Odessa DailyАфиша Одессы

Православные и грекокатолики готовятся встречать Святой вечер и Рождество

Odessa Daily

6 января 2017 в 14:24

Вечером с 6 на 7 января православные и грекокатолики будут встречать Рождество Христово, которое считается вторым после Пасхи великим праздником.

Православные и грекокатолики готовятся встречать Святой вечер и Рождество

Согласно старинной традиции, в последний день Филиппова поста (он начался 28 ноября), в Сочельник, который в Украине называется Святым вечером, хозяйки подавали на стол 12 постных блюд. Как только на небе появлялась первая звезда, семья собиралась на торжественную трапезу. Прежде чем приступить к ужину, все вместе молились о том, чтобы в следующем году Бог послал мир, здоровье и достаток.

Рождественской ночью наши предки ждали в гости колядующих и выясняли по погоде, будет ли летом хороший урожай. А на следующий день ходили к кумовьям на жареного гуся или фаршированного поросенка, преподносили друг другу подарки, пели колядки, катались на санях и веселились от души.

Первую ложку кутьи глава семьи… подбрасывал к потолку: чем больше зернышек к нему приклеится, тем богаче будет урожай

В Святой вечер за столом традиционно собиралась вся семья. Чтобы никто из детей не опоздал к трапезе, родители предостерегали: «Будете весь рiк блукати!» Готовились к празднику тоже все вместе. А дел было много, ведь накануне Святок нужно было побелить светлицу, украсить ее росписями, разложить ковры. А еще наготовить побольше вкусных блюд и вынести из хаты все, что напоминало о будничной работе. К празднику также полагалось купить новую посуду и одежду для всех домочадцев.

Когда все углы уже были выметены, а иконы украшены новыми рушниками, хозяйка выстилала сеном полы, раскладывала сухую траву вокруг образов и на обеденном столе под скатертью (в память о том, что Сын Божий родился в хлеву и его первой колыбелью стали ясли). В доме, где подрастали дети, в сено на пол бросали орешки. Делалось это, чтобы порадовать малышей. Пока мама накрывала на стол, ребятишки искали в траве угощение.

Стол сервировали тоже по-особенному: под вышитую скатерть, кроме сена, клали чеснок (щоб вiдлякувати нечисту силу), зерно (щоб був добрий врожай), а также монеты (щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося). А еще наши предки верили, что на Рождество души умерших приходят с того света на семейную трапезу. Поэтому для них на стол ставили лишнюю миску или чашку с ложкой. В гости в этот вечер не ходили, но, если в дом стучался путник, его тепло принимали.

Святой вечер начинался с того, что хозяин вместе с сыновьями торжественно заносил в дом и ставил под образами на рушник или белую скатерть дидух — обвитый разноцветными лентами сноп пшеницы с колосьями ржи и овса, символизирующий плодородие и достаток. На Волыни этот сноп назывался «коляда», на Черниговщине — «зажин», на Тернопольщине — «баба». Считалось, что с дидухом в хату вносили Святки и выгоняли нечистого: «Дідух у хату — нечисть з хати». Хозяин кропил сноп святой водой, после чего вместе с сыновьями молился и «приглашал» праздники. Потом отец поворачивался к жене и дочерям и говорил:

— Дай, Боже, здоров’я!

— Помагай, Боже! — отвечала хозяйка. — А що несеш?

— Несу злато, щоб увесь рiк жили багато! Вiтаю зi Святим вечором, щоб ви у щастi й здоров'ї цi свята провели та других дочекалися!

Дидух ставили под образами. В начале XX века дидух заменила елка, которую украшали к Рождеству игрушками, сплетенными из соломы: звездочками, ангелами, колокольчиками…

За стол можно было садиться с появлением на небе первой звездочки, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа. А до этого момента люди строго постились: ничего не ели и не пили.

Что же было на столе в Святой вечер? По традиции готовились 12 постных блюд (в честь 12 апостолов), главные из которых — узвар и пшеничная кутья. К кутье было особое отношение, ведь считалось, что зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. Поэтому кутья занимала на столе почетное место на протяжении всех праздников до самого Крещения (19 января).

Кутья

Для приготовления потребуется: 200 г пшеницы, 120 г мака, 1 ст. л. сахара, 5 г соли, 3 ст. л. меда, 100 г изюма, 100 г очищенных грецких орехов, 100 г сушеных вишен или кураги.

Пшеницу высыпать в глубокую миску, налить холодной воды и промыть, перетирая руками. Переложить пшеницу в сито и промыть еще раз под проточной водой. Затем положить ее в кастрюлю с толстым дном, долить 2 стакана воды и варить час-полтора (когда закипит, сделать маленький огонь, накрыть крышкой). Помешивать каждые десять минут. Через двадцать минут после начала варки посолить.

Мак промыть водой любой температуры. Пересыпать в кастрюлю, налить 1,5 стакана воды и варить примерно полчаса. Слить лишнюю воду через сито, подождать, чтобы мак остыл. Смешать его с сахаром и растереть до появления белого «молочка».

Изюм помыть, залить горячей водой на семь минут, слить воду и выложить изюм на салфетку, чтобы удалить лишнюю влагу. Сушеные вишни без косточек залить на пять минут кипятком и тоже разложить на салфетке. Измельчить орехи и обжарить на сухой сковороде до золотистого цвета. Курагу порезать кубиками.

Смешать все ингредиенты: в охлажденную пшеницу добавить мак, орехи, вишни, изюм, курагу и тщательно перемешать.

Мед развести в миске с теплой водой (или узваром), не выше 40 градусов, из расчета 60 мл воды на столовую ложку меда. Залить кутью медом, перемешать и подавать к столу.

