Odessa DailyМненияПорошенко и другие проблемы Украины

Об оценке работы Президента Порошенко. Итоги «децентрализации». Часть вторая

Леонид Штекель

16 декабря 2018 в 21:23
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Избрание Президентом Украины Петра Порошенко и начавшаяся летом 2014 года почти полноценная война на Востоке, полностью сменили политическую повестку дня. Сепаратизм, как главный враг Украины, закрыл для основных политических игроков тему самостоятельности регионов.

Об оценке работы Президента Порошенко. Итоги «децентрализации». Часть вторая

Все крупные политические партии сделали ставку на дальнейшую централизацию и бюрократизацию страны. По сути, уже летом 2014 года все системные идеи Майдана были отброшены.

В чем причина этой метаморфозы?

Возврат Верховной Раде всей полноты власти в стране, а затем окончательная реставрация центральной власти после выборов Петра Порошенко произошли на фоне так и не завершившейся реформы местной власти, начатой Майданом.

Напомню. Майдан в период борьбы с Януковичем, попытался создать по Украине сеть Народных рад, которые должны были стать полномочными представителями киевского Майдана в регионах. Однако за этим решением не стояло никакой реальной политической воли, это были лишь благие пожелания. У местных Народных рад не было ни средств, ни возможностей, ни кадров реализовать эту реформу, мало того, у них не было никакой реальной власти, так как Майдан лишь декларировал эту реформу, а не пытался ее хоть как-то выстроить.

А после конца февраля 2014, когда власть в стране Майдан, фактически, передал новой коалиции в Верховной Раде, новая старая власть постаралась максимально быстро восстановить все структуры старой власти.

Политически в стране не оказалось лидеров, способных осознать, что кризис власти Януковича носил системный характер был напрямую связан с существующей моделью власти. Если в России в 1993 году это проблема была осознана и хоть в какой-то мере решена, то в Украине эта проблема вообще исчезает с политической повестки дня.

Старая элита и старая система власти вполне дополняли друг друга. Неизбежные конфликты и столкновения интересов не должны закрывать главного: существующая политическая элита на момент февраля 2014 года была заинтересована в замораживании ситуации, а Майдан не сумел найти своей роли в этом политическом раскладе.

На самом деле не война на Востоке, не сепаратизм заставили отменить в стране системную реформу власти, а твердое нежелание политической элиты что-либо менять в стране. Ее – эту элиту, все устраивало. А у тех, кого эта система не устраивала –не было власти. И ничего удивительного нет в том, что после выборов в парламент осенью 2014 не произошло обновления власти. Дело даже не в отдельных фальсификациях на выборах, хотя их было бесконечно много. Дело в том, что существующая система власти и фальсификации на выборах – это одно и то же. Фальсификации являются составной частью системы власти. Не сломав систему, избавиться от фальсификаций невозможно.  

Примерно через год после прихода к власти, Петр Порошенко начинает новую компанию «децентрализации власти». Хотя название остается в силе, эта кампания имеет совершенно иную цель. Кампания является подготовкой к возврату власти в стране президенту, которая у него была частично отобрана после февраля 2014 года. По сути эта новая кампания не имела никакого от ношения децентрализации, а была на целена на то, чтобы ограничить права Кабмина.

В это время реальная власть Петра Порошенко – президента страны и Арсения Яценюка – главы Кабмина, были примерно равны. И данную реформу Порошенко нацелил на то, чтобы отобрать власть у Арсения Яценика. Напомню: были разработаны тезисы реформы, которые были призваны определить форму контроля центральной власти над местным самоуправления. В том числе и на областном уровне.

Я участвовал и в одесской дискуссии общественных активистов по этому вопросу, и в общеукраинской сессии представителей регионов в Киеве для конечного обсуждения проектов.

Характерно, что как на местном уровне в Одессе, так и на уровне Киева общественные активисты не поддержали ни президентский вариант, ни вариант кабмина. Именно тогда мне пришлось увидеть картину, которая предопределяла будущее Украины. Депутаты ВР (от фракций формально майдановских), которые присутствовали на киевской сессии. Они вообще не слышали, что говорили активисты. Такое было ощущение, что происходит разговор с глухим. Депутаты пришли к нам, чтобы рассказать, как должно быть. Наше мнение их вообще не интересовало.

Впрочем, в этой игре, как и следовало ожидать, победил Порошенко. Очень быстро Порошенко сумел убедить лидеров других партий, что «слишком много власти» для Арсения Яценюка снижает ИХ власть. То есть, чем больше Арсений Яценюк отбирает у президента полномочий в пользу кабмина, тем выше его статус в политике. А значит и в Верховной Раде. В результате, при поддержке других политических партий, Порошенко сумел отбить атаку на свои полномочия, а затем укрепить их, играя на противоречиях между политическими группами.

Именно в момент поражения Арсения Яценюка в борьба за региональные представительства, Петр Порошенко начал постепенный возврат в свои руки власти Виктора Януковича. Фактически сегодня он обладает реальной властью, почти равной власти Януковича. Главная слабость Порошенко – в отсутствии четко выраженной системы «смотрящих», которые при Януковиче играли бизнес-политическую роль, то есть были и представителями бизнеса Семьи, и, де-факто, его личным «КПСС». Но это Петр Порошенко, вероятно, оставил на второй срок.

Фактически разгромив своих врагов и почти вернув себе власть Виктора Януковича, Петр Порошенко должен был имитировать некую деятельность, прежде всего, ради западных спонсоров. И вот именно тогда, уже в третий раз была вынесена на политическую арену программа «децентрализации».

Надо сказать, что если первая попытка децентрализовать страну, действительно, была нацелена на децентрализацию, если вторая попытка, которая, фактически, представляла собой борьбу между Президентом и Премьером, и в какой-то отдаленной степени имело отношение к реальной децентрализации, то третья попытка никакого отношения к децентрализации не имела вообще. Была взята программа, разработанная в 2010-2012 гг. для Виктора Януковича. Программа эта входила в целую сеть политических проектов, призванных имитировать оппозиционную деятельность (например, путем создания, так называемых, Общественных советов), социального заказа и других общественных форм, которые должны были создать иллюзию общественно-политической деятельности при тотальной власти клана Януковича. Набор политических симулякров.

(Продолжение следует)

Часть первая

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100