Odessa DailyМненияПорошенко и другие проблемы Украины

Олег Устенко: «Внесистемный монстр» и его поведение: можно (и надо ли) обуздать чудовище? (тезисы о Нефтегазе)

Odessa Daily

8 марта 2019 в 11:43
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

1. Любой владелец собственности должен иметь возможность влиять на решения, касающиеся управления этой самой собственностью. Не думаю, что НАК «Нефтегаз» должен при этом быть исключением.

Олег Устенко: «Внесистемный монстр» и его поведение: можно (и надо ли) обуздать чудовище? (тезисы о Нефтегазе)

2. Государство – ОЧЕНЬ плохой собственник, но если собственность государственная, то до того, пока она не перешла в частные руки, оно должно иметь право влиять на решения. В противном случае, мы начинаем иметь дело с «внесистемным монстром», который «отбился от рук» и сам решает, что и как ему делать с чужой собственностью. При этом его действия не обязательно будут осуществляться в интересах собственника. 
3. Для государственного «внесистемного монстра» задача оставаться как можно дольше в таком статусе становится важнейшим условием для обеспечения своего собственного «варенично-сметанного» существования.
4. Для решения этой задачи «внесистемный монстр» должен подобрать «независимых арбитров», основной задачей которых становится одобрение любых его действий. Арбитры должны иметь хорошую репутацию, что будет оценено соответствующими компенсациями. Вот почему – скорее всего – при раскрытии статистики НАК Нефтегаза мы увидим, что зарплаты членов его набсовета более, чем внушительные. И, возможно, не соответствующие их реальному вкладу в деятельность компании. Но абсолютно соответствующие тому «Okay», которое они дают для топ-менеджеров компании по широкому спектру вопросов. Включая и вопросы их фантастически привлекательных оплат труда. 
5. Основная логика установления заработной платы на госпредприятии для любых категорий работников – как и на любом другом предприятии – одинакова. Она определяется альтернативной стоимостью труда – opportunity cost. Когда так сильно держаться за свое рабочее место, то это конечно может быть сигналом «небывалого рвения и огромной любви» как к компании, так и к делу, которым занимаются работники. Но это также может быть и свидетельством того, что альтернативная стоимость работника на рынке труда ниже. Возможно даже намного ниже. Возможно даже несоизмеримо ниже, чем та, в которую он сейчас оценен. Возможно, ему в этом помог его наблюдательный совет. Возможно, поэтому мы стали свидетелями «разборок» в менеджменте НАК «Нефтегаза», касательно того, кто и что делает не так. 
6. Возможно, тогда и правильно сказал вчера Гройсман, что объявляется конкурс на должность главы Нефтегаза. Возможно, тогда и правильно для текущего руководства попробовать еще раз посостязаться за такое «полюбившееся им место» на открытом конкурсе, как им предложил премьер. Но что не менее важно и о чем как-то «скромно забыли», так это то, что НАК «Нефтегаз» подлежит разукрупнению (unbundling), которого он сам так сильно не хочет. И тогда возникает БОЛЬШОЙ вопрос - мы сейчас даем объявление о поиске какого работника? Того, кто будет руководить небольшим разукрупненным направлением деятельности НАКа? Или группой юристов в Стокгольмском арбитраже? Или чем? И за сколько?

Источник: www.facebook.com (https://www.facebook.com/oleg.ustenko/posts/10217292878369505)