Кроме кутьи и узвара, к ужину подавали еще десять постных блюд. Так, во всех регионах Украины к празднику пекли особый хлеб (книш, крачун, калач), который клали рядом с дидухом. На большой буханке лежала маленькая — для душ умерших. На Галичине пекли «струцлю» — плетенку с маком. На Подолье выпекали три вида хлеба: «хазяїн» был из ржаной муки, а «Василь» и «Йордан» (такой ели на Крещение) — из пшеничной. На Черкасчине пекли хлеб прямоугольной формы, и назывался он «господар». Даже скотину в праздничные дни подкармливали хлебом — в виде подковы.

В Сочельник ели также жареную или тушеную рыбу, вареники с капустой, картошкой, фасолью, сливами и маком. На Полтавщине хозяйки ставили на стол миски с тушеной капустой, горохом, пшенными голубцами. На западе Украины домашних угощали «дзьобочками» — фасолью с жареным луком. На Галичине были популярны «бобальки» (вареный картофель) и грибы. На Гуцульщине — сливы с фасолью, на Херсонщине — «варенуха» (разновидность компота). Жители Поднепровья в Святой вечер ели также «кислицю» — мучной кисель из фруктов.

Перед ужином полагалось зажечь свечи возле икон и на столе, окурить комнаты ладаном и прочитать молитвы. Затем глава семьи набирал в ложку кутьи и… подбрасывал ее к потолку. Чем больше зернышек к нему приклеится, тем богаче будет урожай в наступающем году. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин божi та грiшнi душi, щоб вони на тiм свiтi так вечеряли, як родина тут. Кстати, на Прикарпатье первую ложку кутьи съедали стоя, аби пшениця влiтку не полягла.

Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться, бо буде у родинi колотнеча цiлий рiк. На западе Украины существовала такая традиция: если до Святого вечера хозяину не возвращали долги, то он не должен был требовать их вернуть, бо будуть родину їсти злиднi.

Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только молодежь, но и женатые люди и даже старики. Сначала пели колядки у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.

А по погоде в праздничный вечер судили о том, какой будет весна и удастся ли собрать хороший урожай. «Зелене Рiздво — бiлий Великдень. На Рiздво снiг — на врожайний рiк», — говорили люди.

На Новый год мальчики «засевали»: разбрасывали зерно сначала в своем доме, а потом и у соседей

Утро Рождества (7 января) начиналось с посещения храма. С начала Святок и до Крещения в Украине люди приветствовали друг друга словами: «Христос народився!» На что принято было отвечать: «Славiмо його!» Поздравив с Рождеством священников, знакомых прихожан и раздав милостыню, люди торопились домой на праздничный обед. И теперь уже стол буквально ломился от разнообразных мясных блюд. Были там и домашняя колбаса, и жареный поросенок, фаршированный гречневой кашей, и гусь или утка с яблоками, и холодец, и буженина, и печенка, и пироги…

Молодежь с наступлением сумерек отправлялась колядовать. Парни и девчата облачались в костюмы (наиболее популярные персонажи: Ангел, Ирод, Волхвы, Пастухи, Смерть, Казак), ходили по дворам и устраивали рождественские представления. В компании всегда были Береза (предводитель ватаги), Звiздар (он нес восьмиконечную звезду со свечой и колокольчиком), Виборець, или Скарбник (у него находились общественные деньги), и Мiхоноша (носил мешок со снедью и подарками). Подойдя к дому, Береза стучал в окно и просил разрешения поколядовать:

— Пане господарю, благословiть Христа славити!

— Просимо! — отвечали хозяева.

После этого молодежь хором пела колядки и, конечно, віншувала cемью:

«Зі Святим Різдвом вітаємо,
Всім здоров’я бажаємо:

Господарю — на воли,
Господині — на квочки,
Хлопцям-дівчатам — на гуляння,
Малим дітям забавляння,
Христу-Богу вихваляння!»

Поскольку колядующих считали вісниками добра і щастя, люди относились к ним с уважением и старались щедро одарить. В мешки бросали пироги, пампушки, бублики, орехи, яблоки, конфеты, пряники, колбасы и деньги.

Молодые семьи после обеда ходили в гости к родителям. Дети вечером носили ужин своим крестным или бабушке с дедушкой. Зайдя в дом, поздравляли их с праздником, пели колядки и, конечно, получали за это угощения — пряники и пирожки.

На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день веселились от души замужние женщины. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай, Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiмо викупимо, треба ж на чимсь прясти». В корчме покупали еще оковиту и возвращались домой. Иногда праздник затягивался на всю ночь.

Так же весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю), или день святого Василия Великого. Накануне вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь, щоб нiчия зiрка не згасла цiєї ночi, и ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год. Парубки и девчата в этот вечер «водили Маланку», на роль которой выбирали самого остроумного парня. Маланка с Козой, Дедом, Цыганкой, Чертом и другими персонажами с веселыми песнями ходили по дворам и показывали забавные спектакли.

Пожилые люди в этот вечер обращали внимание на погоду, ведь если новогодняя ночь тихая и ясная, значит, год будет счастливым.

Ну, а на рассвете в доме обязательно должны были побывать посiвальники. Первый, кто придет, назывался полазником, приносящим счастье. Мальчики набирали в рукавичку разного зерна и разбрасывали его сначала в своем доме, а потом и у соседей. При этом желали хозяевам: «Сiйся-родися, жито-пшениця й усiляка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра вiд Бога, велика вiд людей!»

Заканчивались рождественские гулянья праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (19 января). В крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, соблюдали строгий пост, снова готовили кутью. Ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Эту воду, ее называли иорданской, несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею все углы в доме, хлев и колодец.

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ, «ФАКТЫ»

Источник: fakty.ua

Метки: Теги; рождество; сочельник; Православные

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100