Odessa DailyНовости

Шестые Открытые читки пьес. Павло Арье. Откровения и открытия

Odessa Daily

29 апреля 2018 в 21:26

Открытые читки – как лотерея. Слишком все быстро, даже стремительно, и нет возможности сделать передышку, увидеть драматургический материал свежими глазами. Да и сами принципиальные условия проведения Открытых читок, не дающие режиссеру возможности «развернуться» - это в какой-то степени издевательство над нежной режиссерской натурой. Но в этом – и огромный плюс. Это возможность услышать голос драматурга – без сценических приемов и концепций режиссера.

Автор, пьесы которого нам предстояло читать 28 апреля – Павло Арье. Автор искренний, неоднозначный, умеющий выписывать образы героев так, что достаточно одной фразы, и и зритель может всю биографию героя рассказать. Автор, сумевший попасть в быструю реку современной драматургии, и при этом Арье остался самим собой. Не теряя своего лица.

«Цвета». Первая читка. Молодой режиссер Кристина Коляса, в читках участвовала впервые. Для первого раза – очень хорошо. Уверенно и аккуратно Кристина проводила репетиции. Даже срочная замена актрисы не сбила режиссера с выбранного ей пути.

Очень раскрылись некоторые актрисы. И было видно, как им интересно произносить текст, они в нем буквально купались.

Текст - очень выверенный, для каждой героини. Или, если так можно сказать, для каждого возраста героини. В ходе обсуждения прозвучала фраза, что вообще можно было бы играть это как моноспектакль. Да, наверное, можно.

Интересно было наблюдать, как поначалу разобщенные героини постепенно становятся все ближе и ближе друг другу. Как постепенно становятся единым целым непримиримые ранее героини. Как меняется их речь. Как становятся мягче высказывания.

И еще – это очень музыкальная пьеса. Не только потому, что периодически звучит танго.

Реплики звучат очень мелодично – надо только услышать их музыку.

Единственное, к чему хотелось бы придраться: актрисы были выбраны безошибочно с точки зрения типажа и амплуа. Мне кажется, эти чудесные актрисы могут гораздо больше. Они могут быть разными. Они могут играть разное. И на сопротивлении образу могут дать очень интересный результат. Но вчера – были только Читки, поэтому оставим эту мою мечту для того времени - если и когда – будет поставлена пьеса. Это у меня после каждых почти Читок такие мысли появляются – поставить, не дать пропасть режиссерским и актерским наработкам… Спасибо вам, Алена Нагаева, Надежда Машукова, Ляна Карева, Ольга Саяпина, Ирина Желяева и Кристина Коляса.

«В начале и в конце времен». Вторая читка. Режиссер читки – Артём Погосян. Погосян - опытный режиссер Читок, он с азартом погружается в пьесы и очень серьезно к ним относится. 

Минут десять перерыва, и мы окунулись в совершенно другую историю – жизнь Полесья после Чернобыльской аварии. Павел Арье рассказывал в интервью, что был в Зоне аварии всего два дня. И оба дня были наполнены погружением в жизнь природы после взрыва атомного реактора. Людей там почти нет, и природа берет свое. Появляется – или возвращается – мистика, которой наполнен был Полесский мир. Русалки, мавки, говорящие сомы, светящиеся грибы – что здесь правда, что вымысел – знает только тот, кто там живет…

Великолепная пьеса. Многослойная, многосмысловая. Реальность – жесткая и жестокая – переплетается с фантастикой – где все так, как должно быть в нормальном счастливом, красивом мире, как в сказке. Очень яркие речевые характеристики персонажей. Неожиданные ситуации и неожиданный финал.

Центральный персонаж этой двухактной пьесы – Баба Фрося. Сколько ей лет? Можно высчитать, конечно. Но она – как вечная бессмертная ведунья из сказок, душа и плоть Полесья. Очень удачное попадание в образ получилось у Оксаны Бурлай-Питеровой. Очень интересная попытка прикоснуться к образу Фроси, почувствовать ее и почувствовать далее в себе новые силы, возможность влиять на ситуацию, предвидеть ее – у бабы Фроси можно многому научиться.

Актерский состав был подобран очень уместно – очень многое смог сделать Михаил Иванов в роли участкового, точен Игорь Волосовский в роли Отца, метущегося по жизни, узнаваема на сто процентов Слава, дочь Фроси, в чтении Виктории Алексеевой, старателен в своей роли Илья Шульга, первый раз принимающий участие в Открытых читках, потому что только недавно поступил на работу в ТЮЗ. Эпизодические персонажи, которые были прочитаны Ольгой Саяпиной и Арёмом Погосяном – просто блеск!

Финал – страшный и светлый – примирил всех героев пьесы.

Если бы вы слышали, как бурно обсуждал зал эти две пьесы! Сколько версий прозвучало – почему и зачем. Сколько концепций постановки! Зрители у нас почти постоянные – быстро вошли во вкус. И мы ими гордимся – нашими зрителями. Спасибо им за верность и постоянство.

Самое главное в этих читках – прикосновение к великой драматургии. Даже если театр не поставит пьесы Арье, хотя хотелось бы. Но актеры имеют возможность попробовать на вкус разнообразную драматургию, расширяется профессиональный кругозор, растет мастерство. И Открытые читки становятся новым жанром в театральном искусстве. Читки позволят зрителю увидеть и услышать то, что театр – по разным причинам – вряд ли сможет поставить. И меня очень притягивает в этих читках то, что это искусство одного вечера – здесь и сейчас, и больше никогда, и этого автора, возможно, больше не будет в программе, потому что уже подпирают новые авторы, их много, и есть возможность выбрать самое актуальное и яркое. Самое живое.

Жду следующих читок, хотя только вчера уставшая и эмоционально переполненная пришла с читок пьес Павла Арье. Театр – это такое дело, затягивает)) – и открывающее врата…