Odessa DailyМненияЕвромайдан

Путин и Майдан. Часть первая – Оранжевая революция

Леонид Штекель

18 мая 2017 в 13:53
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

За последний год украинский истеблишмент начал активную идеологическую кампанию. Официальное ее название: война с «Русским миром». Русская культура, литература и сам язык объявлены неотъемлемыми составляющими «Русского мира», с которыми надо вести беспощадную борьбу. На полное уничтожение. Или всем нам смерть!

Путин и Майдан. Часть первая – Оранжевая революция

То, что на самом деле, общественное движение «Русский мир» является врагом и русской литературы, и русской культуры, украинский истеблишмент абсолютно не волнует. Потерпев сокрушительное поражение в борьбе с реальными экономическими, политическими и административными реформами, истеблишмент пытается разыграть последнюю, оставшуюся у него карту – идеологическую. Любопытно, что при этом наш родимый «патриотический» истеблишмент полностью повторяет стратегию своего главного врага – Владимира Путина. Тот точно так же на обвинения о тотальной коррупции и неэффективности российской экономике, на замечания о полном крахе главной надежды нулевых – обрести достойное место среди западных держав – лишь твердит о духовных скрепах, об исторической роли утверждения «Русского мира» и о прочих этюдах квасного патриотизма. Можно даже таблицу такую сделать: реакция Путина на проблемы стоящие перед Россией, и реакция нашего истеблишмента. Один к одному будет.

Опасна ли такая Украина сейчас для Путина? Ни в малейшей степени. Она чрезвычайно удобна, она позволяет сформировать образ врага для империи Путина, но по сути своей, идеологической опасности для Росси не представляет.

Между тем в недавней истории украинские Майданы дважды ставили Путина перед возможностью утратить свою власть.

Первый раз это произошло в 2004 году. История первого украинского Майдана вызвала шок у Путина и его окружения. Надо отметить, что к этому времени еще даже не были сформированы структуры, занимающиеся в постсоветских странах продвижением идеологии Путина. Они впервые и начали возникать именно в 2004 году, когда оказалось, что обычные методы административного ресурса на постсоветском пространстве могут не сработать. Пример ноября 2003 года в Грузии, когда абсолютно послушная, на первый взгляд, страна, вдруг в течение нескольких недель оказалась свободна от Путина и его прислужников, потрясла Путина и его советников. Именно поэтому в 2004 году Путин не только отправил на выборы в Украине своего главного на тот момент политического советника Глеба Павловского, но и ФСБ именно в 2004 году начинает массово создавать квази общественные организации, через которые планируется оказывать воздействие на постсоветские страны, в первую очередь, разумеется, на Украину.

Очень важный вопрос: почему первый Майдан не привел к расколу Украины? Ведь противостояние носило тогда крайне ожесточенный, правда, чисто идеологический характер. Однако, после инаугурации президента Ющенко конфликт почти угас. Этому способствовали как внешние, так и внутренние причины.

Сначала о внешних.

Несколько факторов, предопределивших сравнительно «мягкое» давление Путина и его окружения на ситуацию в Украине в 2004-2005 годах.

Во-первых, у Путина и его советников на тот момент, особенно в самые важные дни осени-зимы 2004 года, не было никакого стратегического видения ситуации и программы действий. Они просто пытались оперативно помочь Януковичу.

Во-вторых, Москва очень сильно верила, что в последний момент Леонид Кучма проявит силу (прецеденты были и в Одессе, и в Крыму) и проблема будет решена сама собой.

В-третьих, вероятно, сама кандидатура Ющенко и то, как он вел избирательную кампанию, успокоила московских экспертов. Они уже поняли, что реальной силой он не обладает, и не ждали от него серьезной опасности.

В-четвертых, на тот момент Путин был абсолютно уверен в своей власти. Оппозиция была разгромлена, СМИ поставлены под контроль, пример «посадки» Михаила Ходарковского был у всех перед глазами. Страх Путина тогда носил несколько академический характер, он боялся не за свою власть, а за свой контроль над Украиной.

Теперь о внутренних причинах.

Именно Глебу Павловскому, по слухам, принадлежит идея сделать главным вопросом выборов 2004 года тему русского языка. Но независимо от того, кто был автор этой идеи, именно вопрос о языке стал главной темой борьбы на тех выборах президента. Но ситуация для идеологов этого плана «не сложилась».

В 2004 году на выборах президента против Януковича главным противником выступил малый бизнес. В те годы он стремительно рос и сумел в 2004 году консолидировано и мощно бороться за свои права. Первый Майдан стал апофеозом малого бизнеса, но, увы, кстати, не принес ему никаких дивидендов. А малый бизнес, тогда на вопрос о русском языке «не повелся».

Однако в стране противостояние все равно носило очень ожесточенный характер. Трудно сказать к чему оно пришло бы, если бы не решение Леонида Кучмы об отказе от силового варианта, которое он принял, по слухам, под влиянием своего зятя Пинчука. Очень большую роль также сыграло и то, что сам Виктор Ющенко на Майдане огласил целый ряд будущих решений, которые были на ура приняты обществом. В частности, Ющенко твердо пообещал быть президентом и украиноязычных и русскоязычных граждан стран, он также пообещал придать официальный статус русскому языку.

Фактически, к Новому Году конфликт в обществе угас. А уже с января 2005 Виктор Ющенко начал ревизию деклараций Майдана. Из майдановских деклараций самого Ющенко выполнено было меньше 10 процентов. Но общество уже не было готово к реальным протестным действиям.

О втором Майдане – в следующий раз.