Odessa DailyМненияПорошенко и другие проблемы Украины

Об оценке работы Президента Порошенко. Итоги «децентрализации». Часть первая

Леонид Штекель

16 декабря 2018 в 12:51
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

У меня возник спор с Петром Обуховым, членом партии БПП (он был депутатом облсовета от этой партии) и моим хорошим знакомым Володей Гошуренко по поводу оценки деятельности Президента Порошенко.

Об оценке работы Президента Порошенко. Итоги «децентрализации». Часть первая

Спор начался с того, что Петр Обухов, использовав методику Комитета избирателей, решил сравнить программу Петра Порошенко и то, что он сделал на самом деле.

В чем заключается эта методика? Мы выбираем все декларируемые идеи, которые изложены в программе кандидата, а затем смотрим, какие из этих предложений были реализованы в действительности. Теоретически все это очень красиво выглядит, но на практике возникает масса серьезнейших проблем.

Во-первых, этот метод не учитывает важность поднятых вопросов. То есть можно из программы выполнить сто пятьдесят маленьких дел, не требующих особых затрат, и не выполнить главные вопросы, вокруг которых, на самом деле, и происходит основные столкновения мнений. То есть, у каждой проблемы есть свой, условно говоря, «вес», и «взвешивая» итоговый результат, нас волнует не столько общее количество решенных проблем, сколько их реальный «вес». Но для этого необходимо экспертная оценка «веса» каждой проблемы, а это очень не просто сделать на уровне области и города.

Во-вторых, и это самое важное. Мы страна тотальной имитации. Очень часто предложенные решения лишь имитируют решение проблемы, а на самом деле таковыми не являются. И опять таки, в этом случае требуется экспертная оценка, является ли данное решение, действительно, решением проблемы?

По поводу самой методики у меня были уже большие споры с Анатолием Бойко об ущербности самой методики оценки. Анатолий обосновывал ее существование тем, что иной оценки просто нет. Для полноценной работы требуется привлечение большого числа экспертов, которые могут провести этакий публичный аудит деятельности. Но таких экспертов, фактически, нет на уровне регионов. На мой взгляд, без решения вопросов критериев оценки, этот анализ слишком поверхностный. Но Анатолий Бойко считает, что лучше такой, чем никакой. В данном случае, он, возможно, прав.

Поэтому и была использована упрощенная методика: если депутат делает что-то, что он именует вариантом решения проблемы, значит, априори считается, что это и есть решение проблемы. Таким образом вопрос реализации программных деклараций становится вполне понятным и конкретным: можно в процентах посчитать, сколько именно своих программных деклараций из предвыборных заявлений выполнил депутат.

При этом неизбежно остается за кадром главный вопрос: а насколько предложенный пакет мероприятий соответствует заявленной цели?

Так вот, должен сразу сказать, чаще всего в наших условиях, абсолютно не соответствует. Депутат делает нечто, не имеющего никакого отношения к решению тех проблем, которые декларируются.

Но вернемся к президенту Порошенко. Мы сейчас не будем в целом оценивать его действия, поговорим об одном измерении – о децентрализации.

Как вообще в нашей политике появился этот термин, и что он изначально означал?

Появился этот термин в ходе Майдана. Дело в том, что именно Майдан вновь поставил один важнейших вопросов нашей экономики на повестку дня: сверцентрализация экономики, которая неизбежно сопутствует второй главной проблеме страны – монополизации экономики.

Простой пример. За годы независимости реальное население Киева выросло более, чем в пять раз. Принято считать, что это неизбежно для унитарной страны. Но это не так. Очень характерен пример Польши. Разумеется, за годы реальной независимости Польши, ее столица сильно выросла. Но эта цифра неизмеримо меньше. По мнению польских экспертов, Варшава с 91 года выросла примерно в два раза по населению.

Разумеется, на память сразу приходит пример Москвы. Но рост Москвы связан не только с централизацией. В силу российского законодательства, очень многим компаниям, работающим в регионах, выгодно именно в Москве содержать свой центральный офис и платить здесь основной налог. Конечно, и здесь играет свою роль централизация, но это косвенная реакция. В определенной степени, пример Киева беспрецедентен даже на просторах бывшего СССР даже по сравнению с Москвой: Украина является САМОЙ централизованной из стран бывшего СССР.

Хорошо видно, что вся политическая жизнь страны проходит в Киеве, именно здесь находится львиная доля СМИ, обладающих хоть каким-то влиянием в стране. Любой мало-мальски развитый бизнес, рано или поздно переходит в Киев: если мы возьмем тот же HOTLINE, то доля киевских компаний в нем будет составлять гораздо больше половины. Примерно две трети фирм из HOTLINE – киевские.

Для экономики это катастрофа. Страна, у которой весь бизнес группируется вокруг столицы – это страна с бизнесом в стадии постоянного застоя. Не говоря уже о том, что политически эта система является катастрофой для страны: подобная политическая модель не способна развиваться, она неизбежна переходит из одного кризиса – в другой, из одного застоя – в другой. И соответственно – от одного Майдана – к другому!

Майдан, который пытался не просто сменить Януковича, а предложить некую повестку дня на будущее, изначально выдвинул идею децентрализации -- децентрализации, как самостоятельности регионов. Это была одна из главных программных идей Майдана.

В принципе, для Украины остается очень актуальным вопрос о федеральном устройстве. Однако по политическим причинам (федеральное устройство было взято лозунгом российской анти украинской кампании сначала Игорем Марковым, а потом Медведчуком) ярлык «федеральное устройство» рассматривался политиками в Украине как российская ловушка. Поэтому был использован термин самостоятельности регионов, хотя на самом деле речь шла об одном и том же: уровень управления должен быть максимально сдвинут в регионы из центра, уровень централизации налогов должен быть снижен хоты до 40, а лучше до 30 процентов, регионы должны стать полноценным участниками политической деятельности в стране.

Именно это было названо децентрализацией. Именно это звучало в речах того же Порошенко ДО избрания. И именно эта программа была похерена сразу после избрания Порошенко.

(Продолжение следует)

Часть вторая

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100