Odessa DailyМненияПроблемы местного самоуправления

Программа Первого Городского «Хлеба и зрелищ» – тотальная манипуляция общественным мнением?

Леонид Штекель

29 мая 2016 в 12:54
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Профессионалы хорошо знают, что телевидение – это шоу, которое живет по своим собственным законам. Те, кто свято верит, что телевидение должно информировать, знакомить, объяснять – те просто не понимают реальную специфику этой деятельности. Телевидение – это лишь шоу. Но и шоу бывают разные.

Программа Первого Городского «Хлеба и зрелищ» – тотальная манипуляция общественным мнением?

26 мая меня пригласили спикером на программу «Хлеба и зрелищ». В свое время – около полугода назад – я категорически отказался играть в «массовке» этого шоу. И вот теперь, впервые приглашенный на программу после долгого перерыва, я осознал, что это шоу превратилось в тотальную манипуляцию общественным мнением. По образцу и подобию политических шоу российских телеканалов.

У нас не принято в городе критиковать коллег, если только это не входит в редакционное задание. Однако увиденное мною настолько возмутило меня, что я, вспомнив свой опыт комментирования шоу-программ АТВ, решил проанализировать и прошедшее шоу «Хлеба и зрелищ»

Сначала несколько слов о теории, без которых нельзя понять происходящее.

Шоу «Хлеба и зрелищ» изначально задумывались не как передача о некоей проблеме, а именно как большое политическое шоу. Отличия между ними принципиальные.

Когда в студии находятся 2-3 участника и рамки проблемы жестко оговорены, то возможен определенный информационный анализ. Законы телевидения таковы, что люди обращают, прежде всего, внимание не на информацию, а на эмоции, настроение и поведение участников. При небольшом количестве участников эти факторы несколько нивелируются. Но и смотрибельность такого шоу невелика: люди будут его смотреть только в том случае, если либо сопереживают одному из участников, либо эмоционально заангажированы на рассматриваемую проблему.

Если же в студии находится много людей, то обычно никто из них не может до конца высказать свою позицию (кроме самых примитивных), каждый говорит абсолютно о своем, не стыкуясь с позицией других участников, и происходящее неизбежно жестко идет по сценарию ведущего, который манипулирует спикерами ради своих собственных целей.

В кино подобную структуру со времен кинорежиссера Эйзенштейна называют «монтажом аттракционов». И далеко не случайно, что этот метод был блестяще использован основоположником этого самого «монтажа аттракционов» (камраден Эйзентштейн) для изощренной пропаганды большевизма. Система «монтажа аттракционов» – это чистой воды идеологическая война. И далеко не случайно, что подобные методы стали основой основ нынешнего российского телевидения.

Пожалуй, единственное исключение в этом правиле – это шоу Савика Шустера. И то лишь потому, что в нашей стране, при всем внешнем разнообразии публичных мнений и тотальном отсутствии профессионалов во всех сферах, существует катастрофическая нехватка аналитики. И публичные шоу с участием первых лиц нашей политической тусовки для огромного числа людей – это доступ к полузакрытой информации.

А вот теперь вернемся к шоу «Хлеба и зрелищ».

Простой перечень приглашенных спикеров очень четко говорит о том, что именно собирались делать организаторы шоу. Когда меня приглашали на шоу, то мне сказали, что оно будет посвящено проблемам наших пляжей. И на шоу действительно были приглашены трое общественных активистов, которые активно участвовали в разработке альтернативных правил эксплуатации пляжей: юрист Светлана Попова (она была основным автором и «мотором» создания альтернативных правил эксплуатации пляжей) и общественный активист Юрий Никитин, который очень давно занимается ситуацией с пляжами. Но при этом организаторы шоу со стороны городских властей пригласили на шоу фактического главу единого нового коммунального предприятия «Побережье», который на самом деле ничего принципиально в вопросах пляжной политики не решает. Я понимаю, что в эфир могут не прийти чиновники уровня Шандрика или Котляра (заместители мэра), но ведь у них можно было, как минимум, записать интервью. Я уже не говорю о г-не Андрусишине (Управление инженерной защиты города), в управлении которого официально находятся все пляжи).

