Odessa DailyАфиша Одессы

ОМКФ: грустный праздник закрытия

Ирина Лобусова

21 июля 2014 в 16:39

Сев к компьютеру, чтобы написать статью о закрытии Одесского международного кинофестиваля, я вдруг поняла, что буду скучать. Очень сильно буду скучать за фейерверком хорошего кино, которого так не хватает в повседневной жизни.

ОМКФ: грустный праздник закрытия

За фестивальной спешкой- с кинопоказа на пресс- конференцию, затем- снова на пресс- конференцию, и на показ. За ярким, словно раскрашенным в радужные цвета городом, украшенным теми людьми, которые специально приехали в Одессу на кинофестиваль. За красивой площадью возле Музкомедии в красных фестивальных цветах. Но самое главное- конечно же, за настоящим пиром для киногурмана, в котором киноблюд было такое множество, что каждый, буквально каждый зритель, и любитель кино, и профессионал, мог выбрать фильм на свой вкус.
Посмотреть все фильмы, представленные на фестивале, было невозможно просто физически, так как сеансы начинались одновременно на двух площадках- в Музкомедии и в кинотеатре Родина. Приходилось постоянно маневрировать. В том и был смысл. В том и был вкус настоящей фестивальной жизни, на 9 дней объединившей и зрителей, и профессионалов под одним кровом.
Но 9 дней быстро прошли. Они пролетели буквально как разноцветный сон. И 19 июля в Фестивальном Дворце ( в полночь, как в сказке про Золушку, превратившемся обратно в театр Музкомедии) прошла церемония закрытия, на которой были розданы главные награды Фестиваля.
Праздник кино выпал на страшное время. Именно поэтому, в знак уважения к памяти павших в этой чудовищной безымянной войне, руководством кинофестиваля было принято решение провести церемонию без лишнего пафоса. Люди, погибшие в боинге, просто добавились в список той чудовищной войны, которая жестоко свирепствует на Украине вот уже не один месяц. Они пополнили список жертв, так же, как и мирные жители, погибшие в осажденных городах, как и солдаты, павшие в АТО, на поле брани. А потому настроение действительно было не праздничным. Ведь настоящее кино- это не праздник. Это не развлекаловка. Это серьезная нравственная работа для разума и души.
Церемония закрытия, проведенная в этом году, получилась более камерной и серьезной, как бы выдержанной в одном стиле необходимой гражданской серьезности, которую сейчас переживает все общество, а не только люди, связанные с кино.
Церемония началась с потрясающей музыки Юрия Кузнецова, в конце которой поднялся весь зал. Тон всему происходящему задала трагическая минута молчания, с которой и началась церемония- в память погибших, почтить память которых встали все люди, находящиеся в зале. Впрочем, тон некой грусти и трагической серьезности все время проскальзывал на протяжении всего вечера.
Конечно, было много радостных и приятных минут. Награда Кире Муратовой. Необычайно стильное цветовое оформление сцены. Корректная манера проведения вечера ведущими.
И самое главное- шквал эмоций победителей, многие из которых получали награды в буквальном смысле слова со слезами в глазах. Шквалом восторженных эмоций встретила Золотого Дюка победительница кинофестиваля, израильтянка, представлявшая фильм- победитель. Это был один из самых значимых и ярких моментов, когда главную награду, Гран- При пятого ОМКФ, получил фильм из Израиля режиссера Тальи Лави «Мотивации ноль».
Это была самая заслуженная и справедливая награда! Фильм действительно не оставил никого равнодушным и превосходил на много голов всех своих соперников ( впрочем, я уже писала об этом). Эта награда искренне порадовала всех любителей кино, посмотревших фильм. Но в то же время в восприятии проскальзывали какие- то грустные ноты.
Вспоминалось, что Израиль- это страна постоянной войны. Жестокая война идет в Израиле и сейчас. Но, несмотря на это, в Израиле постоянно снимается очень хорошее кино. Как- то же им удается так делать! Государство оказывает поддержку развитию киноиндустрии, а, главное, не мешает снимать нелепыми законами и политическими претензиями. Поэтому в Израиле идет война и снимается кино. А в Украине- нет. В Украине идет война. И наряду с этим происходит полная катастрофа с развитием культуры и кино. Впрочем, эта тема заслуживает отдельной статьи. И я обязательно разовью эту тему ( про украинское кино) в статье следующей. А пока- про церемонию закрытия.
Вторым по важности моментом (или просто следующим, очень сложно назвать этот момент вторым) стал фильм закрытия. И вот об этом мне хотелось бы поговорить особо.
Было даже странно- насколько организаторы кинофестиваля почувствовали жуткую, печальную ситуацию, в которой будет происходить закрытие, и как тонко выбрали соответствующий моменту фильм. Не просто печальный. Трагический. Фильм, после которого по выходе из зала так захватывает дыхание и слова застревают в горле, что думаешь только о том, как бы не расклеиться, не поддаться эмоциям, а потому- лучше, наверное, минут 20 ничего не говорить, помолчать.
Это фильм, после которого не можешь говорить. Я давно не видела такой трагической, такой пронзительной истории. Наверное, потому, что в нем затронута самая печальная, животрепещущая тема- тема прощания с очень любимым человеком, как отпустить этого человека от себя после его смерти, и позволить ему уйти навсегда, сохранив только боль разлуки и какие- то светлые воспоминания в душе о прошлом.
