Odessa DailyАфиша Одессы

Сериалы как зеркало мира

Ирина Лобусова

1 августа 2016 в 14:11

Прошедший фестиваль был ярким, насыщенным, и оставил очень много незабываемых впечатлений. Но об одном мне хотелось бы сказать особо- о том новом, что появилось в этом году. О том новом, что действительно заслуживает внимания.

Сериалы как зеркало мира

И просто замечательно, что кинофестиваль обратился к этому огромному пласту современной культуры. Без них не мыслимо ни телевидение, ни ( уже) Интернет. Это сериалы.

Новая спецпрограмма «Сериалы» появилась на ОМКФ впервые в этом году. Именно об этой программе хотелось бы поговорить особо.

               Дело в том, что современные сериалы давным- давно не напоминают пресловутое «мыло», так любимое домохозяйками еще десятилетие назад. Современные сериалы очень изменили вид, содержание и форму, и очень часто в них больше элементов настоящего кино, чем в полнометражных игровых фильмах.

                Без сериалов не мыслима современная жизнь.  Они давно стали культом ( вспомним «Секретные материалы», «Доктор Хаус», «Карточный домик», «Игру престолов» и т.д.). От них не отрывают глаз представители различных социальных слоев и самых разных профессий. Люди по всему миру с нетерпением ждут такие исторические фильмы ( их даже не поднимается рука назвать сериалами), как «Белая королева», «Великолепный век». А фанатов «Игры престолов» больше, чем у любого другого фильма в жанре фэнтези ( включая трилогию по «Властелину колец» Толкиена).

                Сериалы изменились не только содержанием, но и подходом к производству. Это, прежде всего, увеличение финансирования, расширение и усовершенствование технической, производственной базы. И, наконец, это приглашение лучших профессиональных кадров. Если раньше режиссеры и сценаристы стыдились того, что работают в мыле, то теперь в производство сериалов стремятся попасть лучшие представители кинопрофессии.

                Сериалы снимают очень хорошие режиссеры. А для сценариста написание серий с продолжением истории больше не являются халтурой, ремесленничеством. Наоборот- это интересная и престижная работа. Скажу сразу, что изменились и сами сценарии- теперь сериалы пишутся совсем по- другому, как фильмы. И в этом- одно из главных отличий.

                  Человечество бурно шагнуло в новую эпоху развития, в котором зрелища и информационные потоки прочно заняли свою нишу. Сериалы стали заменой книжных серий ( раньше, в прошлом, толпы людей с нетерпением ждали выхода продолжения романов Диккенса или приключений Шерлока Холмса. Теперь точно так же ждут выхода новых сезонов).

                 Словом, современные сериалы поднялись на новую, совершенно другую ступень развития. И поэтому заслужили право стать важной темой для обсуждения.

                  На кинофестивале сериалы были представлены достаточно широко- и европейского, и украинского производства, и совместная продукция нескольких стран.

                  Особо хотелось бы выделить три. Это «Отель «Босижу» из Бельгии, «Красные браслеты» ( совместная продукция Украины и России), и «Враг народа» ( опять из Бельгии).

                  Скажу сразу: из всех представленных на фестивале сериалов лично для меня самом интересным показался «Враг народа». Но о нем- чуть позже.

                   А пока- о двух предыдущих. Еще одной отличительной чертой этого фестиваля стало присутствие так называемых вторичных сюжетов. Это почему- то стало общей чертой. Вторичность означает, что сюжеты были сделаны раньше, и намного лучше. И вот, и измененном виде, разумеется, используются вновь.

                  И сериал «Отель «Босижу» стал ярким представителем такой вторичности. Мертвая девушка может общаться с миром живых, с незнакомыми при жизни людьми, и ищет своего убийцу. Ничего не напоминает? А если так: молодой мертвый человек может общаться с миром живых, с человеком, с которым не был знаком при жизни, и с его помощью ищет своего убийцу. Это- сюжет уже культового фильма «Привидение» с Патриком Суэйзи. И лично мне сериал про отель напомнил этот фильм.

