Odessa DailyМненияПроблемы местного самоуправления

Пляжные войны и пляжные законы

Леонид Штекель

30 июня 2014 в 15:01
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Намеченные на 7 июлю общественные слушания по «Положению о пляжах» заставили меня прочитать и имеющийся на сайте горсовета старый проект Положения 2013 года, и вариант, разработанный общественностью и предложенной во время предыдущих общественных слушаний.

Пляжные войны и пляжные законы

Главный вопрос, по которому расходятся официальный проект и проект общественности – это реализация законодательных ограничений на пляжах. Общественность жестко требует, например, соблюдения основных требований Водного Кодекса: никаких строений в сто метровой прибрежной зоне, никаких капитальных строений в зоне пляжей и т.д. А официальный проект говорит: с одной стороны нельзя, а с другой, если очень хочется – то можно!

Однако я не считаю нужным остановится на признании этого факта.

Я ни в коей мере не могу считать себя специалистом в этой сфере, но я убежден, что и проект общественности, не говоря уже об официальном проекте, страдают хроническими болячками советского времени, которые в наши дни ведут к неизбежной тотальной коррупции.

Я прекрасно понимаю, что общественность пыталась играть по правилам власти, стараясь защитить хоть крохи своих прав. Однако, на мой взгляд, вся структура подобного нормативного акта, сохраняющего все свои советские корни, в наших условиях являются идеальной средой для коррупции.

Обращу внимание на ряд наиболее общих проблем.

Проекты правил соединяют воедино важное с не важным, нужное, с совершенно лишним, стараются контролировать каждый чих, но при этом ничего реально не контролируют. Опираясь на проекты этих правил любого арендатора можно всегда вздрючить на ровном месте, и потребовать с него очередную порцию мзды. Зато права людей никто и никак не будет защищать.

Корни подобных нормативных актов вырастают из директивных документов советского времени. Тогда нормативные акты обязаны были увязать межведомственные противоречия, неизбежные при общей системе советского права, создать единый контрольно-распорядительный документ, предназначенный для чтения ограниченного числа профессионалов: директоров, бухгалтеров, контролеров. Все!

Учитывая жесткую регламентацию советских времен, каждый из винтиков общей системы власти сидел в своей конуре, и подобные инструкции помогали наладить контакт между различными конурами. Нормативные акты были языком чиновников, никто иной их и не собирался читать.

Сейчас все иначе. Нормативный акт должен иметь публичный характер, и он предназначен для того, чтобы общество и чиновники взаимодействовали друг с другом. Но данные проекты в принципе не предназначены для работы с обществом.

Простой пример. В обоих вариантах проектов заложены правила выдачи лодок, надувных резиновых и средств и т.д. Я хотел бы увидеть, как часто на сегодняшних пляжах требуют паспорт, чтобы выдать лодку? Однако данное требование заложено в обоих проектах. И эти бессмысленные на сегодняшний день пункты составляют 90 процентов нормативного акта.

Вся безумная регламентация работы пляжей, по сути, не стоит выеденного яйца, но позволяет совершенно спокойно снимать дань с арендаторов. Причем на практике подавляющему большинству отдыхающих от этой регламентации ни холодно, ни жарко.

На мой взгляд, требуется принципиально иной подход к проблеме.

Политика в сфере пляжей должна опираться на стратегию их развития. Нужно для себя четко и откровенно решить: что мы хотим от пляжей?

1. Должны ли все пляжи быть рассчитаны на усредненного отдыхающего, или возможно существования VIP пляжей?

Надо прекрасно понимать, что вопрос этот не простой. С одной стороны, туризм не может не учитывать наличие VIP сегмента. С другой стороны, если признаем наличие такого сегмента на туристическом рынке, то мы должны четко определить его правила: границы сегмента, взаимоотношения обычного и VIP рынков, логистические особенности VIP туризма и так далее.

Надо сразу сказать, что создание таких зон должно происходить исключительно на основе специальных нормативных актов, и это вопрос должен быть решен раз и надолго – минимум па пять – десять лет.

2. Отношение к незаконному строительству в прибрежной зоне, а также к тем объектам недвижимости, которые были узаконены, но чье существование противоречит Законодательству Украины?

Сегодняшние документы формализуют политику «страуса»: голова в песке – не вижу, значит, этого нет! Между тем, подобное наплевательское отношение к Закону означает лишь одно: тот, у кого есть власть и деньги – может это  закон не соблюдать, тот, у кого этого нет – обязан быть законопослушным. Очевидно, что подобная политика, рано или поздно, кончится социальным взрывом.

На мой взгляд, общественность обязана начать кампанию за проведение общегородского референдума о немедленно сносе всех сооружений, которые построены в прибрежной зоне в нарушении действующего законодательства. И для подобного решения одесситов уже будет не важно: были ли эти строения узаконены судами, городскими властями или иной структурой. Если наличие строения нарушает общеукраинское законодательство, значит данное строение – незаконно!

Разумеется, владельцам этих строений должен быть дан реальный срок на реализацию этого решения. Разумеется, они могут попробовать через Верховную Раду изменить норму закона. Но одесситы обязаны дать начало  этому процессу превращения Одесского побережья в зону Закона.

3. Бизнес и пляжи?

Принципиально важно, чтобы были определены правила работы бизнеса на пляжах. Эти правила должны быть прозрачны и понятны, в них не может быть места протекционизму, излишней зарегулированности, тотального произвола чиновника.

Очень многие одесситы, в том числе и многие общественные активисты, видят свою задачу в создании ограничений для пляжного бизнеса. Проблема заключается в том, что как только мы вводим в бизнес сообщество контроль чиновников и протекционизм, то количество и размер взяток сразу растут как грибы, а вот качество услуг мало реагирует на эти все бюрократические препоны.

Только конкуренция способна изменить ситуацию на пляжах. Торговые зоны открытой конкуренции, торговые зоны, отданные на публичный тендер, торговые автоматы и т.д. Необходимо разработать правила не ограничения торговли, а расширение конкуренции, гарантии конкуренции на пляжах – это лучшая защита от произвола околовластного бизнеса.

Необходимо также, чтобы одесситы решили: нужна ли нашему городу сдача пляжей в аренду?

4. Финансирование инфраструктуры пляжа.

Необходимо четко определить: кто финансирует уборку пляжа, поддержание работы дорожек, спусков, лестниц, работу спасательной службы, охраны пляжа и медицинского пункта, проверку санитарного состояния воды и пляжа?

Это очень не простая проблема. Попытка передать эти функции арендаторам пляжей, является не решением проблемы, а попыткой сбагрить ее на чужие руки. По сути, это совершенно разные задачи, и у каждой задачи должен быть исполнитель, который заинтересован в решении именно ею.

Несомненно, пляжные войны и пляжные законы могут стать в Одессе первым рубежом реальных реформ. Именно здесь общественность может отработать механизмы влияния на ситуацию, одесситы могут получить опыт совместных действий, а наш город может, наконец, обрести цивилизованные пляжи.

Метки: пляжи Одессы; инициатива общественности

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100