Odessa DailyБизнес

Сам себе диспетчер: транспортные мобильные приложения пришли в Украину

Odessa Daily

17 июня 2013 в 18:00

Транспорт – естественная сфера применения для мобильных приложений. Телефон может дать человеку ответы на вопросы, где он, где его вещи и когда он сможет отсюда выбраться. Одним из первых в нашей стране такой сервис предложил аэропорт Борисполь. Какие результаты?

Сам себе диспетчер: транспортные мобильные приложения пришли в Украину

 


В транспортном секторе Украины пока нет компаний, которые продавали бы через мобильные приложения свои основные услуги. Некоторые реализуют сопутствующие услуги, а в большинстве своем участники рынка используют новые технологии лишь для повышения лояльности существующих клиентов.

Так, например, первым из украинских аэропортов мобильное приложение для пассажиров создал в апреле 2013 года «Борисполь». Его основная задача – напоминать о рейсе клиентам, находящимся в зале ожидания, и подсказывать номер выхода. В придачу, с помощью приложения можно забронировать комнату в местном отеле.

 Пока осваиваемся 

«С момента релиза (23 апреля) приложение было скачано 1300 раз. Имеющаяся статистика по отзывам пользователей мобильного приложения: 15 положительных; 10 писем в службу поддержки с предложениями о доработке и улучшениях», - отрапортовали ЦТС в пресс-службе «Борисполя». Во многих аэропортах мира, особенно в крупных, мобильные приложения также помогают ориентироваться в лабиринтах терминалов, бронировать билеты, запоминать место, где припаркован автомобиль пассажира и оплачивать услуги залов ожидания бизнес-класса.

Указанное количество скачиваний – достаточно небольшое для мобильных приложений в Украине. Эксперты объясняют это тем, что пока сервис доступен лишь на платформе WIndows Phone, хотя более рационально было бы начинать с других площадок. Возможно, выбор платформы сделан по примеру аэропорта «Шереметьево», который также начал с WIndows Phone. «Пока лучше проектировать мобильные приложения под Android и iPhone. На удивление много «айфонов» у ликвидной части населения», - комментирует эксперт Алексей Мась, руководитель проекта maps4iphone.com. Впрочем, «Борисполь» обещает вскоре освоить и эти направления.

А вот мобильное приложение компании «Новая Почта» было запущено в августе 2012 года именно для двух указанных платформ. И в первый месяц его скачало более 37 тысяч пользователей «Это в несколько раз превысило наши ожидания. Сегодня мобильное приложение «Нова Пошта» установило более 200 тысяч человек. По оценкам пользователей, которые выставляются в Android market и AppStore, мы входим в топ -5 бесплатных бизнес-приложений в Украине», - уверяет Ирина Холод, директор по маркетингу компании.

Она рассказывает, что вначале был проведен подробный анализ устройств, с которых клиенты заходят на сайт этой компании, и статистика запросов к on-line сервисам. В результате, на данный момент в приложении доступны такие функции, как поиск ближайшего отделения в радиусе до 1 км, каталог отделений и их контактов, отслеживание месторасположения отправленного груза и автоматическое уведомление об изменении статуса доставки, расчет базовой стоимости и сроков доставки. При этом компания постепенно добавляет в приложения и новые услуги. Так, вскоре появится возможность расчета стоимости отправки груза и дополнительных услуг, а также вызова курьера.

В Украине существуют и самодостаточные мобильные приложения, касающиеся транспорта. Например, портал Easyway, помогающий найти маршруты городского транспорта, имеет Android-версию. Подобную программу собирается предложить и Львовский горсовет– с ее помощью можно будет, к тому же, узнать время прибытия автобуса или трамвая.

Как это помогает бизнесу

Вопрос о том, стоит ли инвестировать в мобильное приложение, до сих пор для многих компаний остается открытым. Дело в том, что Украина все еще отстает от Европы по количеству смартфонов на руках у населения. Согласно исследованиям GfK Ukraine, смартфоны есть у 9,3% украинцев, причем из них только 45% регулярно скачивает и использует мобильные приложения.

