Odessa DailyНовости

Театр должен оставаться театром

Odessa Daily

20 июля 2018 в 08:04

Интервью с режиссером Натальей Прокопенко

Театр должен оставаться театром

- Наталья Юрьевна, вы – известный театральный режиссер, ваши постановки любят зрители. Все театралы в Одессе знают «Театр Натальи Прокопенко» (прим. ред. театр основан 22 марта 2005 года). И вдруг – новый формат – «Открытые читки» в ТЮЗе пьес современных украинских драматургов для зрителей и еще с такими жёсткими условиями: три репетиции и показ. Не страшно было погружаться в эту стремительную реку?

- Знаете, не страшно. Хотя я неожиданно попала на «Открытые читки» в Театр юного зрителя. Так совпало, что в январе в театре были запланированы читки пьес Олега Михайлова. Мне же, после знакомства с пьесами этого драматурга, было очень просто согласиться, потому что один спектакль по его тексту уже был поставлен и весьма успешно. Кураторы проекта его видели, им понравилась моя работа. Это был моноспектакль «Подлинная история фрекен Хильдур Бок». И тут – такая великолепная возможность! Поэтому у меня не было необходимости принимать «мощное решение». Наоборот, когда я пришла на репетицию «Клятвенных дев», мне вдруг показалось, что я попала в рай!

- Вы сами выбрали пьесу «Клятвенные девы»?

- Да, по условиям «Открытых читок», режиссер подбирает пьесу самостоятельно. Было приятно, что в Одессу на читки приехал сам драматург, и мы могли пообщаться с Олегом Михайловым лично. Он мог услышать свой текст в исполнении актеров. Это было так здорово! Мы получили хорошие отзывы наших театральных критиков. Ведь читка - это особый театральный формат, который представляет, прежде всего, сам текст. Конечно, есть режиссерские ходы и решения. Но главное - драматург.

- Ваша читка запомнилась костюмами, особыми режиссерскими находками.

- Спасибо, мы очень старались донести до зрителей фабулу максимально точно и интересно. Зритель не должен скучать и отвлекаться ни на секунду. И, представьте, всё делается за три репетиции! Максимальная концентрация, когда  актёр слушает, слышит, берёт задачу и держит её! Это - просто чудесно, и это - самое лучшее воспоминание о первой читке. И я бы очень хотела, чтобы был такой спектакль в театре на большой сцене. Потому что в этой читке «Клятвенных дев»  с участием актрис Одесского театра юного зрителя и Надежды Марченко мне показалось что-то такое глубокое-глубокое… И теперь хочется в это глубокое просто занырнуть!

- Прошло полгода, и вот – новые читки. Но уже совсем другой текст, далекий от современной драматургии. Пьеса «Васса Железнова» написана в 1910 году. Материал   классический, тяжелый, трагический, можно сказать, неподъемный. Как вы решились на этот эксперимент?

- Это всё возникло внезапно. Поработать с пьесой мне предложила куратор «Открытых читок» Ирина Аверина. Но, в данном случае, потребность в этом материале родилась изнутри, в труппе театра. Заслуженная артистка Украины Валентина Юрьевна Губская стала инициатором этой читки. Мы вместе долго думали, читали, обсуждали и пришли к выводу, что текст сейчас звучит актуальнее, чем когда-то бы то ни было!

- Но как воспримут это зрители?

- Знаете, самое интересное в «Открытых читках» для меня как режиссера - это обсуждение увиденного и услышанного. Именно во время таких обсуждений стали задавать вопросы, почему мы читаем только современные пьесы? Зрители говорили: «Так мы же видим это каждый день! Нам это теперь и в театре смотреть? Нам нужны другие планы, мы хотим глубины, чтобы просматривались причинно-следственные связи и метафоры, которые нужно разрешать, разгадывать…» Понимаете?

- То есть, вы хотите сказать, что это посыл зрительного зала?