                   Нет, я не говорю, что он плох. Для сериала огромный плюс погружение в мир мистики. Но то, что он не нов- это точно.

                   То же самое можно сказать по отношению к «Красным браслетам». Создатели сериала широко разрекламировали необычную, тяжелую тему по роману писателя, который уже девять раз был экранизирован в Европе. Но на самом деле это не так. Не «Красные браслеты» впервые подняли страшную, тяжелую тему о смертельно больных подростках. Подростки живут в лечебном учреждении, создавая свой собственный мир, и переживая такие же страсти, как у тех, кто не болен. Тема страшная.

                    Но она стала популярной исключительно после успеха романа Джона Грина «Виноваты звезды», который появился гораздо раньше. Именно роман, ставший бестселлером во всех странах, повернул внимание общественности к этой ужасающей теме.

                    А потом, опять- таки, ничего нового. И я очень сомневаюсь, что о тебе подростков, умирающих от рака, можно сказать лучше, чем сказал Джон Грин.

                   «Враг народа»- сериал, снятый на основе реальных событий. Это история одного из самых ужасающих серийных убийц страны. Я знаю историю этого убийцы. Это была женщина,  которая вместе со своим мужем похищала детей. Детей держали взаперти, истязали, морили голодом и подвергали таким мучениям, после которых никто не выжил. Так они убили очень много детей.

                  Оба были арестованы. Муж умер в заточении. А женщина провела в заключении 35 лет и была освобождена на волю. После чего ни один город в Бельгии, ни один муниципалитет не захотел приютить ее на своей земле, дать ей право на жизнь. Единственные, кто согласился ее взять, были монахини из католического монастыря. Так получилось, что под крышей монастыря они приютили дьявола.

                 В сериале убийца- это мужчина. Его принимает мужской католический монастырь. Но после того, как он поселился в монастыре, в поселке исчезает первая девочка. И это уже, конечно, результат фантазии авторов.

                Сериал очень интересен вот еще почему. Он поднимает очень важную тему- тему, о которой не принято говорить в обществе. А, между тем, эта тема есть, и ее надо решать.

               Что делать обществу с такими серийными убийцами, маньяками? Как с ними поступать? Казнить, держать в спецлечебнице до конца жизни, изучать, как ужасающих насекомых, или в старости, уже больными и разбитыми, выпускать в мир? По европейским законам тот, кто отбыл в заключении свыше 30 лет, может быть освобожден. Можно ли поверить в то, что человек старый, больной, уже сломанный жизнью, способен раскаяться? И главный вопрос- человек ли это?

                На самом деле эта тема очень важна. Серийных убийц много, гораздо больше, чем мы с вами думаем. И рано или поздно любое общество сталкивается с проблемой- что делать с ними, как поступать? В этом и заключается огромный смысл хорошего кино- поднимать те вопросы, которые важны для общества, заставлять задумываться об этом.

                 Наверное, именно поэтому сериал «Враг народа» стал таким ярким примером важного социального кино. Очень хочется надеяться, что этот замечательный сериал увидят и зрители Украины, что он будет куплен и продублирован здесь, у нас.

                  Вообще хочется отметить одну общую тенденцию, которая объединяет все сериалы, представленные на фестивале. Это криминальные, детективные сюжеты, основанные на поисках убийц и разгадывании преступлений. Что подчеркивает- в обществе очень велик интерес к детективным историям, и ничто не увлекает больше, чем головоломки в море человеческой крови и лжи.

                 Остается надеяться, что сериалы, как зеркало окружающего нас мира, станут изменяться и трансформироваться все больше и больше, даря не только удовольствие от просмотра, не только развлечение, но и заставляя задумываться о том мире, в котором мы живем.

                 Ведь это так необходимо в любом обществе, в любой стране- хорошая история, способная отвлечь и увлечь. Желательно- с продолжением.

Ирина Лобусова

Метки: омкф; сериалы

Ирина Лобусова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100