Впрочем, на многих рынках эта статистика уже не является препятствием. Так, например, количество "онлайн-клиентов" ведущих банков составляет около 30%, и из них половина пользуется еще и мобильными сервисами, согласно оценкам Юрия Костива, руководителя украинского разработчика мобильных приложений компании Dev iQ.

Поэтому, чтобы оценить, стоит ли вам запускать приложение, лучше всего провести опрос среди клиентов. Самый важный показатель при этом - количество возможных использований, которое вычисляется, как количество телефонов на руках вашей клиентуры, разделенное на готовность человека пользоваться приложением. Последнее зависит, в частности, от функций, которые будет нести приложение, и от опыта пользования похожими программами, рассказывает Алексей Мась.

В транспортном бизнесе большинство приложений бесплатны. «Если приложение обслуживает основной продукт бизнеса - оно должно быть бесплатным. Если приложение собственно является продуктом - тогда оно может быть платным. Но полностью платные приложения "идут" значительно хуже бесплатных с интегрированной функцией "доплаты за продолжение" внутри», - комментирует Юрий Костив.

Затем нужно решить, сможете ли вы эффективно продавать через мобильную платформу свои основные или дополнительные услуги. «Если каждый скачавший принесет в среднем дополнительных 10-20 долларов - то это будет успех», - говорит Алексей Мась. При этом, если скачиваний много – заработать можно и на рекламе. Правда, она здесь должна быть нетрадиционной. «SMS, push и баннеры уже девальвировали до минимума. Да и на маленьком экране смартфона просто преступление воровать пространство на баннеры. Но, думая о клиенте и его психологии, можно выстроить рекламные механизмы.

Просто надо быть с ним честным и ненавязчивым», - отмечает Юрий Костив. В частности, можно присылать рекламу в почтовый ящик приложения, а также размещать на карте своих отделений и другие объекты, на которые пришел заказ от рекламодателя.

Но даже если вы не ожидаете новых продаж – это еще не повод отказаться от разработки приложений. Ведь их эффективность нельзя мерить прямолинейно. «Например, запуск для клиентов возможности самообслуживания позволяет значительно снизить средства на содержание отделений», - отмечает Юрий Костив. Усилить этот эффект можно, разработав отдельное мобильное приложение для сотрудников. Такие решения в основном являются дополнением к другому программному обеспечению, например к CRM-системе. «Они могут, например, использоваться для работы с клиентами, давая возможность сотруднику в любое время и в любом месте отвечать на запросы, получать доступ к информации о клиентах, перевозчиках, местоположении груза», - говорит Александр Андроник, руководитель группы продаж направления Транспорт/Логистика группы компаний Terrasoft.

Да и вообще, наличие удобных мобильных сервисов сейчас становится для клиента необходимым условием при выборе партнера. Ведь они способны снимать «точки боли» во взаимодействии с компанией: клиент оперативно, без необходимости обращения в контакт-центр, может получить доступ ко всей необходимой информации, что улучшает клиентский опыт.

Наконец, цена разработки мобильного приложения составляет, в зависимости от сложности, от 30 до 50 тысяч долларов. Но поскольку большинство украинских разработчиков пока не сталкивались со спецификой транспортной отрасли, они могут предложить работу по принципу «time&materials», который часто используют для решения нетривиальных задач. «Обычно в таких заказах от команды ожидают креатива, в процессе работы высказывают много пожеланий. Поэтому в команде должны быть не только технические специалисты», - рассказывает Юрий Костив. По его оценкам, такая команда будет стоить около $10 тыс. в месяц, если приложение будет разрабатываться для четырех основных платформ, и около $6 тысяч – если только для одной.

Работа над серьезным проектом затягивается приблизительно на полгода. Но на этом обычно не заканчивается. После запуска заказчик очень часто высказывает желание доработать продукт, добавить новые, затребованные на рынке функции. Реализация этих желаний, конечно, будет стоить дешевле, а эффект от них может превосходить первоначальный.

Источник: cfts.org.ua (http://cfts.org.ua)

Метки: аэропорт; борисполь