Odessa DailyАфиша Одессы

Сюрпризы церемонии Закрытия

Ирина Лобусова

28 июля 2016 в 12:06

Праздничного закрытия в Оперном театре ждали с тем же ажиотажем и нетерпением, как и открытия. Правда, немного больше.

Сюрпризы церемонии Закрытия

В этом году закрытие обещало сюрпризы- а потому обсуждение безвкусных нарядов на красной дорожке даже отступило на второй план. Интрига сохранялась до последнего. И единственной темой разговоров в фойе до начала церемонии за бокалом холодного шампанского стал только фильм, будущий фильм- победитель, о котором никто ничего не знал.

Причем никто ничего не знал- в хорошем смысле слова, а не в том, что можно подумать. Приведу пример. В прошлые годы фильм- лидер так четко отличался от всех остальных, что практически никто не сомневался в победителе. Так давно лидерство профессиональная журналистская и кино публика сразу определила в фильме «Географ глобус пропил». Когда все посмотрели фильм «Мотивации ноль», победитель был четко ясен и определен, едва на экране погасли титры этого фильма. Кстати сказать, фильм «Мотивации ноль» был лидером такой силы и мощи, что до сих пор не доводилось видеть ничего подобного. А в прошлом году фаворитом, бесспорно, был «Мустанг».

В этом году всё было не так. Среди конкурсной программы было несколько равных фильмов ( не сильных, а равных, все они были равны в полном отсутствии харизмы и лидерства), которые можно было бы определить в качестве победителя. Но четкой определенности не было.

 А потому интрига сохранялась до последнего, став общей темой разговоров всех, кто ждал начала церемонии. Исключительно красивой и немного  грустной церемонии- грустной потому, что 7- ой ОМКФ ушел в прошлое.

Надо сказать, что с победителем в национальной премии- украинским фильмом, все определились как- то быстрее. Было ясно, что победит «Гнездо горлицы». Несмотря на некую противоречивость сюжета и подходов к изображению образа украинской женщины, фильм понравился практически всем.

Было ясно: в Украине сняли хорошее, достойное кино, которое действительно заслуживает наград. В отличие от разрекламированного фильма «Моя бабушка Фанни Каплан», который наград вообще не заслуживал. И просто каким- то фарсом стало вручение режиссеру Слабошпицкому приз за лучшую актерскую роль. Приз моментально претворил раздутого рекламой режиссера на мало приятный статус « к каждой бочке затычка».

Фильм «Гнездо горлицы», к счастью,  не получил такого статуса, а заработал вполне заслуженную награду.

Лучшим фильмом был назван «Незаконные» ( «Нелегитимные»)- фильм с очень сомнительным сюжетом ( об инцесте), темой, достаточно сложной для восприятия, и еще более сложной для фильма. А потому «психоделическое» кино о романе брата с сестрой практически всех оставило равнодушными.

И, наконец зрители церемонии закрытия получили возможность первыми стать свидетелями того, как разрешилась интрига. Фильмом, получившим Гран- при фестиваля, стал фильм из Великобритании «Кто горит, горит, горит».

Многие называли этот фильм фаворитом на победу. И я знаю людей, которые во время голосования ставили этому фильму 5, высшую оценку. Сложный, тонкий сюжет- группа друзей совершает путешествие, чтобы развеять прах кремированного друга в тех местах, в которых он завещал.

В этом фильме есть и юмор, и философия, и немного сюра, и тонкая комичность на фоне грустных психологических причин.

Сюжет не нов. Тема урны с прахом любимого, дорогого человека, хранимого тем, кто любил его при жизни, а затем выполнение завещания- известная тема множества романов, фильмов и реальной жизни, в которой она проявляется не раз. Но…

Для меня главным определением многих фильмов, которые были представлены на фестивале, стало мое личное определение «фильмы вторичных сюжетов». Сюжетов, которые  громко прозвучали у других авторов, и поэтому вряд ли стоило к ним возвращаться.

И тема урны с прахом дорогого существа, которое надо развеять в определенном месте, лично для меня лучше и сильнее всех прозвучала в романе Харуки Мураками «К югу от границы, на запад от солнца». В этом романе тема прозвучала так ( героиня романа- мать, совершающая такое путешествие, чтобы развеять прах своего ребенка), что я просто не воспринимаю ее в другом изложении. Для меня это как симфония Моцарта и мелодия, услышанная  возле Привоза.

А потому фильм лично для меня показался достаточно сомнительным- впрочем, нельзя, конечно, не признать существующие в нем достоинства. Но достоинства- на уровне кино, снятого учеником в школе, а не победителя крупного кинофестиваля. В любом случае: этот фильм был не плохим, но он не был лидером. Уж конечно, не был таким лидером как «Мотивации ноль» или «Мустанг».

