Odessa DailyНовости

В порту Черноморска впервые в Украине хотят передать в концессию терминал

Odessa Daily

16 февраля 2017 в 15:15

Государственное предприятие «Морской торговый порт «Черноморск» начало подготовку к передаче целостного имущественного комплекса терминала №5 (железнодорожно-паромного комплекса) в концессию.

В порту Черноморска впервые в Украине хотят передать в концессию терминал

Об этом корреспонденту Украинской Службы Информации рассказала глава пресс-службы ГП «МТП «Черноморск» Наталья Каптусарова.

В порт приезжала комиссия из Министерства для обсуждения этой темы. Пока что нет концессионеров, они только начинают готовить документы. Это не аренда. Там есть долевое участие в развитии. У нас никогда терминалы не сдавались, у нас как есть пять терминалов, так и остаются. На самом деле в Законе «О морских портах Украины» и концепции развития морской отрасли предусмотрено, что госпредприятия должны уйти, т.е. убрать государственную монополию, и на их место должны прийти частные стивидорные компании. Есть аренда, есть совместная деятельность, а есть – концессия, которая еще не практиковалась в портах Украины, – рассказала Наталья Каптусарова.

Сейчас в порту изучают возможности заключить договор концессии. Визит в порт представителей Министерства инфраструктуры во главе с начальником Проектного офиса по вопросам государственно-частного партнерства в инфраструктуре Юрием Гусевым стал первым шагом на пути к нововведениям. В рамках делового визита также были вопросы запуска паромов, прежде переданных ПАО «Укрзалізниця». Были обговорены также юридические стороны будущего концессионного проекта.

Теперь, согласно плану подготовки, соответствующей стартовой документации согласно приказу МИУ следует в месячный срок провести инвентаризацию имущества и составить перечень производственных объектов, которые потенциально должны быть задействованы в концессии. Перед началом процедуры должны также подготовить предложения относительно земельных участков, которые необходимы для проведения концессионной деятельности, и условий концессионного конкурса.

В свою очередь начальник терминала №5 Павел Скворцов сообщил корреспонденту УСИ, что работники терминала не занимаются подготовкой к процедуре.

Этим занимаются уполномоченные люди в управлении порта. Был приказ о проведении инвентаризации. Мы больше ничего не знали, пока не появилась публикация на сайте порта, – отметил он.

Эксперт в портовой сфере, глава регионального представительства НДО «Содействие развитию водного транспорта Украины» Алексей Мусатов рассказал корреспонденту УСИ, что порт Черноморска планирует сдать в концессию терминал компании «Hachigen Ushouda» – крупному портовому оператору.

фото: Алексей Мусатов

То, как этот все планируется сделать, наводит на определенные мысли. Терминал – это определенная территория, а не только причальная стенка. Когда проектируются порты – они проектируются с запасом во времени на развитие. То есть у каждой причальной стенки есть тыловые территории, которые уже освоены: там стоят какие-то склады и т.д., и есть пустые территории для того, чтобы порт развивался. Так вот на этом терминале, который планируют передавать в концессию, почему-то мировой оператор берет только узкую полоску. Берется не целиком вся эта площадь, соответственно платежи будут насчитываться не со всей площади, а с того, что уже построено. К чему это приведет? Во-первых, это показывает намерения. О каких инвестициях может идти речь, если не берется земля, на которой можно строить? Второй вопрос – это то, что в концессию берется около 25% всей территории терминала. Оставшаяся земля – уже никогда и ни кем не будет использована. Это мертвая земля и большая потеря для государства, – подчеркнул портовый эксперт.

Он объяснил, что когда иностранный оператор берет в концессию часть терминала, то выхода к воде уже не будет. А оставшееся место уже никому не будет нужно. За него никогда не заплатят деньги потенциальные инвесторы. Алексей Мусатов также рассказал о принципах нововведения, а именно – передаче имущества в концессию.

Существует несколько форм партнерства государства и частного бизнеса. При переходе в Украине на рыночную экономику, в портах вначале ввели совместную деятельность. Создавались совместные предприятия государственные совместно с какими-то компаниями. Это приносило ощутимый доход и государству. и инвестору, который вкладывал свои деньги. Начиная где-то с 2004 года перешли на договора аренды, отказавшись от совместной деятельности. Примерно за 10 лет государственное имущество, переданное в аренду, было настолько самортизировано и обесценено, что сейчас арендные платежи составляют копейки. Я могу привести простой пример, произошедший в 2013 году в Одесском порту. СБУ изъяла все документы и проверяла, что приносит аренда государству, т.к. в порту все причальные мощности сданы в аренду. Вывод такой, что наносится ущерб ежегодно до полумиллиарда гривен. Если бы весь груз, который идет через Одесский порт через частных операторов, которые платят арендные платежи, сократился до 20% от существующего, но это переваливал бы государственный порт, то это было бы намного выгоднее Украине, – рассказал эксперт

Алексей Мусатов отметил, что концессия – это новый виток в развитии портовой отрасли в Украине.

Сложно представить, что это будет. Несмотря на то, что Закон Украины «О концессии» действует с 2011 года, в Украине в портовой отрасли не был передан в концессию ни один объект. Сейчас также пишется закон для Украины за деньги МВФ иностранной компанией относительно концессии. Что там будет написано, какие формулы и расчеты – сложно сказать, но основная проблема, что в расчетах концессии, что в расчетах аренды, заключается в следующем: есть материальные активы, а есть нематериальные активы. Так вот, за границей все эти расчеты учитывают нематериальные активы, это прибыль, которую предприятие получает на сегодняшний день. Если, например, у меня есть оборудование на тысячу гривен, но это оборудование за год приносит еще 2 тысячи гривен. За границей считают так: 2 тысячи гривен мы должны получить, плюс доплата в виде самого заработка от передачи имущества, а в Украине считают по-другому. О тех 2 тысячах они забывают, берут сколько стоит оборудование – 1 тысяча и из этого ведут расчет платежей. Никто не учитывает экономический эффект, – объяснил эксперт портовой сферы.

Источник: usionline.com

Метки: Теги; концессия; терминал

Odessa Daily


Новости по теме

13.10.18 в 18:55 Запрошуємо НУО та експертів до участі в підготовці Альтернативної доповіді щодо стану дотримання Конвенції з прав дитини в Україні

25.09.18 в 08:52 В Одессе и Одесской области МВД ужесточит присутствие своих подразделений

01.08.18 в 21:15 Коррупционная война вокруг «9» маршрута, или как люстрация с коррупцией дружат

27.07.18 в 14:12 Ритуальные пляски вокруг приватизации в Одесской области

12.03.18 в 17:34 Умер Олег Табаков

01.03.18 в 15:51 Гордон обратился к Авакову и Князеву в связи с угрозами националистов сорвать его творческий вечер во Львове и применить оружие

22.01.18 в 19:28 «Акция против неукраинского духа»: когда в Украине начнут сжигать книги?

16.01.18 в 12:52 Как две гривны «закрыли» проблему

02.12.17 в 17:00 Маск анонсировал первый запуск новой ракеты тяжелого класса

29.11.17 в 17:08 АРМА под прицелом? На людей Петренко в Нацагенстве начата охота

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100