Мертвых надо отпускать. Они заслуживают прощения и прощания. Именно эту трагическую проблему решают главные герои фильма- бывший писатель, после смерти жены прекративший писать, и переквалифицировавшийся в сочинителя надгробных речей. И бывший узник Варшавского гетто, под конец жизни думающий только о том, как бы найти следы малыша Павла, единственного любимого им живого существа, погибшего чудовищной, трагической смертью, найти рисунки, которые ребенок мог оставить перед своей смертью.
Все, что осталось от Павла- детская игрушка, его любимая игрушка обезьянка на мотоцикле, которую он почему- то считал волшебной. Именно эту игрушку бывший писатель дарит маленькому мальчику, сыну своей подруги, якобы для того, чтобы ребенок загадал три заветных желания, а на самом деле для того, чтобы помочь ему проститься с трагически погибшим обожаемым папой, которого маленький мальчик все время продолжает ждать…
Исполнителем роли бывшего узника Варшавского гетто Виктора стал Пьер Ришар, в котором никто не узнал бы всеми любимого комика. Комический актер создал настолько сильный образ трагического героя, от которого не просто захватывает дух, а приходит понимание того, что Пьер Ришар, оказывается, является одним из глубочайших актеров современности.
Фильм называется «Бумажные души». Это совместная продукция Франции, Бельгии и Люксембурга. В главных ролях снялись культовые актеры. Стефан Гийон, исполнитель роли писателя Поля, знаменитый бельгийский эстрадный комик. Он очень знаменит на родине, но всегда работал на эстраде. Роль Поля стала его первой ролью в кино. И исполнение этой роли было мастерским. Второго главного героя, Виктора, сыграл Пьер Ришар, которого никому не надо представлять.
И, наконец, женский образ, Эмма, воплотила в жизнь французская актриса Жюли Гайе. Вам мало что скажет это имя? А если я уточню, что это та самая героиня знаменитого французского секс- скандала с любовницей президента Франции? Ну да, как раз эта актриса и является возлюбленной президента.
Причем об этом не знал никто из съемочной группы. По словам продюсера, скандал разразился почти на съемочной площадке, когда съемки были в самом разгаре, и шумиха несколько мешала во время съемочного процесса.
В Одессе фильм представлял продюсер Патрик Кине. Он не побоялся приехать на Украину, в Одессу, несмотря на все те ужасы, которые показывают по французскому телевидению. В них- то как раз и поверил Стефан Гийон, исполнитель главной роли, а потому категорически отказался от поездки, побоявшись ехать. По словам продюсера, он уже позвонил актеру, чтобы сказать- «так тебе и надо, все самое интересное ты пропустил! А главное- здесь абсолютно, ну просто совершенно безопасно!»
Особенностью съемок данного фильма стало то, что сценарист работал непосредственно на съемочной площадке. Такая практика очень распространена в Штатах, но для Европы это новинка. Оказалась новинка очень удачной, так как сценарист мог что- что корректировать и дополнять, изменяя сцены и диалоги прямо по ходу съемок.
Сценарий фильма был написан 3,5 года назад. Продюсерам сразу же понравилась серьезная тема жизни и смерти. Но от идеи до фильма прошел период в 4 года. Это было достаточно долгое воплощение идеи.
Больше всего создателям фильма понравилось работать с Пьером Ришаром. И после этих съемок у продюсеров возникли планы еще на 2 картины- разумеется, с Пьером Ришаром в главной роли.
Самой сложной проблемой создателей фильма стали поиски ребенка- актера. В Бельгии и во Франции пересмотрели более 100 детей, пока не остановились на маленьком герое этой истории. По словам продюсера, ребенок становился актером прямо на съемочной площадке. Его роль имела успех. Поэтому во Франции маленького актера поместили на постер фильма. Это была заслуженная награда за труд.
Несмотря на высокое качество фильма, прокат во Франции провалился. Фильм вышел на экраны на Рождество как рождественская история, и, по словам продюсера, не смог конкурировать с американскими фильмами и мультиками. Поэтому цифры проката оказались намного хуже, чем ожидали продюсеры.
А вот выход фильма на DVD принес успех. В октябре планируется прокат в Германии. В России же и Украине проката пока нет.
На родине фильм заслужил самые положительные отзывы всех известных кинокритиков. И не мудрено. В этом фильме заключена печальная, но вечная мудрость жизни. С мертвыми надо уметь прощаться. Мертвые заслуживают прощения и прощания. Несмотря на печаль живых.
Фильм словно специально был выбран к трагическим событиям в Украине и идеально подходил своей тяжелой темой, печалью. К печали- получилась печаль. Но для всего есть место в жизни. И поэтому смело можно говорить о том, что, несмотря на все испытания и трудности, организаторы фестиваля подарили и Одессе, и одесситам настоящий праздник. Вне зависимости от отношения к миру кино!
А потому церемония закрытия все- таки закончилась на радостной ноте- о том, что 6 фестиваль состоится с 10 по 18 июля 2015 года! Я очень надеюсь, что он состоится. Я буду его ждать.
Ирина Лобусова

Метки: омкф; фильм закрытия

Ирина Лобусова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100