Объявление победителя стало не последним сюрпризом вечера. Следом за вручением призов гостей вечера ожидало кино. Американский фильм «План Мегги», вполне заслуживающий, чтобы сказать о нем несколько слов. Настолько же оригинальный, как и фильм открытия ( подбор таких оригинальных, не стандартных и интересных фильмов- это большой плюс организаторам, которые вот уже не первый год отлично справляются со своей задачей).

На представлении было сказано, что этот фильм Бекки Миллер является женским голосом в кино. А основа фильма пролегает в основах американской культуры.

После просмотра фильма могу сказать одно ( это опять- таки мое субъективное мнение). Если американская культура такая- я ее ни за что не хочу.

Для меня этот фильм стал….нечистоплотным.  В том смысле, что ( опять- таки с моей точки зрения) такие понятия как самоуважение, собственное достоинство не могут быть превращены в пустой звук.

После просмотра фильма хотелось кричать в голос: ну неужели у людей все больше и больше исчезают такие чувства, как собственное  достоинство, понимание собственной личности, да элементарное уважение к себе? Где, в каком переломе жизненного пути они размениваются, превращаются в ноль и перетираются в порошок? И почему нет элементарных культурных традиций- не привиты родителями, не заложены с детства? Словом, один большой вопрос.  Не стандартная ситуация фильма стала слишком уж… не стандартной. Вызывающая элементарное чувство отвращения, как при виде чего- то нечистоплотного, противного, мерзкого… Того, что никогда не может произойти с тобой.

Но, в любом случае, выбор этого фильма был достаточно интересен. И зрители отдали должное выбору, с удовольствием досмотрев до конца.

До самого приема закрытия в Пале- Рояле, который был еще более красивым, чем прием открытия. Чего только стоили золотые блестки в воздухе!

На фоне людей, красиво одетых в костюмы и вечерние платья, вспомнилась церемония, которая была проведена накануне в театре Музкомедии, то бишь в Фестивальном дворце. Церемония награждения национальной премии.  В Пале- Рояле одна моя знакомая сказала так:  «Как прекрасно видеть женщин в вечерних нарядах, на каблуках! Все такие красивые! Нет ничего  прекраснее женщины в вечернем наряде и на каблуках. Неужели это когда- то уйдет?».

На фоне этих слов страшно вспомнились молодежные участники награждения накануне, выползающие на сцену в шортах, майках, шлепанцах с пляжа. Вопрос к организаторам: неужели так сложно для номинантов тоже ввести дресс- код?

Дело совсем не в молодости и в пляжной тусовке ( конечно, если студенты приехали только на пляж, тогда другой вопрос). Каждый из этих студентов вуза им. Карпенко- Карого смотрелся ( и смотрелась) как живая иллюстрации к народной акции, которая сейчас  набирает обороты в социальных сетях- акция о том, как остановить приехавших в Одессу хамов.  Это акция против тех, кто в шортах и шлепанцах приходит в театр, кто едет в купальнике в общественном транспорте и кто босяком, в купальнике, заходит в супермаркет. Против тех, кто гадит на пляже и в городе, и тыкает незнакомым людям. Против тех, кто не умеет себя вести.

И, наверное, против тех, кто в шлепанцах и шортах получает награду крупного кинофестиваля. У таких нет элементарного уважения ни к кинофестивалю, ни к самому себе. И дело вовсе не в молодости. Культура либо есть с ранних лет ( родители должны воспитывать), либо ее нет никогда.

С детских, ранних лет необходимо этому необходимо учить. Смешно ехать с палаткой к морю в вечернем платье и босоножках на шпильках.  Но еще более смешно и отвратительно получать награду фестиваля в шортах, шлепанцах и пляжной майке. Возраст здесь вообще ни при чем.

Если культуры нет в молодости, то ее подавно не будет и в старости. Как в популярном анекдоте: если в молодости человек придурок, то в старости это будет старый придурок. И не изменится ничего.

А менять необходимо. Хотя бы потому, что фестиваль уже занял свое определенное место и с достоинством звучит зарубежом. Он известен в мире. На него подают заявки из множество стран с разных континентов. И дальше он будет только расти.

С каждым годом даря не только радость от хорошего кино, но и высокую культуру, которая должна быть свойственна успешной нации, чей голос слышен и уважаем в мировом сообществе- так, как уже и слышен, и уважаем голос Одесского Международного кинофестиваля.

Автор: Ирина Лобусова

Фото пресс- службы фестиваля

Метки: омкф; фильм закрытия; церемония награждения

Ирина Лобусова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100