (вошедшем в книгу «Хранитель») Вы предлагаете рассматривать не только сенсибельные и интеллигибельные способы познания (как у Платона – материальное и нематериальное), но, прежде всего, эмоциональные. Через что, по-вашему, это познается?

- Я уже касался этой темы в предыдущих ответах, когда говорил о причинах появления творческого в сознании. В природе ничего не создается зря. Если появились эмоции, значит, следует искать их рациональное применение. Например, средство общения с теми, с кем пока диалог невозможен.

И еще, пожалуй. Добавлю еретическую мысль, что человечество узурпировало право судить. Человек себя считает самым умным только потому, что не хочет слышать голоса оппонентов - природы, мира вокруг. Наш предок взял в руки палку (топор, автомат, лазерное спутниковое оружие) и мы стали самым агрессивным явлением на планете. А ведь агрессивный не значит разумный.

 - В предисловии к сборнику «Свет за спиной» Вы написали, что «любовь – это то, что движет вас в вашем творчестве». И закончили это посвящение четырьмя словами «Я люблю вас, люди!». Как бы Вы сегодня завершили наше с вами интервью?

- "Я люблю вас, люди" – пожалуй, это самое умное, что я изрек в своей жизни.

 

Полезное:

Журнал Гостиная: http://gostinaya.net/?page_id=11833

Рассказы и картины: http://artfact.net/izya/bellart/storyf.html

 

Материал подготовила Ирина Аверина

Все фото сделаны в мастерской художника - автор фото Ирина Аверина

 

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100