- Да, именно! Прошло время таких пьес. Пусть меня простят чудесные авторы, я люблю с ними работать. Но мелькнула такая мысль: есть современные авторы, например, американские, как Дон Нигро. Он только недавно зашел на наше театральное пространство, но его уже активно ставят. Может быть, взять что-то из его пьес в работу, или, может быть, коснуться классики? Возникла Валентина Юрьевна Губская, которая готова сейчас играть Вассу – это её мечта, и я вдруг подумала: я тоже когда-то была в «Вассе»… И я успела это сказать вслух (смеётся). Вот так это всё и получилась!

- Тогда вернемся к «Вассе» и Максиму Горькому. Ведь он не единожды бывал в нашем славном городе. Его одесские впечатления легли в основу многих рассказов. Его неоднократно звали переехать в Одессу жить, и он даже сотрудничал с различными изданиями. К началу 30-х годов ХХ века в Одессе уже были и улица Горького, и библиотека Горького, и кинотеатр Горького. Еще в 1905 году здесь была поставлена пьеса «Дачники», а позже - на сцене Украинского театра спектакли «Егор Булычев» и «Васса Железнова». В Русском же театре - «На дне», «Дети солнца».

- Поэтому я стала читать его пьесу заново и взялась за эту работу. Но тут важно сказать: сам формат «Открытых читок» в Одесском ТЮЗе переходит сейчас на другой уровень, расширяет свои возможности. Вы знаете, что весь театральный сезон был посвящен современной драматургии. Но есть же очень много пьес, которые театру сейчас сложно ставить из ограниченности финансирования. И есть планы, их много. И есть актеры Одесского театра юного зрителя, они – великолепны, поверьте мне! Они играют репертуар их формата, а тут – такая блестящая возможность прикоснуться к классике. Я думаю, что это - ситуативный театр. Нужно играть ситуации, избегая деталей, погружения в быт, погружения в атмосферу, в автора – в Горького. Нужно показывать конфликт ситуации. Меня это – очень увлекло! Этот текст, который находится под текстом автора – это просто здорово!

- И всё же, для какого зрителя будет «Васса Железнова» в 2018 году?

- Когда я стала читать текст, у меня появилось такое странное чувство, что эта пьеса – настолько «о дне сегодняшнем». Мы никак не можем осознать, что водораздел между «нами» и «ними» уже произошел. Есть те, кто живёт за чертой бедности, и те, кто живёт по своим правилам в своем богатстве. Это капиталистический строй с признаками рабства… Может быть, им не мешало бы об этом задуматься? В ситуации, которую мы видим, выросло новое поколение людей, которые не знают слово «нет». Общаются с помощью гаджетов и современных технологий - оцифрованное поколение. Но внутри их семей (кланов) происходят такие же процессы, как и сто лет назад. Ведь сам Максим Горький написала, что это пьеса о матери. И мне показалась в этом актуальность «Вассы».

- Есть то, что остается незыблемым. 

- Знаете, недавно на занятии я сказала: «Дети, справедливости не существует!».Нужно знать, с кем ты живешь, где ты живешь, как ты будешь себя вести, когда тебе нужно будет выбрать… И я думаю, что эта пьеса - актуальна. Подростки прекрасно все поймут! Они понимают это противостояние! Поэтому - приходите 28 июля в 15.00! Приходите, если вам интересен театр! Очень непростая ситуация сейчас в городе в театрах. Всевозможные попытки модернизации уйдут в прошлое. Если ты хочешь сделать что-то другое – назови это по-другому. Театр должен оставаться театром. И держаться на драматургии. Театр – это профессия. Когда ты делаешь хорошо, зритель придет!

 

«Он вдаль смотрел, припоминал, быть может,

Свой тяжкий труд на берегу морском,

Распутицу в одесском бездорожье,

Скитания по селам босиком,

Чадящий каганец в ночлежном доме,

Что потолок весь гарью заволок,

На жесткой наре горсть сырой соломы

И ночь без сна под пьяный говорок».

Георгий Захаров

Автор интервью: Ирина Гурьева

 

Фото: Ирина Аверина

1. Репетиция «Клятвенных дев», в кадре – актеры Одесского ТЮЗа и директор-худрук театра Оксана Бурлай-Питерова

2. Репетиция «Вассы Железновой»

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100