Это означает, что изначально никакого серьезного разговора по пляжам, по пляжным правилам, по ситуации на них вообще не планировалось. Исходя из наличия спикеров, запланированный сценарий будущего шоу вырисовывался очень простой: фактический глава КП должен был рассказать, как это предприятие активно готовится к пляжному сезону. Затем он должен был мудро кивать головой на замеченные недостатки, вроде того, как говорил герой фильма «Золушка»: «Я не волшебник, я только учусь». Общественные активисты должны были немножко чиновника поругать, рассказать обо всем хорошем и борьбе хорошего с очень хорошим. Ну, а затем разговор плавно перетекает в русло скрытой рекламы, ведь не случайно примерно половина приглашенных спикеров – это руководители различных коммерческих структур, строящих свой бизнес вокруг пляжей: дельфинарий, ресторан и т.д.

Ведущему – Михаилу Бейзерману, наверное, все-таки не стоило смешивать столь взрывные компоненты. Если бы он действительно ознакомился с ситуацией вокруг пляжей, и в том числе с ситуацией вокруг знаменитого дельфинария «Немо», он бы понял, что ни один откровенный спор городских чиновников с общественными активистами невозможен: городским чиновникам просто нечего сказать!

Когда была создана Рабочая группа по созданию нового проекта правил эксплуатации пляжей из общественных активистов и чиновников полтора года тому назад, то общественные активисты очень внимательно изучили ситуации и открыли для себя ряд крайне неприятных фактов.

Во-первых, в правилах эксплуатации пляжей интересы отдыхающих вообще не учтены. Правила регулируют только деятельность чиновников и предпринимателей. А люди оказываются заложниками этих отношений.

Во-вторых, правила крайне коррупционны и «закрыты», нет прозрачных и четких процедур, все рассчитано на «личные договоренности» чиновников и предпринимателей.

В-третьих, интересы территориальной громады в целом в правилах абсолютно не оговорены. Никого не интересует, что будет завтра, не говоря уже о послезавтра.

Когда в марте прошлого года г-н Шандрик фактически ликвидировал рабочую группу  по написанию новых правил эксплуатации пляжей, он публично признал, что городским властям нечего ответить общественным активистам. Любой открытый диспут дает очевидный ответ: ничего, кроме получения «черного нала» от арендаторов пляжей, городские власти не интересует.  Все разговоры об оптимизации, о реформе, о поисках решения – чистая и откровенная фикция. Точка! И только полный контроль над информационными потоками дает возможность городским властям манипулировать с информацией об этом. Поэтому любой открытый разговор здесь невозможен. Либо он кончится моральным избиением городских властей.

Та же картина по одесскому дельфинарию. Давайте представим: к вам ночью подошли грабители, отобрали все деньги, все вещи, раздели вас. А потом с доброты душевной, дали пятерку на маршрутку, чтобы домой добраться. И Михаил Бейзерман меня спрашивает: «Они хорошо сделали, что дали пятерку?» А то, что они меня раздели и ограбили – мы вообще не обсуждаем – это за рамками нашего разговора?

Вообще в ходе этого шоу у меня постоянно возникали в памяти две коронные фразы. Сначала знаменитая фраза Карлссона к Фрекен Бок: «Ты уже перестала пить коньяк по утрам!?» (из третьей повести о Малыше и Карлссоне). Скажешь «Да» - значит раньше пил?.. Скажешь «Нет» - ах, ты - алкоголик, по утрам пьешь коньяк!

А вторая фраза – это гениальная находка Фаины Раневской из фильма «Подкидыш»: «Что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или поехать на дачу?».

Но при всем моем уважении к Михаилу Бейзерману - он не Карлссон и не Фаина Раневская. И вешать нам публично лапшу на уши – не надо!

Ход шоу «Хлеба и зрелищ» от 26 мая очень отчетливо показал, что Михаил Бейзерман был просто уверен, что сможет, легко манипулируя общественными активистами, «продать» зрителям рекламную часть его шоу. И то, что он, будучи уверен в себе, даже не познакомился  с реальным состоянием дел, сыграло с ним очень неприятную шутку. Когда в студии прозвучали вопросы, на которые приглашенные чиновники не знали ответов, а он сам не мог ничего сказать, он попытался прекратить обращать внимание на них, считая, что как ведущий он может позволить себе обрывать дискуссию, когда захочет. Но в подобной ситуации я не считаю нужным молчать.

Михаил Бейзерман обвинил меня в скандализме, в хипише, в геволте и еще в массе всего. И все потому, что я не хотел позволить ему манипулировать моим мнением и мнением моих коллег. Я думаю, Дмитрий Киселев должен быть доволен своим учеником. 

Метки: одесские пляжи; делифинарий немо

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100